Версия // Общество // Российские историки вернули память о крупнейшем морском сражении на Балтике

Российские историки вернули память о крупнейшем морском сражении на Балтике

10657

Великая битва, о которой никто не знает

Андрей Лукошков. Директор по научной работе Центра подводных исследований Русского географического общества
В разделе

Удивительно, но и в XXI веке, когда, казалось бы, почти всё изучено, встречаются «белые пятна», в которые поначалу даже сложно поверить. Одному из них посвящена книга петербургского историка, научного руководителя проекта «Тайны затонувших кораблей» и директора по научной работе Центра подводных исследований Русского географического общества (РГО) Андрея Лукошкова.

Книга повествует о забытом ныне Выборгском сражении — крупнейшей морской битве в истории Балтики. И хотя произошла она не так уж и давно, по историческим меркам — всего-то чуть более 200 лет назад, о ней не знает 99,9% процентов россиян и примерно столько же жителей других прибалтийских стран. Лишь благодаря многолетним исследованиям подводных археологов ЦПИ РГО удалось «вспомнить» о ней и реконструировать ее подлинный ход.

Андрей Васильевич, мы тоже ничего не слышали о Выборгском сражении. Что это была за битва?

Она случилась в 1790 году, во времена царствования в России Екатерины Великой. Шведы предприняли поход для завоевания Петербурга. Для этого был собран самый большой флот в истории Швеции - 350 вымпелов (то есть, кораблей и вспомогательных судов) и 14 тыс. десанта для захвата российской столицы. Но до Петербурга они не дошли. Русский флот остановил их всего в 40 км от Кронштадта. Шведско-финский флот отступил в район современного Приморска и в Выборгский залив, где агрессоры попали в 29-дневную блокаду, а потом прорвались с боем и ушли в шведские воды, потеряв при этом треть флота.

Сколько было наших кораблей?

Наших было меньше — около 250 вымпелов. Но в этих подсчетах тоже есть свои особенности. Часть российских кораблей вообще не приняла участия в сражении. А на выручку заблокированным шведским силам пришла свежая шведско-немецкая эскадра. С ней было отдельное сражение, где пяти русским кораблям противостояли 50 шведских, и все равно нашим удалось их отогнать на запад. Этот бой следует считать первой фазой Выборгского сражения, в котором было еще как минимум четыре фазы. Ведь оно длилось более двух суток и происходило на гигантском пространстве от современного Приморска до Хельсинки.

А вы сами давно знаете о Выборгском сражении?

В начале про него я вообще ничего не знал! И никто не знал, что было такое сражение, самое крупное в истории Балтики. Про него просто забыли. После него Россия довольно быстро помирилась Швецией, потому что Густав III и Екатерина II — двоюродные брат и сестра. А уже через десять лет, в начале XIX века Россия пришлось одновременно вести три более значимых войны, как теперь считается. А потом случилось нашествие Наполеона, которое затмило все предыдущие войны. Все те, кто в шведской войне были поручиками или капитанами, при Наполеоновском нашествии были уже генералами и участвовали в гораздо более грандиозных и кровавых битвах .

То есть Выборгское сражение померкло на фоне великих сухопутных войн того времени, хотя остается крупнейшим морским сражением в Балтийском море?

Совершенно верно. После нашествия Великой армии Наполеона с 600 тыс. солдат всех европейских стран, кто будет вспоминать какой-то поход шведов на Петербург в составе 45 тыс. человек? Добавлю, что ни нам, ни шведам та война была не нужна. После ее окончания в Швеции даже дефолт произошел, короля убили, поле чего разоренная страна стала союзником России и стала получать российские субсидии.

По теме

Очень интересная история. А вы, получается, вернули миру память о крупнейшем сражении в истории Балтики?

Не мы одни. Работали над этой темой многие. Хотя наш проект «Тайны затонувших кораблей» был пионером. После наших работ, обнаружения на дне шведских линейных кораблей, фрегатов, галер и даже шведской королевской яхты и стало широко известно о ранее забытом масштабном сражении.

Как именно вы раскопали информацию о нем?

Взяли в архивах вахтенные журналы русских кораблей, изучили. В них каждый вахтенный офицер ежечасно записывал, где находился корабль, и что наблюдалось вокруг. Причем, моряки, «что видели, то и писали». На базе этих данных мы выстроили маршруты русских кораблей и определили положение погибших шведских. В итоге в нескольких случаях точность оказалась плюс-минус 50 метров! Мы просто приходили в точку, и там на дне лежал корабль. Это, конечно, колоссальная заслуга русских моряков того времени, которые все четко зафиксировали. Эти находки и позволили реконструировать подлинный ход забытого сражения.

А за рубежом сражением никто не занимался?

В XIX веке вышло порядка 20 книг о нем, и шведских, и финских, и немецких историков. Но там все было описано не так, как происходило на самом деле. У всех были свои версии. Даже карты битвы не совпадали. Наши архивные источники и находки дают совершенно другую картину. Хорошо бы, и современные финские и шведские историки поработали со своими архивами. Все-таки мы пишем о том, что было видно с бортов лишь российских кораблей, и пока еще не все шведские и финские корабли найдены. Но на сегодня наша книга — наиболее полное описание тех событий.

Еще какие сражения вы изучали?

Три года назад отмечалось 300-летие Гангутского сражения. Тогда финны обратились к России с предложением найти его точное место. Потому что было пять или шесть версий места сражения вокруг Гангута (финский полуостров Ханко). У финнов была своя теория, которая базировалась на найденной поблизости «русской галере». Мы поехали туда вместе с финнами, их теория не оправдалась, потому что найденный корабль оказался обычной финской шхуной XIX века. И целый ряд других теорий также были отброшены. Мы выделили 19 мест, где гипотетические могло произойти сражение. Особая сложность заключалась еще и в том, что там не погибло ни одного корабля, и искать нужно было не предметы, а только магнитные аномалии, которые возникают, к примеру, из-за длительной стрельбы. Во время Гангутского сражения противники стреляли ядрами 2,5 часа и их должно много лежать в грунте. Вместе с финскими археологами мы обследовали все полигоны по очереди и в 16-м районе все целиком совпало! И магнитные аномалии, и остальные географические признаки.

То же самое можно сказать и про сражение в Эстонии, на реке Амовжа по-русски или Эмайыги по-эстонски. В 1704 году русские там взяли в плен шведскую эскадру, а шведы взорвали свой адмиральский корабль, чтобы не достался врагу. Считалось, что он лежит в одном месте, а мы, с помощью современной аппаратуры, нашли его в 15 км от прежней точки.

А какие сложнее искать корабли? Те, что утонули во время сражения или «просто так»?

В целом, со сражениями работы вести проще, чем с изучением транспортных потоков кораблей, которые ходили по воле ветра и могли утонуть, где угодно. Тем более, что в разные периоды истории и фарватеры и порты менялись. Тогда как сражения, в основном, описаны, по ним есть архивные материалы.

Занимались мы и сражениями Великой Отечественной войны — но это отдельный разговор. Находок много и не вполне понятно, что с ними делать — ведь большинство представляют собой потенциальную опасность, в первую очередь, из-за наличия боезапаса...

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 05.09.2017 17:00
Комментарии 1
Еще на сайте
Наверх