В Санкт-Петербурге прошёл XIV Международный фестиваль «Опера — всем» — крупнейший в городе оперный open-air. В этом году программа включала четыре постановки, которые были показаны на знаковых городских площадках.
Открытие состоялось в Юсуповском саду оперой Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй». На Пионерской площади у ТЮЗа им. Брянцева зрители услышали «Саломею» Рихарда Штрауса. Во дворе Екатерининского дворца в Царском Селе была представлена опера Даниэля Обера «Чёрное домино». Финальный аккорд прозвучал на Соборной площади Петропавловской крепости — «Хованщина» Модеста Мусоргского в исполнении оркестра и хора Музыкального театра им. Ф. И. Шаляпина под управлением Фабио Мастранджело.
Все спектакли прошли в формате open-air и были доступны для свободного посещения. По данным организаторов, общее число зрителей превысило 100 тысяч человек, что подтвердило высокий интерес к проекту.
Фестиваль проводится при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга, организаторами выступают Музыкальный театр им. Ф. И. Шаляпина и НП «XXI век». Арт-директор — Виктор Высоцкий, музыкальный руководитель — Фабио Мастранджело. В постановках участвовали оркестр «Северная симфония», хор театра и приглашённые солисты Мариинского, Михайловского театров и других сцен города.
По словам организаторов, ключевая идея фестиваля — сделать оперу максимально доступной и вывести её за пределы закрытых залов. Этот подход соответствует тенденции к расширению музыкального образования среди взрослой аудитории. По данным Российской академии музыки им. Гнесиных, за последние три года количество слушателей дополнительных курсов выросло почти на 40 %, и значительная часть этой аудитории — люди старше 35 лет.
В Петербурге аналогичную задачу решают и частные проекты. Так, на Петроградской стороне работает школа вокала Kaada, где занятия строятся вокруг идеи доступности: взрослые начинают с нуля, пробуют себя в пении без академического давления и открывают новые возможности для самовыражения. Такие пространства становятся логичным продолжением культурных инициатив, которые стремятся разрушить барьеры между профессиональным искусством и любительским участием.