Версия // Общество // С 1935 года в Финском заливе строилась самая большая военно-морская база СССР

С 1935 года в Финском заливе строилась самая большая военно-морская база СССР

5174

История одного строительства

В разделе

В 30-е годы ХХ века в Советском Союзе началась индустриализация. Повсеместно по всей стране строились заводы и фабрики, железные дороги, каналы, морские и речные порты. Строились новые города – Комсомольск-на-Амуре (строительство 201), Молотовск (ныне Северодвинск, строительство 202). Страна готовилась к реализации нескольких проектов «двойного назначения». В те годы о них ничего не было известно, но в 60-е – 70-е годы информация об этих проектах всё-таки появилась.

Так страна узнала о строительства в 1932 – 1942 годах Байкало-Амурской магистрали, о строительстве 501, 503 (Трансполярная железная дорога Чум-Салехард-Коротчаево-Игарка, которую в народе прозвали «мертвая дорога») и 506, 507 – (строительство железнодорожного тоннеля под дном Татарского пролива с материка на остров Сахалин). Работы над военными инженерными сооружениями в ту эпоху было окутано тайной, но в послевоенных мемуарах многие полководцы рассказывали о линии укреплений, построенной вдоль западных границ СССР, названной «Линией Сталина». В этой статье мы расскажем о практически неизвестном строительстве 200 – строительстве самой большой военно-морской базе в предвоенном СССР и городе-спутнике на берегу Финского залива, и о его неожиданном продолжении в наши дни.

Сложная межвоенная Балтика

До первой мировой войны побережье Балтийского моря находилось под контролем трех монархий – Российской Империи, королевства Швеция и кайзеровской Германии. После войны ситуация кардинально изменилось – на мировой карте появились пять новых государств, имеющих выход к Балтийскому морю. Финляндия, Польша, Литва, Латвия и Эстония стали новыми игроками в балтийском регионе. Игроками не самостоятельными, но активными. Тогда применительно к этим странам появился новый политический термин – страны «лимитрофы». Хуже всего от этих изменений было Советской России – у страны остался только самый конец Финского залива с Кронштадтом и Ленинградом и южный берег Финского залива до Усть-Луги. Знакомая ситуация, не правда ли? Сегодня у современной России под контролем, кроме этой части Балтики есть только кусок балтийского побережья около Калининграда. Тогда, в 20-е годы, ситуация была несколько лучше, так как не было необходимости планировать действия флота из двух баз, расположенных на противоположных концах Балтийского моря. У командования Балтийским флотом был только один район развертывания сил флота – Финский залив от Большого Кронштадтского рейда до Усть-Луги. Этим Красный Балтийский флот и пользовался. С 1922 года корабли Балтийского флота весь период, когда залив свободен ото льда приходили на так называемом «Рейде Ручьи» – часть акватории в Лужской губе недалеко от города Усть-Луга.

По теме

Первый поход Балтийского флота в Лужскую губу произошёл в 1922 году. Только отгремела Гражданская война, флот переходил к мирным планам. В Лужскую губу пришли четыре эсминца и две канонерские лодки с курсантами военно-морских училищ. Будущие офицеры знакомились с морским театром. Летом 1924 года состоялся первый зарубежный поход Красного флота. Крейсер 1 ранга «Аврора» и учебное судно «Комсомолец» совершили поход по маршруту Кронштадт – Берген – Архангельск – Кронштадт. Первой остановкой на маршруте стал рейд Ручьи. На переходе из Кронштадта крейсер и учебное судно сопровождал отряд Балтийского флота в составе линкора «Марат», эсминцев «Железняков» и «Сладков», канонерской лодки «Красное знамя», двух подводных лодок «Товарищ» и «Большевик» и посыльного судна «Кречет». Учебные корабли после стоянки на рейде ушли в Норвегию, а отряд кораблей начал отрабатывать элементы боевой подготовки. В следующем 1925 году на рейд Ручьи пришли уже два линкора и шесть эсминцев-«новиков». После этого посещения рейда Ручьи стало постоянным для кораблей Балтийского флота. Моряки пытались выжать максимум из того незавидного положения, в котором оказался Балтийский флот. И этот максимум заключался в том, чтобы создать в Финском заливе две точки базирования на противоположных концах залива – одна в том месте, где залив граничил с Балтийским морем, а вторая в глубине, недалеко от устья Невы. Постепенно, в Наркомате обороны и в ЦК созрело понимание необходимости создать в районе рейда Ручьи полноценную военно-морскую базу по типу Кронштадта. Это должно было способствовать значительному повышению боевой устойчивости Балтийского флота СССР.

Строительство 200

Это строительство, в определенном смысле, было уникальным, даже по меркам советской индустриализации. Дело в том, что нужно было построить не только военно-морскую базу. В планах было построение полноценного города, комплекса фортов и батарей для его защиты, как с суши, так и с моря, строительство специальной военной железной дороги для базирования крупнокалиберной железнодорожной артиллерии для защиты южного берега Финского залива, строительства сети шоссейных дорог. До этого в СССР строили большие заводы, новые города (например, Комсомольск-на-Амуре), железные дороги, мосты и тоннели, но в комплексе на большой территории построить военно-морскую базу, город, укрепрайон вокруг него, специальную железную дорогу и мн6ого чего еще, увязав это всё в единое целое – такого в истории индустриализации еще не было. Как практически все большие стройки того времени, строить предполагалось с помощью заключенных. Для этого в 1937 году был сформирован Лужский исправительно-трудовой лагерь – ЛУЖЛАГ, входивший в структуру печально известного ГУЛАГ-а. Располагался он в районе деревни Касколово. Официальными задачами лагеря было строительство военно-морской базы Ручьи, города Комсомольск-на Балтике и железной дороги. Лагерь просуществовал до 31 июля 1941 года

ВМБ Ручьи

По теме

С точки зрения военных моряков, события вокруг Лужской губы шли в двух направлениях. С одной стороны, флот продолжал активно использовать рейд Ручьи в планах боевой подготовки и в сценариях учений Балтийского флота, с другой стороны, военные, промышленность и партийные функционеры продолжали активную работу по уточнению целей и задач строительства.

В 1934 году Балтийский флот официально объявил, что Ручьи являются манёвренной базой флота. Это решение было отправной точкой в разработке планов строительства полноценной военно-морской базы, которую в морских кругах назвали «Кронштадт 2», или «Второй Кронштадт». Были разработаны планы строительства базы, причалов, молов, волноломов, углубления подходных фарватеров. Планы были амбициозные. Дело в том, что тогда на флоте началось обсуждение планов создания Большого флота, которые, в конце концов, обрели конкретные очертания. Судостроительная программа была утверждена, и началось строительство четырех новых линейных кораблей типа «Советский Союз» проекта 23, двух тяжелых крейсеров типа «Кронштадт» проекта 69, шести легких крейсеров типа «Киров» проектов 26 и 26-бис, легких крейсеров типа «Чапаев» проекта 68, эсминцев и так далее. Посмотрев на схемы, понимаешь, что за основу был взят Кронштадт с его несколькими гаванями. В ВМБ Ручьи предлагалось тот же принцип. В мирное время там планировалось базирование 102 кораблей и катеров всех классов, включая три линкора-дредноута царской постройки. Последнее вызывает вопросы, так как к 1934 году один из этих линкоров, «Парижская коммуна» вместе с крейсером «Профинтерн» совершил переход с Балтики в Чёрное море, став флагманом Черноморского флота. На Балтике оставались два линкора дореволюционной постройки – «Марат» и «Октябрьская революция».

Строительство началось, и, как водится, последовали изменения и улучшения. Началось всё с того, что в 1935 году изменился статус базы – ВМБ Ручьи стала передовой операционной базой флота. Флот потребовал строительство на озере Липовское гидроаэродрома для базирования гидросамолетов типа ДБ и стационарных батарей береговой артиллерии калибром 152 мм – в дополнение к к подвижным железнодорожным калибром 356 мм и 180 мм. О железнодорожной артиллерии в береговой обороне флота смотри статью «Линкоры железных дорог». К 1936 году планы расширились – Ручьи должны были стать самой большой военно-морской базой в Советском Союзе, а с 1937 года – «Базой основного боевого ядра флота» – так в официальных документах именовалась эта военно-морская база. Подразумевалось, что после ввода её в строй, Кронштадт будет играть вспомогательную роль по прикрытию Ленинграда с моря. Во время советско-финской войны 1939-1940 годов, недостроенная ВМБ Ручьи принимала участие в обеспечении боевых действий Балтийского флота.

Комсомольск-на-Балтике

По теме

Численность гарнизона базы, экипажей кораблей, морской авиации и береговой обороны достигало по планам 27 000 человек. Для их проживания и обеспечения необходимо было построить новый город. И город действительно построили, по крайней мере, существенную его часть. Были построены казармы для экипажей кораблей, жилые дома для, как говорили тогда, начальствующего состава, дом культуры, столовые, ресторан, школа-десятилетка, банно-прачечный комбинат и другие социальные объекты. Поскольку город был непростой, некоторые сооружения имели повышенную защиту. Так, городская электростанция, размещенная в двухэтажном здании, имела усиленные перекрытия, выдерживающие попадания 250-ти килограммовых фугасных бомб. То есть фактически это был специально спроектированный бункер. Город получил официальное название – Комсомольск-на-Балтике. По аналогии с Комсомольском-на-Амуре. Первыми жителями нового города должны были стать 1 200 вольнонаёмных инженеров и техников, которые руководили работой заключенных. Интересный факт. Было построено несколько автомобильных дорог, ведущих к городу и военным объектам вокруг него. Все эти дороги были с твердым покрытием, но не асфальтовым, а из мощёного камня. Тогда такие дороги назывались ворошиловскими.

Конец истории

Строительство 200 было одной из немногих строек сталинской эпохи, которая была почти построена, но от которой отказались. Были полностью построенные объекты (таких было большинство), были недостроенные, строительство которых остановили после смерти вождя (например, «мёртвая дорога», и туннель под Татарским проливом). Но случаев, когда объект был практически достроен, а его забросили, было очень мало. Причин было две, но была еще и третья, фундаментальная – расположение базы. Когда строительство задумывалось и начиналось, СССР на Балтике был в очень уязвимом положении, и строительство ВМБ Ручьи было единственным выходом из плохой ситуации. Но в те годы, как, впрочем и сегодня, внешнеполитическая ситуация менялась очень быстро. Прибалтийские республики вошли в состав СССР, и Балтийский флот вернулся в свои старые базы – Ревель и Либава, сегодня Таллин и Лиепая. ВМБ Ручьи стала ненужной. Строительство по инерции продолжалось, но уже не такими темпами. С началом Великой Отечественной войны и подходам немецких войск под Усть-Лугу, укрепления и построенные причалы взорвали. В 1944 году, когда Красная Армия наступала на запад, Балтийский флот некоторое время использовал причалы как маневровую базу.

После войны

В 1946 году на Балтике планировалось постройка большого судоремонтного завода, который должен был обеспечить текущий ремонт всё увеличивающего количества кораблей флота. Ленинград строил новые корабли, а возможности КМОЛЗ (Кронштадтского судоремонтного завода) были ограничены. Одним из вариантов было размещение завода в районе Ручьев. Тогда заговорили о восстановлении базы и города. Но не сложилось. О Усть-Луге забыли. Вспомнили один раз при необычных обстоятельствах. В 1984 году крейсер 1 ранга «Аврора» был поставлен на ремонт и реставрацию. Он продолжался до 1987 года. В процессе ремонта у крейсера срезали подводную часть и заменили её новой, а старую отбуксировали в район недостроенной ВМБ Ручьи, где она до сих пор и находится недалеко от берега.

Заключение

Прошли годы. Ситуация в Балтийском море снова стала для России неблагоприятной. Ставшие независимыми прибалтийские республики проводили антироссийский курс, но при этом пользовались всеми преимуществами, которые они получали от транзита российских экспортных грузов через свои порты. В России снова вспомнили о положении Усть-Луги, и приняли решение построить в этом месте современный морской торговый порт. История развивается по спирали, и вместо второго Кронштадта было принято решение построить второй Роттердам. Какое давление Запада было при этом преодолено – сюжет для отдельной статьи. Сегодня Усть-Луга – базовый порт для снабжения необходимыми грузами окруженной странами НАТО Калининградской области и Главной базы Балтийского флота Балтийска.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 12.04.2023 18:00
Комментарии 1
Наверх