В период с 2025 по 2036 год российские заказчики из гражданского сектора планируют заказать 2,3 тысячи судов. Однако текущие производственные мощности страны не позволяют выполнить такой объем заказов.
Как отмечал в январе заместитель генерального директора Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Андрей Бузинов, за предыдущие 11 лет (с 2011 по 2022 год) российские верфи смогли построить всего 201 гражданское судно. Если сохранить существующие темпы производства, то к 2036 году удастся удовлетворить лишь 10% от общего спроса. Эти данные приводятся в материалах ОСК, которые легли в основу долгосрочной стратегии компании, утвержденной в начале 2023 года. Информация об этом была опубликована в издании «Ведомости».
Новая стратегия ОСК предполагает значительное увеличение темпов строительства судов: до 600–750 единиц. Если удастся перейти на серийное производство, объем выпуска может достичь тысячи судов, что соответствует планам Минпромторга. По данным на первую половину 2023 года, ведомство планировало построить 985 судов. Однако, как подчеркивают в ОСК, достижение этих показателей напрямую зависит от уровня государственной поддержки. Текущая модель работы судостроительных предприятий, по результатам аудита, признана планово убыточной. Компании берут на себя все риски, связанные с кооперацией поставщиков, а любые сбои в поставках приводят к снижению рентабельности и срыву сроков сдачи заказов.
В стратегии ОСК представлены два возможных сценария развития отрасли. Первый, под названием «Казенное судостроение», предполагает сосредоточение на государственных заказах и сокращение числа верфей, что позволит минимизировать убытки. Второй сценарий, «Судостроение 4.0», включает в себя цифровизацию процессов строительства судов, разработку новой среднетоннажной модели и освоение производства комплектующих для судов. Приоритетным для ОСК является второй вариант, так как он позволит не только удовлетворить потребности заказчиков, но и повысить рентабельность компании.
Тем не менее, эксперты сомневаются в реалистичности заявленных планов. Генеральный директор аналитической компании «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров считает, что цель построить 600–750 судов к 2036 году выглядит слишком оптимистично. Для ее достижения необходимо решить множество задач, связанных с повышением эффективности производства. Российские верфи пока значительно уступают китайским по стоимости и срокам строительства, что делает их неконкурентоспособными на мировом рынке.
В 2023 году управление ОСК перешло под контроль банка ВТБ, а его глава Андрей Костин с августа того же года занял пост председателя совета директоров корпорации. В мае 2024 года Костин сравнил российские верфи с историческим музеем из-за устаревшего оборудования. Спустя полгода он назвал модернизацию петербургских верфей одной из ключевых задач на ближайшие годы, однако выразил сомнения в возможности найти необходимые финансовые ресурсы для реализации этих планов.