Версия // Общество // Сергей Шойгу нашёл способ освоить 2,5 триллиона рублей

Сергей Шойгу нашёл способ освоить 2,5 триллиона рублей

8276

БАМ не вам

3
В разделе

В Минобороны заявили, что Железнодорожные войска России приступают к строительству второй ветки Байкало-Амурской магистрали (БАМ). На эту гражданскую стройку направят 10 бригад железнодорожных войск. «Наша Версия» разбиралась, почему не нашлось альтернативы военным железнодорожникам.

10 бригад – это фактически полная численность железнодорожных войск сегодня. Строительство начнёт 5-я железнодорожная бригада из Абакана, потом подключатся остальные.

Как можно быстрее

Ставится задача завершить стройку как можно быстрее. На совещаниях прозвучало объяснение: нужно удвоить поставки угля из Сибири к восточным портам для экспорта, а нынешние мощности РЖД сделать это не позволяют. К тому же неоднократно сообщалось, что на прилегающих к БАМу территориях открыты крупные месторождения и других полезных ископаемых. Для их разработки и вывоза также нужно наращивать транспортный потенциал. Да и о необходимости увеличить проходимость транспортного коридора из Китая в Европу через территорию России тоже было заявлено неоднократно.

Словом, запрос на расширение БАМа созрел давно. Но при чём здесь военные? Ведь очевидно, что использовать железную дорогу будут гражданские, а во многих случаях даже не государственные, а частные компании. Никаких явных причин бросать всю мощь железнодорожных войск на БАМ на первый взгляд нет. Да, вторую ветку БАМа можно использовать для доставки грузов на строящийся неподалёку космодром Восточный. А он считается объектом военным. Но стройка идёт уже много лет, и грузы успешно завозятся по Транссибу, от которого к космодрому была проложена 100-километровая подъездная ветка. Пока реконструируют БАМ, глядишь, и космодром уже будет достроен.

Есть и другое объяснение для привлечения военных. Мол, расширенный БАМ позволит быстрее перебрасывать на Дальний Восток воинские части в случае вооружённого конфликта. Но даже если такой вариант и рассматривается, то как раз таки в этом случае стоило бы подумать о конспирации и представить расширение БАМа как чисто коммерческий проект. А вот огромную стройку с участием военных соседи могут расценить как знак враждебных намерений. Хотя вряд ли обострение отношений с Китаем или Японией входит в планы руководства страны. Но об этом скорее всего даже не думали.

Астрономические суммы

Истинные причины для привлечения военных на БАМ, судя по всему, далеки от вопросов обороны. И связаны они с освоением бюджетных средств. Цифры здесь фигурируют астрономические. В 2013 году затраты на модернизацию БАМа оценивали почти в 1 трлн рублей, но за восемь лет оценки стоимости неуклонно росли, сегодня они уже приближаются к 2,5 трлн рублей. Для сравнения: это втрое больше, чем траты на строительство олимпийских объектов к сочинской Олимпиаде 2014 года.

Наверняка строительные магнаты хотели бы сорвать этот куш, пусть лаже поделив его между собой. Но лоббистские возможности Министерства обороны оказались сильнее. Так что весь бюджет будет освоен под руководством Сергея Шойгу. Говорят, что его аппаратное влияние сейчас сильно как никогда. Недаром же он лично сопровождал президента в поездке по тайге.

Впрочем, практика привлекать военных к сооружению гражданской инфраструктуры уже отработана. Просто до сих пор стройки были не такие масштабные, как БАМ. В Минобороны ранее сообщали, что только в 2020 году железнодорожные войска привлекались для экстренных работ в ряде регионов. Военные участвовали в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций при разрушении железнодорожного моста через реку Колу в Мурманской области. Вели земляные работы при прокладке водопроводов в Крыму. В 2008 году они обновили железнодорожную ветку Сочи – Сухуми. Сейчас военные железнодорожники прокладывают рельсы на участке Кызыл – Курагино к угольным месторождениям Тувы.

По теме

Самым громким и политически важным проектом железнодорожных войск стало сооружение пути на перегоне Журавка – Миллерово в обход территории Украины в 2015 году. Расходы на этот объект оцениваются в 50 млрд рублей. Также известно, что военные принимали участие и в строительстве Крымского моста, но какую часть бюджета освоили, не раскрывается.

Кстати

В последние годы происходили частые реформы железнодорожных войск, одно время шла речь об их полной ликвидации. Однако в 2009 году в ходе реорганизации тыла ВС РФ были сформированы четыре территориальных командования железнодорожных войск со штабами в Смоленске, Волгограде, Екатеринбурге и Хабаровске. В их составе сегодня суммарно находится 10 бригад постоянной готовности и два понтонно-мостовых железнодорожных батальона. В арсенале у них огромный парк тяжёлой техники, в том числе самосвалы повышенной проходимости, автопоезда, путеукладчики, бульдозеры, сваебойное и буровзрывное оборудование, мостовые, железнодорожные и автомобильные краны, сборно-разборные пролётные строения и опоры, мосты-эстакады. Так что военные железнодорожники имеют опыт и оборудование для работы в тяжёлых условиях.

Возможно, решение использовать для расширения БАМа военных было продиктовано и опытом советских времён. Ведь при строительстве первой ветки магистрали в самых труднодоступных местах привлекали железнодорожные войска. Было задействовано два корпуса со штабами в Тынде и Чегдомыне. Именно они уложили с 1974 по 1989 год около 1,5 тыс. километров главного пути, то есть почти треть всей протяжённости БАМа.

Анатолий Цыганок, руководитель Центра военного прогнозирования

– Модернизация БАМа – это не военный проект. Участок, который будут модернизировать железнодорожные войска, расположен вдали от крупных воинских гарнизонов. Причина использования на строительстве военных в другом: за последние 20–30 лет численность населения в зоне БАМа уменьшилась как минимум в 2 раза. Студенческие строй­отряды для модернизации магистрали давно не привлекают. Заключённых на строительстве инфраструктурных объектов используют, но ограниченно. Имеющиеся рыночные стимулы не срабатывают, рабочих на стройку в таких суровых климатических условиях не наберёшь. Поэтому вполне логично, что к работе на БАМе привлекают военных железнодорожников. Тем более это может стать полноценной заменой учениям. Но при этом важно, чтобы армия не стала пожарной командой, чтобы тушить и нейтрализовать возможные проблемы, связанные с экономической ситуацией.

Василий Зацепин, эксперт в области военной экономики

– Ситуация с привлечением железнодорожных войск очень похожа на ту, когда начинали строить БАМ в Советском Союзе. Фактически история повторяется, главное – чтобы не в виде фарса. Действительно, в России сегодня невозможно найти столько рабочих рук, чтобы реализовать такой масштабный объект. Кроме того, военные смогли пролоббировать получение этого заказа. Выгода для экономики страны здесь совсем неочевидна. Только на первый взгляд кажется, что военные обойдутся дешевле, чем гражданские фирмы. При отсутствии конкуренции военные смогут диктовать цены.

В связи с привлечением железнодорожных войск одно можно утверждать совершенно точно: строительство второй ветки Байкало-Амурской магистрали будет завершено вовремя. У Минобороны для этого достаточно ресурсов. Скорее всего строители будут жить в нормальных условиях и им будут доплачивать и за сложные климатические условия, и за переработку.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 12.04.2021 09:30
Комментарии 5
Еще на сайте
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх