Версия // Общество // Правозащитники предлагают ввести спецметки для товаров по параллельному импорту

Правозащитники предлагают ввести спецметки для товаров по параллельному импорту

2010

Продукция с нюансом

Правозащитники предлагают ввести спецметки для товаров по параллельному импорту
(фото: pxhere.com)
В разделе

На маркетплейсах предлагается ввести специальные метки, которые будут информировать покупателей, каким образом товар попал в Россию. Покупатели смогут самостоятельно решить, готовы ли они покупать товары, не предназначенные для реализации в России, и, возможно, столкнуться с сопутствующими этому рисками.

Товары на маркетплейсах могут начать снабжать пометками о том, была эта продукция ввезена через официального дистрибьютора или в рамках так называемого серого импорта. Соответствующее предложение главе Роспотребнадзора Анне Кузнецовой направили представители Международной конфедерации обществ потребителей.

Ранее Госдума, а следом за ней Совет Федерации, приняла законопроект, легализующий параллельный импорт в России. Эта мера позволяет насытить российский рынок импортными товарами, не получая на это согласие правообладателя. Данный процесс был запущен ещё в марте, когда иностранные компании одна за другой принялись уходить с российского рынка. В мае Минпромторг привёл список товаров, которые можно ввозить в Россию в рамках параллельного импорта.

Правозащитники, отмечая важность параллельного импорта, обозначили и проблемы, которые могут ждать российских потребителей. Конфедерация обратилась в Роспотребнадзор с письмом, в котором описала риски при покупке россиянами технически сложных товаров, попавших в страну в рамках параллельного импорта.

В число таких последствий может войти ослабление контроля за качеством продукции, поставляемой в Россию. Правозащитники также опасаются развития недобросовестной конкуренции и ухудшения качества послепродажного обслуживания товаров. В беседе с «Известиями» предправления КонфОП Дмитрий Янин сообщил, что некоторые производители, желая соблюсти условия санкций, могут установить на свои устройства ограничения при попытке использовать их на территории России. В частности, это может коснуться смартфонов, компьютеров и других устройств повседневного использования.

Гаджеты также могут подвергнуться блокировке или будут предназначены для использования с сим-картами только одного иностранного оператора. О таких проблемах сообщают россияне, купившие смартфоны Samsung, которые были завезены в страну в рамках параллельного импорта. В связи с этим в конфедерации считают, что продавцы обязаны уведомлять своих покупателей о том, что те или иные товары были ввезены в Россию по параллельному импорту. Это особенно важно в условиях, когда дистанционная торговля занимает такую большую долю на рынке.

В таком случае покупатель сможет самостоятельно решить, готов он и дальше оставаться верным выбранному бренду даже при угрозе возможной блокировки гаджета, или он выберет другой аналогичный товар. Информация о способе импорта должна присутствовать в карточке товара. Сейчас покупатели нередко узнают о способе ввоза товара в Россию уже на стадии, когда им отказывают в сервисном обслуживании.

Потребитель сохранит свои права

Представители Минпромторга пояснили, что для защиты потребителя на карточках могут начать указывать способ импортирования товара. Это решение не будет сопряжено с большими затратами, при этом покупатель будет предупреждён и сможет сделать выбор в пользу этого товара или другого. При этом в Минпромторге считают такое решение для всей розничной торговли избыточным.

По теме

В министерстве не считают, что в новых условиях может возникнуть угроза снижения качества товаров, так как разрешение параллельного импорта не означает, что в страну можно будет ввозить контрафакт. Товары, которые ввозятся по параллельному импорту, должны отвечать установленным требованиям, как и ввезённые официально. Тем не менее, глава Роскачества Максим Протасов в беседе с изданием не исключил, что на рынок может проникнуть контрафакт.

В Минпромторге поспешили успокоить россиян по вопросу послепродажного обслуживания товаров. Несмотря на то, что гарантия, которая даёт покупателям право обратиться в сервисный центр в любой стране, отсутствует, есть национальная, дающая возможность осуществить гарантийное обслуживание в стране приобретения. О реализации национальной гарантии должны позаботиться импортёр и продавец.

В Роспотребнадзоре сообщили, что потребитель, купивший товар при параллельном импорте, не лишается своих прав, однако продавец в ряде случаев вынужден взять часть обязательств на себя. В частности, продавец должен с большим вниманием относиться к подбору продаваемой продукции, особенно если речь идёт о технически сложных устройствах. К примеру, смартфон может быть «залочен», то есть настроен только для работы с сим-картами определённого оператора. Также производители могут предусмотреть блокировку устройства в определённых регионах. При этом права потребителей распространяются и на эти частные случаи.

Таким образом, продавец должен принять товар на гарантийное обслуживание либо вернуть покупателю деньги в случае неработоспособности гаджета. В ведомстве допустили, что могут появляться временные трудности, пока механизм параллельного импорта проходит обкатку. Покупателям дали совет при покупке товаров обращать внимание на наличие гарантийного обслуживания и его сроки. При покупке у добросовестного продавца не имеет значения, каким образом товар попал в Россию, так как магазин несёт ответственность за его качество. Если гарантийные сроки составляют 2-3 года, покупатель может быть уверен в том, что его права защищены. В случае, если сроки гарантии существенно сокращены, лучше поискать альтернативу такому товару.

Риск или поиск аналога

Как отметил Максим Протасов, он воздержался бы от покупки товаров, поступивших по параллельному импорту, до полного понимания ситуации на рынке. Он пояснил, что сейчас даже сами участники этого процесса могут не до конца понимать все особенности решения вопросов с обслуживанием.

Президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артём Соколов пояснил, что в международной практике ввезённые по такому механизму товары никак не отличаются. Он предположил, что в новых условиях проблема гарантийного обслуживания техники может полностью лечь на продавца или импортёра, а не производителя.

Руководитель Международного центра конкурентного права и политики БРИКС НИУ ВШЭ Алексей Иванов считает, что в ситуации, когда производитель покинул рынок, ожидания потребителя от ввозимого по параллельному импорту товара могут не соответствовать реальности. В таких случаях перед покупателем встанет выбор: отказаться от импортного товара любимой марки и найти адекватную замену от другого производителя, или рискнуть и купить технику, не предназначенную для российского рынка. В последнем случае это может обернуться проблемами с обслуживанием после приобретения товара.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 23.06.2022 17:45
Комментарии 0
Наверх