// // Российские летчики смогут находить зоны турбулентности даже в ясном небе

Российские летчики смогут находить зоны турбулентности даже в ясном небе

2276

Наш ответ «болтанке»

В разделе

Отечественные специалисты предложили уникальный метод, позволяющий оценить интенсивность турбулентности в атмосфере на расстоянии. Он основан на использовании ветрового лидара – специального прибора, который можно будет размещать на борту самолета. «Версия» узнала подробности.

С турбулентностью или «болтанкой» во время авиаперелетов сталкивались многие. А хотя бы слышали о ней от тех, кто «пережил чудесное спасение», «уже мысленно попрощался с родными» и «едва не разбился» – еще больше людей.

Если говорить более научным языком, то речь идет о вибрациях, возникающих при прохождении самолета через неоднородные по составу и плотности воздушных масс участки атмосферы.

При этом, когда на пути лайнера встречаются облака, в которых обычно присутствует турбулентность, пилоты заранее готовятся к ней. Но куда опаснее такая вещь, как турбулентность ясного неба. К ней в отличие от «плановых» вибраций просто так не подготовишься, ее до сих пор нельзя было «увидеть» издалека.

Однако новый уникальный метод, разработанный и испытанный российскими учеными из Института оптики атмосферы имени В.Е. Зуева (ИОА) СО РАН, позволит в перспективе предупреждать даже такие опасные ситуации. Подобных высокоточных приборов для прогнозирования турбулентности в ясном небе в мире нет. Российские же специалисты уже создали экспериментальный образец. Их работа поддержана грантом Российского научного фонда (РНФ). Об исследовании сообщается и в международном научном журнале Optics Express.

Как это работает?

В основе метода лежит использование прибора под названием лидар – средства дистанционного зондирования атмосферы. Лидар посылает лазерный луч в атмосферу, этот сигнал рассеивается в ней, а затем регистрируется приемником. Характеристики сигнала помогают получить информацию о состоянии воздуха. И если известный всем радар считывает местоположение и скорость крупных объектов (например, самолетов или ракет), то для его атмосферного «коллеги» – лидара – в качестве объекта слежения выступают аэрозольные частицы (мельчайшие твердые частицы, взвешенные в газовой среде).

– Если нас интересует температура, скорость ветра, состав воздуха, то можно, например, подвесить датчики на шары-зонды и запустить их в атмосферу. Однако в каждой точке пространства такие зонды не поставишь, особенно в такой большой стране, как Россия. Альтернатива этому – лидар, — объяснил «Версии» ведущий автор научной работы, доктор физико-математических наук, заведующий лабораторией распространения волн ИОА СО РАН Виктор Банах.

В рамках своих экспериментов ученые активно работали с допплеровским ветровым лидаром. Это известный в узких кругах прибор, который определяет скорость движущегося объекта по сдвигу частоты рассеянного лазерного излучения. Но лишь новый лидар Банах и Ко способен оценивать не только скорость ветра, но и интенсивность хаотического перемешивания аэрозольных частиц в воздухе. А поскольку именно турбулентность вызывает это самое перемешивание, лидар может оценить, насколько велика ее мощность.

Байкальский «полигон»

Эксперименты по применению лидара для выявления турбулентности проводились на западном побережье Байкала, на территории научной базы Института солнечно-земной физики СО РАН на окраине поселка Листвянка. Местный рельеф (гористый берег крупного водоема) сформировал здесь уникальные особенности… атмосферы. При которых в жаркое время создаются условия, аналогичные возникающим на высотах полета самолета и при которых возможно образование зон повышенной турбулентности вне облаков – той самой турбулентности ясного неба.

– Мы доказали: если поместить лидар на борт самолета, то, послав по ходу полета лазерный луч и приняв рассеянный, можно будет заблаговременно диагностировать зону турбулентности ясного неба, — заявил Виктор Банах.

А в Российском научном фонде «Версии» подтвердили, что таких лидаров для измерения интенсивности температурной (оптической) турбулентности в мире больше нет.

Добавим также, что часть экспериментов в рамках проекта проводилась на летном поле аэропорта «Толмачево» в Новосибирске, с участием самолетов Airbus и Boeing различных типов, тяжелых грузовых самолетов В747 и др. Эксперименты в «Толмачево» являются первыми в своем роде в России.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 06.12.2017 12:40
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх