// // Рынок российской мобильной связи растёт количественно, но качественно отстаёт от западного

Рынок российской мобильной связи растёт количественно, но качественно отстаёт от западного

78

Тотальная мобилизация

Рынок российской мобильной связи растёт количественно, но качественно отстаёт от западного
В разделе

В последние два года рынок российской мобильной связи бьёт все мыслимые рекорды. Ещё некоторое время назад подобные темпы роста мало кто мог себе вообразить. Сегодня мобильники давно перестали быть атрибутом только бизнесменов, став доступными практически для любой категории граждан. Однако зачастую эти темпы впечатляют лишь россиян, тогда как весь цивилизованный мир давно ушёл далеко вперёд. Давайте разберёмся, как именно обстоят дела в российском «мобильном хозяйстве».

В плане технологий мы сильно отстаём не только от убежавшей далеко вперёд Японии, но и от Запада. За рубежом уже давно на полную мощность работают так называемые сети третьего поколения (3G), число пользователей которых с каждым годом значительно растёт. В России же лицензии на сотовую связь третьего поколения будут выдавать лишь в следующем году.

Технология третьего поколения придёт в Россию ещё нескоро

Чтобы понять, в чём именно мы отстали, несколько слов о самой технологии. Третье поколение (3G) позволяет абоненту получить новые услуги, которые сильно отличаются от простого обмена SMS и MMS. Сети 3G способны передавать данные со скоростью не менее 144 Кбит/с в быстро движущемся автомобиле, 384 Кбит/с при движении пешком и 2 Мбит/с в стационарном положении. И вот для сравнения показатели технологии GPRS, которая не так давно появилась в России. Она позволяет передавать данные со скоростью около 53 Кбит/с, а технология EDGE — 80–100 Кбит/с. К 3G относят стандарты UMTS и W-CDMA.

Впервые в мире 3G в октябре 2001 года запустил японский оператор NTT DoCoMo, а в качестве стандарта был выбран W-CDMA. Услуги третьего поколения оператор продвигает под торговой маркой FOMA. На сегодняшний день сеть 3G покрывает всю территорию Японии, и, по последним данным, её услугами пользуются 11,5 млн. абонентов, при том, что всего в Японии примерно 50 млн. человек пользуются мобильной связью.

Самые популярные 3G-услуги у японских абонентов — это загрузка мелодий и видео. Для сравнения: российские контент-провайдеры в основном предлагают сотовым абонентам полифонические переработки известных мелодий, в Японии же абонент за считанные секунды может записать в свой телефон оригинал. Скачать можно и созданный специально для телефона видеоклип. Также технология третьего поколения позволит видеть абонента, с которым разговариваешь.

Кстати, мобильное телевидение очень популярно и в Европе, тогда как в нашей стране о нём вообще мало кто слышал. К примеру, известная компания Vodafone предлагает своим абонентам посмотреть передачи по мобильнику в 15 из 26 европейских стран. В России же о таком показателе пока можно мечтать. И тем не менее специалисты не устают говорить о скорости развития нашего рынка сотовой связи.

Осенью нас ожидают очередные новинки

Этой весной число абонентов сотовой связи выросло до 85,6 млн. человек. Правда, этот подсчёт вёлся исключительно по числу активированных SIM-карт. Таким образом, на 100 жителей России приходится 59 SIM-карт, тогда как год назад этот показатель был равен 29, а на конец 2004 года — 54 карты.

Почти полмиллиона новых SIM-карт было активировано в Москве. Уровень проникновения услуг сотовой связи в столице приближается к отметке 110%. А в марте прошлого года он составлял 73%.

Лидером по приросту абонентских баз — 3,9 млн. абонентов — остался «ВымпелКом», опередивший МТС примерно на 200 тыс. абонентов. Замыкает тройку лидеров «МегаФон», уже подключивший в 2005 году 2 млн. абонентов. Совокупная доля операторов «большой тройки» в объёме прироста абонентских баз составила 83%. Доли рынка между операторами распределились в I квартале 2005 года следующим образом: МТС — 35,4%, «ВымпелКом» — 34,6%, «МегаФон» — 18,3%; на долю остальных операторов пришлось 11,7%.

По теме

Вообще же в последнее время становится всё сложнее выделить кого-то одного. К примеру, в марте 2005 года операторы «большой тройки», в которую входят МТС, «ВымпелКом» («Билайн») и «МегаФон», подключили к своим сетям в Москве приблизительно равное число пользователей. Хотя небольшое лидерство всё же принадлежит «ВымпелКому».

Если говорить о новинках, то уже этой осенью, когда операторы традиционно презентуют новые тарифы, нам обещают революционно новую услугу. Теперь при смене оператора можно будет сохранять номер — прямой или федеральный. В этом отношении мы тоже сильно отстали от Европы. Услугой «Переносимость мобильного номера» уже давно пользуются абоненты многих западных стран. Ведь ни для кого не секрет, что зачастую от перехода в другую сеть нас с вами удерживают только неудобства, связанные со сменой номера.

Операторы постоянно экспериментируют с новыми тарифами

Теперь о самих операторах. Что такое GSM, в очередной раз объяснять не будем: подавляющая масса абонентов пользуется именно этим стандартом. А вот стандарт CDMA, о котором мы уже говорили выше, знаком далеко не многим. Раньше в нём работал исключительно «Сонет», а после закрытия компании четвёртым по величине российским оператором стал «СкайЛинк». Надо сказать, что времени на освоение российского рынка у него не так уж и много. Если в ближайший год ему не удастся набрать высокий темп развития, то его аудитория будет разобрана операторами «большой тройки».

Стандарт CDMA позволяет передавать данные на высокой скорости. По сути, такой телефон представляет собой беспроводной модем, позволяющий абоненту выходить в Интернет в любой точке, где принимается радиосигнал. При помощи CDMA можно в режиме реального времени транслировать на сотовый телефон видео и музыку.

Важным преимуществом этого стандарта является большая (по сравнению с GSM) зона покрытия одной базовой станции. Это позволяет делать услугу более дешёвой. Казалось бы, преимущества стандарта налицо, но не всё так просто. Одной из основных проблем операторов CDMA в России является маленькое количество трубок, поддерживающих данный стандарт. Да и сочетание цена — качество по сравнению с GSM-аппаратами тоже не радует. Средняя стоимость обычной трубки — около $200. При этом не стоит рассчитывать на цветной экран и полифонию, да и вставить другую SIM-карту вы просто не сможете, придётся покупать другой телефон. Тем не менее всё это не помешало акционерам инвестировать в строительство сети и приобретение региональных операторов $80 миллионов. В результате к концу прошлого года были расширены сети CDMA на северо-западе России и созданы новые сети в 14 крупных городах, в частности в Новосибирске, Нижнем Новгороде и Краснодаре.

Однако, как мы уже сказали, в ближайшее время тот же «СкайЛинк» может столкнуться с прессингом со стороны операторов «большой тройки». МТС, «ВымпелКом» и «МегаФон» внедряют новые технологии (такие, например, как GPRS, EDGE), позволяющие расширить возможности сетей GSM и предложить рынку услуги передачи данных. Типичный абонент «СкайЛинка» много разговаривает по телефону, часто работает вне офиса, использует «трубку» в качестве беспроводного модема для выхода в Интернет. В Москве и Питере безлимитный тарифный план составляет $50 в месяц. В эту сумму входят и 10 Мб бесплатного интернет-трафика. Понятно, что основная целевая аудитория подобных сервисов — менеджеры, которым необходимо разговаривать по телефону больше, чем обычному абоненту.

У GSM-операторов безлимитный тариф в 2—3 раза дороже, а скорость работы в Интернете с помощью сервиса GPRS не очень высока. Однако, даже несмотря на это, количество абонентов, использующих услугу GPRS, растёт впечатляющими темпами. Так, в 2004 году число подписчиков услуги GPRS в России выросло на 1175% и составило 4,6 млн. человек. Из них около 2 млн. являются абонентами «ВымпелКома», более 1,4 млн. — «МегаФона» и свыше 1,1 млн. — МТС.

К концу 2004 года аналитики заговорили о том, что преимущества «СкайЛинка» скоро могут стать не такими уж явными, какими они казались на первый взгляд. Дело в том, что все операторы «большой тройки» начали вводить тестовые зоны технологии EDGE, которая позволяет подключаться к Интернету на большей скорости, чем в сетях CDMA. Если опыт GSM-операторов окажется успешным, то «СкайЛинк» рискует потерять множество абонентов.

По теме

Но конкуренция между четырьмя ведущими операторами не только в этом. «Большая тройка» всё активнее начинает экспериментировать с дешёвыми безлимитными тарифами. Так, недавно «ВымпелКом» запустил тарифный план «Супер+GSM», который позволяет абоненту купить на одни сутки безлимитную связь за $2. Это первый шаг компании по захвату сегмента многоговорящих абонентов.

Сегодня у «СкайЛинка» только по Москве около 1 млн. абонентов. Во многом их число увеличилось за счёт перехода абонентов «Сонета», для которых сохраняли старые тарифные планы. Однако для многих даже это не сыграло роли, и они выбрали один из трёх «проверенных» операторов.

В регионах лидируют локальные операторы

Отдельно необходимо сказать и о распространении операторов «большой тройки» на всей территории России. Темпы роста самые разные. Если взять «Билайн», то на третьем месте после Петербурга и Калининграда, где, напомним, он является историческим лидером и держит 47% рынка, находится Архангельск, здесь оператор владеет примерно 100 тыс. абонентов, что составляет 15% рынка. А вот в Мурманске пальму первенства держит «МегаФон», услугами которого, по некоторым оценкам, пользуются чуть ли не 80% абонентов, тогда как «Билайном» — всего 8%. Похожая ситуация и в Вологде, и в Череповце. В Пскове лидирует МТС с более чем 60% рынка, у «Билайна» тут порядка 11% абонентов. В Новгороде, где «Билайн» присутствует достаточно давно, у него 20% рынка, а лидером здесь также является «МегаФон» практически с 50%. В Карелии, наименее приспособленном для развития сотовой связи регионе (здесь плохо развита инфраструктура и большая часть населения рассредоточена по деревням), традиционно лидирует «МегаФон» с 60% рынка, «Билайну» принадлежит всего 11%.

Вообще же доля регионов в абонентской базе в целом по РФ составляет примерно 77%. По количеству абонентов после Москвы и Московской области лидерами стали Центральный и Поволжский регионы. Так, например, в Поволжском, Сибирском и Центральном регионах лидером стала компания «ВымпелКом», а в Дальневосточном, Северо-Кавказском и Уральском регионах первое место занимает МТС. Но, несмотря на это, в ряде регионов сильные позиции имеют локальные операторы. К примеру, в Дальневосточном регионе более 13% рынка принадлежит компании «Байкалвестком», в Поволжском регионе более 16% рынка занимает компания «Смартс», в Уральском регионе свыше 22% рынка у оператора «Уралсвязьинформ», а в Сибирском регионе долю рынка в 9% имеет компания «Енисейтелеком».

Связь в метро оказывается неэффективной

Но вернёмся в Москву, а точнее в московскую подземку. Нужна или нет мобильная связь в метро — вопрос, которым сегодня постоянно задаются эксперты. С одной стороны, быть на связи в пути удобно, но, с другой — разговаривать в нашей подземке по телефону зачастую бывает просто невозможно.

Первым под землю ушёл «Северо-Западный GSM». Он начал осваивать территорию питерского метро ещё в 1999 году. Вслед за ним МТС приступила к созданию подземной сети в Москве.

Надо сказать, что работы в метро затрудняются сложной архитектурой, обилием металлических конструкций, экранирующих радиосигналы, а также особым режимом доступа. Кроме того, установка базовой станции под землёй обходится операторам в два раза дороже, чем на поверхности, поэтому проект сам по себе оказывается низкоокупаемым.

МТС охватила станции московского метро внутри кольца, все шесть пересадочных узлов и несколько радиальных в питерском метро, а также все 11 станций метрополитена Новосибирска. Впрочем, абоненты, живущие на окраинах столицы, ещё долго будут испытывать неудобства, ведь чем дальше станция от центра, тем меньше её экономическая эффективность для оператора. Зато операторы пробуют обеспечивать непрерывную связь во время движения поездов. Для этого между некоторыми станциями прокладывают специальный кабель внутри тоннеля. Однако пока сложно сказать, насколько эффективным это окажется: большинство абонентов будет пользоваться исключительно доступом в Интернет и отправлять сообщения, ведь разговаривать из-за шума попросту невозможно.

«ВымпелКом» начал подземное строительство последним и сейчас ведёт его ускоренными темпами. Сеть «Билайн» работает в Москве на 61 станции, а также заработала на четырёх станциях киевского пересадочного узла. «МегаФон» пока работает лишь на некоторых станциях в центре Москвы, отставая в этом показателе от конкурентов.

Между тем северо-западный филиал «МегаФона» почти освоил питерское метро. Здесь сотовая связь работает более чем на 30 станциях. Строительство сети в питерском метро обходится операторам несколько дороже, чем в московском. Дело в том, что метро в Питере расположено глубже, чем в Москве, и, например, для уверенного приёма на его эскалаторах приходится ставить дополнительные антенны.

Но, безусловно, проблемы на российском рынке сотовой связи есть, и это отнюдь не работа в метро, а заметное отставание от Запада, о котором мы говорили выше. Но, с другой стороны, пока потребности большей части населения удовлетворяются, мы этого замечать не будем.

Опубликовано:
Отредактировано: 01.11.2016 18:47
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Новости партнеров
Еще на сайте
Наверх