Версия // Культура // С июня по сентябрь в ЦДХ впервые проходит выставка Бэнкси

С июня по сентябрь в ЦДХ впервые проходит выставка Бэнкси

5228

Вандализм или искусство?

В разделе

Бэнкси (англ. Banksy) — псевдоним имеющего мировую известность английского художника и скульптора, работающего в стилях граффити и стрит-арта. Считается, что он родился в 1974 году в английском городе Бристоле. С конца девяностых годов Бэнкси стал заниматься граффити и поначалу действовал как обычный райтер.

Со временем рисунки Бэнкси становятся масштабнее, работы привлекают внимание, причем не только почитателей его таланта, но и властей. Жизнь художника, занимающегося стрит-артом, со временем усложняется. Ему приходится прятаться от полицейских, ведущих неусыпную борьбу с граффитчиками. Чтобы экономить время, он начинает пользоваться трафаретами при создании своих уличных рисунков. И уже к середине «нулевых» благодаря своему таланту и остросоциальной тематике своих граффити, Бэнкси прославился сначала в Англии, а затем и во всём мире.

Но, прежде чем обратиться более подробно к творчеству Бэнкси, посмотрим, уважаемые читатели, что представляют собой в 2018 году причудливые узоры граффити? Они включают в себя весь современный визуальный ряд от комиксов, абстрактных персонажей – до этнических и тату-рисунков в стилях Хип - Хоп, Панк, Нью – Металл, Фэнтези, Нью - Скул, Хай - Тек, Сюр, Экстази и так далее.

Их узоры покрывают обширные площади городских стен, транспорт, гаражи, различные конструкции и механизмы мегаполисов в самых разных странах мира: от Аргентины и Австралии – до Японии и России. Что оправданно позволяет назвать граффити в основном уличным искусством (стрит-артом).

По крайней мере, известно, откуда пошла тенденция, украшать жилища и ритуальные объекты рисунками, надписями и настоящими произведениями искусства, расписывая их как внутри, так и снаружи. Помимо древнейших изображений наскальной живописи, на которых в основном рисовались сцены охоты, из истории вспоминаются египтяне, обильно раскрашивавшие свои пирамиды как внутри, так и снаружи! Например, французы, завоевавшие Египет во времена Наполеона, еще застали цветные панно, украшавшие поверхности пирамид в Гизе. О чем вам с удовольствием поведают местные гиды.

Такова предыстория. Но где зародилась мода на настенные рисунки, сделанные вначале несмывающимися маркерами, а после красками из аэрозольных баллончиков, до сих пор неясно: то ли в Америке (Нью – Йорк), а может быть в Англии (Лондон) в конце 1960 – х начале 1970 – х годов или в Германии 1950 – х на территории Западного Берлина, где после возведения Берлинской стены, люди некоторое время писали сообщения для оставшихся в восточном Берлине родственников на стенах зданий со стороны его западной части. Споры идут жаркие, и кто окажется в итоге прав, как всегда покажет время.

Один из уважаемых в мире райтеров людей – немецкий граффитер по прозвищу Оден так сформулировал примерную цель, к которой может стремиться увлекающийся граффити человек: «нарисованное слово не должно восприниматься как слово, а буквы, как буквы…». У Бэнкси – все по-другому!

Присмотримся к его работам внимательнее. «Flower Thrower» - «Человек, бросающий букет цветов» вместо камня или бутылки; Обезъяна, задумчиво стоящая с подносом фаст-фуда; Смерть, как бы плывущая с косой в лодке по реке; Подросток, которого от избытка переполняющих эмоций, тошнит цветами; Надписи, извещающие, что мы все находимся под неусыпным наблюдением; Некто, слушающий стетоскопом нарисованное сердце и так далее.

Действительно, они мало кого оставляют равнодушными! Отношение к ним варьируется от полного неприятия и обвинений в вандализме, до настоящего культа. К примеру, представители организаций (вроде «Keep Britain Tidy») борющихся за чистоту улиц и домов, утверждали, что работы Бэнкси являются «обычным вандализмом».

Его работы подвергались расстрелам из пейнтбольного ружья шариками с синей краской, выставлялись в модных галереях (выставка «Экзистинциализм») и на складе (выставка «Turf War»).

Они продавались за бешеные деньги на аукционах искусств (например, в 2013 году граффити «Рабский труд», нарисованное Бэнкси в мае 2012 года в ответ на празднование 60-летия правления королевы Елизаветы II, было продано с аукциона за сумму свыше 750 тысяч евро) и просто распродавались прохожим за несколько десятков долларов на улицах больших городов.

Картины Бэнкси замазывались черной краской, а после восстанавливались по требованию общественности. Его совместная (в ней также участвовали 50 художников) комически-сатирическая выставка в парке развлечений «Dismaland» была посвящена темам острых социальных проблем и апокалипсису.

Личность Бэнкси давно не дает покоя журналистам и общественности. Не раз в прессе появлялись новости о расшифровке, прячущейся за псевдонимом личности художника. По одной версии, его настоящее имя — Роберт или Робин Бэнкс. По другой версии, Робин Каннингем. По третьей версии, Роберт Дель Ная, британский певец и музыкант из группы Massive Аttack. Пока все версии оказывались фейковыми и реального подтверждения не получила ни одна из них!

Талантливый человек нередко бывает разносторонним. В 2010 году Бэнкси принял участие в Берлинском международном кинофестивале «Берлинале» со своим фильмом «Выход через сувенирную лавку» («Exit Through the Gift Shop»).

В общем, Бэнкси сделал и продолжает делать многое, чтобы зафиксировать мимолетность и быстротечность момента на поверхности.

Нельзя также не отметить, чтобы современная субкультура граффити проявила одну очень важную особенность: она придает окружающему нас пространству новый статус! Художник благодаря своему творению чувствует себя выделенным из толпы одиноких людей, одновременно, сам являясь безымянным (скрываясь за псевдонимом в случае Бэнкси).

Таким образом, он выводит наружу свое миропонимание или, может быть, политический протест. Привлекая или отталкивая, подавая знак или сигнал, сознательно или нет, но формируя новую среду обитания в современном пост – индустриальном обществе, где вы уже не чувствуете себя в одиночестве благодаря таким мимолетным меткам («тэгам») и самобытным художественным способам самовыражения. А уж являются они вандализмом или искусством, как мы озаглавили нашу статью – решать каждому человеку самому.

До сентября 2018 года вы вполне сможете это сделать при желании в ЦДХ (Крымский вал, 10).

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 12.10.2021 13:11
Комментарии 0
Наверх