// // Принятие на вооружение истребителя пятого поколения откладывается на неопределённый срок

Принятие на вооружение истребителя пятого поколения откладывается на неопределённый срок

9760

Вылет задерживается

2
В разделе

В начале марта появились сообщения, что производство истребителя пятого поколения Т-50 (ПАК ФА) переносится в новую госпрограмму вооружений 2018–2025 годов. Таким образом, принятие на вооружение российскими ВКС этой знаковой системы вооружения в очередной раз откладывается. «Наша Версия» разбиралась, почему пробуксовывает один из самых приоритетных проектов российского военно-промышленного комплекса.

Сюжет: Армия

В подразделении Объединённой авиастроительной корпорации – ОКБ Сухого – уже более 10 лет пытаются создать перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА) пятого поколения. Работы по его созданию ведутся в рамках программы И-21, опытный самолёт получил наименование Т-50. Самолёт должен заменить в российских ВКС многоцелевой всепогодный истребитель четвёртого поколения Су-27. Одновременно для экспортных поставок на базе ПАК ФА совместно с Индией создаётся модификация самолёта, получившая обозначение FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft – истребитель пятого поколения).

Теоретически лучший истребитель в мире

Задуман российский самолёт пятого поколения, по мнению большинства экспертов, неплохо. В частности, особенно удачной считается его компоновка. Т-50 представляет собой моноплан с широко разнесёнными двигателями и двумя килями, сильно отклонёнными наружу от продольной оси. Внешний вид планера спроектирован с использованием композитных материалов и технологии снижения заметности STEALTH. Самолёт также оснащён современным комплексом авионики с функцией «электронного пилота» и перспективной радиолокационной станцией. Планируется, что новый российский истребитель сможет подниматься в воздух и приземляться на взлётно-посадочных полосах длиной всего около 400 метров, развивать скорость до 2,1 тыс. километров в час и совершать перелёты на расстояние до 5,5 тыс. километров. Создатели самолёта обещают, что, после того как первые образцы будут доведены до показателей серийной машины, российский истребитель будет уверенно конкурировать с американским самолётом пятого поколения F-22 Raptor. Также, судя по заявленным тактико-техническим характеристикам, Т-50 сможет быть успешным в современной войне. Например, большое преимущество перед истребителем открывает возможность работать в дальнем ракетном бою, которой сегодня нет ни у одного российского истребителя.

Однако пока все достижения нового истребителя всего лишь теория – на практике Т-50 до сих пор не является полноценным истребителем пятого поколения. Более того, в настоящее время ПАК ФА существенно проигрывает американским современным истребителям по качеству электронной начинки. Например, эксперты обращают внимание на ограниченную функциональность радара, который обнаруживает присутствие другого самолёта, но не способен гарантированно обеспечить наведение бортового вооружения. Кроме того, в самолёте не предусмотрены круговая информационная система, автоматизация управления помехами и отсутствует индикатор тактической обстановки, обобщающий информацию, получаемую из разных источников. Производители пока что лишь обещают решить эти проблемы.

Однако даже это пустяки по сравнению с тем, что для нового истребителя до сих пор так и не создан двигатель. Сейчас самые совершенные российские силовые агрегаты не дотягивают до западных аналогов, которые более технологичны и позволяют делать самолёты менее заметными, при этом быстрыми и манёвренными и экономичными. В результате российский истребитель пятого поколения летает на «промежуточных» двигателях АЛ-41Ф1, то есть фактически на моторах предыдущего поколения, а это значит, что Т-50 не соответствует заявленным характеристикам.

По теме

Потому производить крайне дорогие Т-50 в «сыром» виде не имеет смысла.

В сентябре 2016 года выяснилось, что первые образцы двигателя «второго этапа» тип-30 только начали проходить наземные испытания, при этом работа идёт с некоторыми сложностями. А в начале марта этого года вице-президент Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) Сергей Коротков заявил, что полноценные испытания двигателя второго этапа для российского истребителя пятого поколения ПАК ФА начнутся только в 2018 году, полностью завершить разработку планируется к 2020 году. Это означает, что только после этого можно будет говорить, что в России появился полноценный истребитель пятого поколения. Учитывая же технические проблемы, становится понятно, почему серийное производство ПАК ФА постоянно откладывается. Напомним, что ранее уже неоднократно начиная с 2015 года сообщалось о скором серийном выпуске этого истребителя, но каждый раз следовал перенос сроков. По всей видимости, над судьбой Т-50 в очередной раз повисла неопределённость.

Т-50 теряет экспортный потенциал

Истребители пятого поколения во всём мире стали неким символом абсолютной мощи, их пытаются строить все страны, претендующие на звание большой авиационной державы. На сегодня главный недостаток этих истребителей – запредельная стоимость. Программа разработки американского F-22 группой компаний во главе с Lockheed Martin стоила более 60 млрд долларов, F-35 обошёлся немногим меньше. Сообщается, что цена российского истребителя будет значительно ниже, чем у его конкурентов, что сделает его востребованным на рынке авиационного вооружения. Между тем нужно отметить, что в этот проект российского самолёта пятого поколения, по самым скромным подсчётам, будет вложено от 6 до 10 млрд долларов. Эти средства весьма значительны для ослабленной российской экономики, к тому же ещё в 2015 году замминистра обороны по вооружению Юрий Борисов заявил, что военные закупят меньшее количество истребителей пятого поколения, чем запланировано. Первоначально Минобороны твёрдо рассчитывало приобрести 52 самолёта, потом обсуждалось количество более чем в 4 раза меньшее – 12 истребителей. В связи с этим становится очевидно, что на внутреннем рынке вооружения этот самолёт точно не окупится, а задержка с принятием на вооружение негативно влияет и на его экспортный потенциал.

Изменение планов российского военного руководства по количеству новейших истребителей ПАК ФА, которые должны были поступить на вооружение Российской армии, могут быть вызваны как дефицитом финансов, так и критическими недостатками в самом истребителе. То, что самолёт, возможно, имеет значительные технические проблемы, косвенно подтверждается тем, как Индия, которая долгое время принимала активное участие в проекте создания самолёта с прицелом на закупку его экспортной версии для собственных ВВС и вложила в него 5 млрд долларов, теряет к нему интерес. Индийцы в последнее время постоянно сетуют на дороговизну самолёта и недостатки его двигателей. В марте этого года Индия практически выдвинула ультиматум, заявив, что готова продолжить сотрудничество с Москвой по совместной разработке истребителя пятого поколения только при условии, что Дели будут переданы технологии производства этих истребителей и будет оказана помощь при создании собственных самолётов. 17 марта стало известно, что Россия ответила отказом. Ещё одним шоком для проекта стали провальные испытания одного из образцов ПАК ФА. Напомним, что во время испытательных полётов в июне 2014-го самолёт загорелся после посадки. При этом ни партнёрам по проекту, ни общественности не было сообщено о причинах аварии. Возможно, это было сделано, чтобы скрыть серьёзные технические проблемы.

Анатолий Цыганок, руководитель Центра военного прогнозирования:

– Задержка с выводом российского истребителя пятого поколения в серию связана с тем, что во время испытательных полётов произошла какая-то нештатная ситуация. Теперь инженеры ищут и устраняют недостатки. По опытным образцам сложно определить, на какой стадии находится создание самолёта – да, он летает, но это единственные экземпляры. Тем не менее предполагаю, что российский самолёт пятого поколения уже в ближайшее время доведут до ума и он поступит на вооружение российских ВКС. Также очевидно, что над созданием самолёта пятого поколения просто необходимо работать: России не только нужно догонять США – на пятки наступают китайцы, которые завершают создание своего высокотехнологичного истребителя.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 20.03.2017 08:33
Копировать текст статьи
Комментарии 2
  • Николай Возисов 21.03.2017 12:48

    Правильно !!! Пройдет совсем немного времени и будут открыты новые способы инициирования перемещения ЛА, как в газообразной среде так и в космическом вакууме. Это будут все средные ЛА наверное уже 6 поколения. Это дискообразные ЛА принцип инициирования тяги которых будет основан на создании и беспрерывном поддержании локального объема пониженного давления над верхней поверхностью аппарата. При создании двигательной установкой ЛА значительной разницы давлений над и под ЛА возможен разгон ЛА до 10 км/сек в первые 200 сек полета на участке 0-30 км в зоне достаточного для разгона атм давления.

  • МИНИН ВАЛЕРИЙ 22.03.2017 11:00

    Этого и следовало ожидать!!! Ждём вестей про танк "Армата" Ну и конечно космические НОВОСТИ Жадность побеждает ВСЁ И ВСЯ !!!

Новости партнеров
Еще на сайте
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх