Версия // Власть // Пять с половиной лет во главе правительства – неочевидные предварительные итоги

Пять с половиной лет во главе правительства – неочевидные предварительные итоги

1755

За мишурным блеском

Пять с половиной лет во главе правительства – неочевидные предварительные итоги (фото: Дмитрий Азаров/Коммерсантъ)
В разделе

Если судить по парадным отчётам правительства, то дела у премьера и его подчинённых идут самым блестящим образом. Но если присмотреться к лукавой цифири, есть ощущение, что разглядываешь «потёмкинскую деревню». С какой целью её строят и что пытаются скрыть за муляжом?

Символический итог своей премьерской пятилетки Мишустин подвёл в Госдуме 26 марта, представляя там ежегодный доклад правительства. Речь изобиловала апелляциями к первому лицу государства: «Под руководством президента принимали все меры», «безусловный результат точного выполнения поручений президента», «поставленные президентом задачи выполняются». Отчего-то подумалось: когда в стандартный автомобиль устанавливали слишком мощный двигатель – как в «догонялки» КГБ, чёрные «Волги», к примеру, – в багажник укладывали свинцовые плиты, намеренно утяжеляя тем самым автомобиль, чтобы его хвост не заносило на дороге при слишком быстрой езде на поворотах. А ещё доклад премьера изобиловал приятной статистикой. Навскидку: «Россия входит в четвёрку крупнейших экономик мира по паритету покупательной способности», «наш ВВП по итогам 2024 года впервые преодолел отметку в 200 трлн рублей в номинальном выражении, увеличившись с 2020 года практически вдвое», «в прошлом году доходы федерального бюджета выросли более чем на четверть, точнее на 26%». После ознакомления с отчётом у аудитории могло сложиться впечатление, что Мишустин – добрый волшебник, способный на экономические чудеса даже тогда, когда они в силу множества факторов вряд ли возможны в принципе. Однако стоит ли слепо принимать на веру столь блистательную статистику?

Пятилетка провалов?

«Одним из ключевых инструментов нашей работы были и остаются национальные проекты. В первую очередь они направлены на то, чтобы у людей появилось всё необходимое для комфортной жизни», – заявил Мишустин, выступая в Госдуме. И как успехи? А они далеко не очевидны. Например, правительство не смогло до конца справиться с нацпроектом «Демография», согласно которому суммарный коэффициент рождаемости должен был вырасти с 1,48 ребёнка на женщину в 2019 году до 1,70 в 2024-м. По факту получилось даже меньше изначального показателя – 1,4. Тот же нацпроект предусматривал достижение ожидаемой продолжительности здоровой жизни в 67 лет. Удалось выйти на уровень только 61,7 года. С нацпроектом «Здравоохранение» также не всё задалось. В частности, смертность в трудоспособном возрасте за пятилетку выросла с 4,6 до 5 человек на тысячу населения. Можно упомянуть и другие нацпроекты. В «Науке и университетах» правительство «не потянуло» увеличение затрат на гражданские НИОКР: они, наоборот, снизились с 1,04 в 2019-м до 0,94 в 2024-м.

В «Цифровой экономике» (а Мишустин тяготеет к передовым технологиям) количество семей с широкополосным доступом увеличилось с 74% в 2019 году до 87% в 2024-м, хотя по плану предполагался 97-процентный охват. В «Малом и среднем предпринимательстве» – доля МСП в ВВП едва повысилась с 20,7% до 21%, так и не выйдя на запланированные 32,5%. Нацпроект «Экология» предусматривал отправку на утилизацию и обезвреживание 36% твёрдых отходов, однако кабинет преодолел только планку в 14%. Маловато будет!

По теме

На первый взгляд всё неплохо обстоит с нацпроектом «Жильё и городская среда»: за пятилетку построено 108 млн квадратных метров, что на 18 млн больше запланированного. Однако последние новости с рынка недвижимости не могут не беспокоить: при нынешней ипотечной ставке далеко не все семьи (мягко говоря) оказываются способны купить жильё. Неудивительно, что ЦБ не так давно констатировал: «На фоне опережающего роста цен на жильё относительно доходов населения и стоимости аренды увеличились риски появления «пузыря» на первичном рынке недвижимости». Выходит, даже те нацпроекты, с которыми правительство вроде бы справилось, не могут быть признаны состоявшимися? Впрочем, вряд ли такому результату следует удивляться.

Что и следовало ожидать?

Предположим, правительство Мишустина, равно как и сам премьер, словно следуют воле волн и не в состоянии оказать положительное влияние на положение дел. Отвлечёмся от парадных докладов и поинтересуемся, как там на самом деле. К примеру, есть такие данные: в первом квартале этого года российская экономика выросла на 1,4%. Это меньше ожиданий Мин­экономразвития (1,7%), оценки ЦБ (2%) и прогнозов аналитиков. «Если сравнивать с предыдущим кварталом (последним кварталом 2024 года, когда был плюс 4,5%) или в годовом сравнении (в первом квартале 2024-го рост на 5,4%), то падение темпов роста экономики вообще уже «в разах» можно мерить», – отмечает главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев. Интересно, если ситуация продолжит развиваться в том же ключе, как Мишустин интерпретирует данный «отрицательный рост» в следующем отчёте перед Госдумой?

Кстати

Если действительность не соответствует пожеланиям, выдай желаемое за действительное. Как это выглядит? А вот как: 26 марта во время отчёта перед депутатами Госдумы глава правительства заявил, что численность граждан, находящихся за чертой бедности, снизилась в России по итогам 2024 года на 1,7 млн и ныне составляет 7,2% населения, или 10,5 млн человек. Это считается рекордно низким показателем за всю историю страны. «Хороший результат», – похвалил сам себя Мишустин. Но, похоже, хвалить впору не премьера, а методику подсчёта нищего населения. До 2021 года правительство считало бедными тех, чей доход был ниже прожиточного минимума – стоимости определённого набора продуктов, товаров и услуг. Теперь же концепция изменилась и границу бедности Росстат вычисляет, умножая прожиточный минимум на накопленную инфляцию. Таким образом, только в прошлом году внезапно и, что уж говорить, незаметно для себя «разбогатели» почти 2,4 млн человек. Эксперты отмечают, что учитывать инфляцию как одну из расчётных единиц не совсем корректно. Ведь она вычисляется по самому широкому спектру товаров и услуг, в том числе таких, которыми беднота не пользуется – это и авиабилеты, и яхты, и помощь кухарок или репетиторов. В то же время нищие пока не избавились от привычки завтракать и обедать, а продуктовая инфляция по многим позициям в последнее время составляет многие десятки процентов. Получается, Росстат манипулирует данными? Но в чьих интересах?

Или вот инфляция. Росстат заверяет, что она по итогам прошлого года составила 9,5%. Слабо верится, зная, что правительство допустило в 2024-м ударное подорожание картофеля на 92%, капусты – примерно на 45%, сливочного масла – более чем на 36%, молочной продукции – почти на 16%. «У нас скрывается реальная инфляция, – доказывает депутат Госдумы Николай Арефьев. – Придумали инфляционные ожидания и сегодня по ним работают». «Полагаю, что правительство и все остальные скрывают настоящую инфляцию, потому что если её показать, то надо поднимать зарплату в бюджетной сфере, пенсии, а деньги отдавать не хочется», – добавляет законодатель. А как иначе, если требуется представить вниманию той же Госдумы красивую картинку, однако честно списать её с реальности смелости не хватает?

И ещё несколько слов о планировании, правительству Мишустина, очевидно, недоступном. В конце июня 2022-го кабинет принял комплексную программу развития авиатранспортной отрасли до 2030 года. Документ предусматривал поставку отечественной гражданской авиации 1036 пассажирских самолётов. Сумей правительство реализовать хотя бы часть этой программы, не было бы цифры отраднее в докладе Мишустина. Но нет! Очевидно, осознав, что грандиозные планы вряд ли могут быть выполнены, правительство неоднократно вносило в документ правки. Дошло до того, что третья редакция программы уже предусматривала и снижение количества воздушных судов до 994, и сдвиг сроков на начало 2031 года. Возникает ощущение, что на этом правительство не остановится и продолжит переписывать документ. Но, может быть, всё-таки есть фронт работ, где Мишустин со своей командой смог преуспеть? Где не пришлось бы подгонять статистику под требуемый результат? Такое направление действительно существует.

По теме

Профессиональная деформация?

Мишустин – «премьер удержания стабильности», а президенту сейчас нужен «премьер развития», развития, ради которого надо не бояться предпринимать неординарные шаги и не бояться рисковать, – таким наблюдением поделился политолог Дмитрий Фетисов чуть более года назад. Оно и понятно. Значительную часть своей карьеры премьер провёл в фискальных органах – в конце 90-х устроился в Государственную налоговую службу, вырос до заместителя министра по налогам и сборам, а в 2010-м оказался во главе ФНС, где и пробыл до января 2020-го. То есть Мишустин привык собирать деньги, «выдаивая» эту «кровь экономики» из граждан и предприятий. И нет ничего удивительного, что на посту премьера он занялся тем же самым, причём теперь речь не только о прямых налогах, но и вообще о всевозможных податях, если можно так выразиться, с населения и бизнеса. Вот лишь несколько иллюстраций. С сентября прошлого года резко увеличились судебные госпошлины: максимальный размер сбора за рассмотрение спора в арбитраже вырос с 200 тыс. до 10 млн рублей, обеспечение иска подорожало с 3 до 30 тыс. рублей, оспаривание решений и действий госорганов нынче стоит 50 тыс. рублей вместо 3 тысяч. С 1 января 2025-го повышена ставка налога на прибыль с 20 до 25% для юрлиц, введение реальной прогрессивной шкалы НДФЛ. С 1 июля в России установлен акциз на сладкие напитки в размере 7 рублей за литр. Это, видимо, в дополнение к дежурному увеличению акцизов на алкоголь, табак, топливо и т.д. Что уж говорить о регулярных индексациях тарифов на ЖКХ и иных платежей. А то ли ещё будет. Но если Мишустин именно так представляет свою эффективность в качестве премьера, то, наверное, можно и согласиться: она здесь действительно на высочайшем уровне. Финансовое обезжиривание всех, кто попадается под руку, идёт полным ходом. Вот только такая «эффективность» – это совершенно не про необходимое стране развитие.

Это похороны?

Две недели назад свёл счёты с жизнью Роман Старовойт, министр транспорта, незадолго до гибели отставленный с поста решением президента. На церемонии прощания со Старовойтом в Москве были замечены члены правительства, которые, как считается, также близки к отставке (Александр Новак, Максим Решетников, Ольга Любимова). Отдельные наблюдатели увидели в этом «некий элемент протеста». Дескать, кабинет был представлен у гроба, а остальные ветви власти – нет. Кстати, самого Мишустина тоже не было, вместо него на церемонию отрядили вице-премьера Григоренко. Любопытно, что правительство воздержалось как от публикации официального сообщения об инциденте со Старовойтом, так и от слов соболезнования.

Говорят, что Мишустин якобы проявляет крайнюю щепетильность, когда речь заходит о его репутации. Вероятно, поэтому выступления премьера изобилуют красивыми, но не слишком близкими к реальности цифрами? А частые упоминания Мишустиным президента – вот спроста ли? В кадре Путин с Мишустиным появляются крайне редко, а на людях – практически никогда. Вряд ли имеет место некое «особое отношение», на которое как бы многозначительно намекает свита премьера. То есть премьер – не вполне тот человек, коим хочет казаться? Вместе с тем за старательно выстраиваемым фасадом «потёмкинских деревень» нередко скрывается дремучая некомпетентность чиновников, рекрутированных в Белый дом. Но раз так, то не пора ли пересмотреть подходы к формированию правительства, особенно сейчас, когда Россия ведёт экзистенциальную борьбу за своё будущее?

Михаил Делягин, экономист

– Покончил с жизнью человек, который считался эталоном, образцом «новой системы». Понимаете? Это не какой-то там случайно пересидевший с 90-х годов коррупционер, не какой-то специалист, которого взяли во власть, даже не какой-то человек, который был командирован во власть крупной корпорацией. Нет. Это человек, который является плотью от плоти «новой системы». Это символ – «молодые технократы», «эффективные менеджеры». Крайне успешный, крайне уверенный. Министры – это сегодня не командиры. Министры – менеджеры большой системы. Старовойт не боялся сесть в тюрьму, он боялся дать показания. Вполне возможно, что подчинённые Старовойта дали показания на него, а он до такой степени боялся дать показания на тех, кто стоял над ним в «пищевой цепочке», что «спас» их таким образом.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 21.07.2025 12:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх