Тысячи россиян, ранее купивших автомобили, произведённые в Казахстане, получили от Федеральной таможенной службы уведомления с требованием доплатить утилизационный сбор. При этом речь нередко идёт о суммах в миллион рублей и больше. Юристы поясняют: хотя формально автовладельцы не виноваты, отбиться от выплаты не получится.
Интерес к казахстанскому авторынку возник у россиян в 2022 году. Тогда, после ухода из РФ европейских и азиатских автопроизводителей, многие вспомнили, что Skoda, Kia, Chevrolet и Hyundai имеют заводы в Казахстане. Расчёт казался верным. Во-первых, разница в стоимости одной и той же машины в российском и казахстанском салонах зачастую отличалась в полтора раза. Во-вторых, поскольку республика входит в Евразийский таможенный союз, купленные в Казахстане автомобили могли пользоваться льготами при проведении таможенной очистки.
Вот почему тысячи россиян, не желавших покупать наводнившие страну китайские авто, ринулись за машинами к соседям. Согласно данным статистики, в 2023 году из Казахстана в РФ въехали 44,7 тыс. новых машин и 2,2 тыс. с пробегом. В 2024 году границу пересекли порядка 30 тыс. автомобилей. Затем российские власти спохватились и ужесточили правила ввоза, из-за чего объёмы импорта упали. Однако понятно, что в целом в РФ успело попасть порядка 80–90 тыс. казахстанских машин. Именно такое количество граждан РФ и оказалось теперь под ударом. Причём в группе риска не только те, кто ездил за автомобилем лично, но и те, кто покупал их у перегонщиков.
Суть дела в следующем. При ввозе машин в Россию был уплачен только так называемый коммерческий утильсбор. Теперь же в ФТС заявляют, что, поскольку сборочные производства расположены на территории свободной экономической зоны, на них имеется импортная таможенная декларация. А значит, сумма утильсбора должна рассчитываться иначе. При этом доплатить требуется не только саму сумму сбора, но и пени за всё время, которое владелец пользовался машиной. В итоге за Skoda Kodiaq требуют доплатить 1,5 млн рублей, за Chevrolet Tahoe – 3,5 миллиона.
Проблема не воспринималась бы так остро, если бы автовладельцы не чувствовали себя обманутыми. Сейчас в ФТС заявляют: мол, расчёт утилизационного сбора плательщики производят самостоятельно. Однако граждане негодуют: они платили ровно столько, сколько указывали таможенники! В противном случае покупатели машин не смогли бы получить электронный ПТС и поставить авто на учёт. Кроме того, они не могли знать о наличии таможенной декларации, поскольку во всех документах указывалось: производитель автомобиля – Казахстан. И ФТС принимала эти документы. Почему же теперь люди должны страдать?
Однако логика и закон не всегда идут рука об руку. Юристы поясняют: таможня действует в своём праве, так что отбиться от дополнительной уплаты сбора не получится. К тому же в судах понимают: главная функция ФТС – пополнять бюджет, а эта задача сегодня считается приоритетной. Потому таможенники широким бреднем ловят всех, кому можно предъявить доначисления. Прежде в аналогичной ситуации уже оказались граждане, приобретавшие машины в Армении. Желание сэкономить в итоге вылилось в то, что автовладельцам теперь приходится платить гигантские суммы – порой в разы больше стоимости самого автомобиля. Так, жителю Ростова-на-Дону, купившему в Армении за 300 тыс. рублей 20-летний Nissan Fuga, предстоит уплатить 2,35 млн рублей. При этом прокуратура подтвердила, что сотрудники таможни при оформлении автомобиля допустили ошибку в расчётах. В итоге им было внесено представление, тогда как расплачиваться за их промах придётся несчастному гражданину.



