Версия // Общество // Как 35 лет назад знаменитый корабль Октябрьской революции «Аврора» стал «ненастоящим»

Как 35 лет назад знаменитый корабль Октябрьской революции «Аврора» стал «ненастоящим»

1175

Роль корабля в истории

«Аврора» в Кронштадском доке в 1922 году
В разделе

В этом году символу Санкт-Петербурга крейсеру «Авроре» исполнилось... всего лишь 35 лет. Расскажем, почему в 1987 году корабль, который якобы стрелял по Зимнему дворцу в 1917 году, был заменен на новодел, и где сейчас находятся «останки» той самой «Авроры», участвовавшей еще в русско-японской войне 1904-1905 годов.

Впервые корреспондент «Нашей версии» услышал о том, что «Аврора» не совсем настоящая на ней же — когда на корабле принимали в пионеры в 1991 году. Странное время, когда СССР был уже на последнем издыхании, но по инерции надо было произнести заученное «клянусь жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия». Тогда между делом капитан корабля поведал ребятам и родителям, что «крейсер - собранный почти заново по лекалам легендарного, который просто уже тонул даже на якоре». Было довольно неожиданно и даже обидно такое услышать мальчику, который любил песню «Что тебе снится, крейсер «Аврора», где еще «патрули в черных бушлатах». Но в советское время капитальный ремонт корабля был засекречен, ведь он даже сейчас официально корабль Балтийского флота №1, а тогда был одним из главных символов Октябрьской революции. Но в 1990-е, конечно, стали просачиваться сведения, как «Аврора» стала «ненастоящей».

Что тебе снится, крейсер «Аврора»

Бронепалубный крейсер, которому стукнуло 122 года, легко мог и не получить имя в честь богини зари. В 1897 году Николай Второй, когда корабль только строился, выбирал из 11 названий. Были куда более брутальные предложения - «Богатырь», «Боярин» и даже «Полкан». Знал бы император тогда, какую роль названная им «Аврора» сыграет в российской истории и его личной судьбе... Тем более пуск крейсера 11 (24) мая 1900 года принимал он лично, с участием жены и матери, на грот-мачте был поднят штандарт Его императорского величества.

Историками считается, что «Аврора» и другие броненосцы в то время активно строились из-за потенциальной войны с Англией, но вскоре пригодились в совсем другом театре боевых действий. В 1904 году началась русско-японская война, и «Аврора» в составе Второй Тихоокеанской эскадры оказалась на Дальнем Востоке, где и приняла боевое крещение. В 1905 году «Аврора» участвовала в печальном для нас Цусимском сражении, где почти сразу после начала морского боя получила серьезные повреждения. Если отбросить специальные военно-морские термины, крейсер получил большие пробоины, особенно правого борта, началось затопление, были утрачены несколько пушек. К слову, шесть раз осколками сбивался флаг, но он снова поднимался. Команда понесла большие потери — 10 убитых и 74 раненых. А еще погиб... нильский крокодил, которого для развлечения команды взяли на борт во время африканской стоянки.

Впрочем, и сама «Аврора» нанесла японской императорской эскадре существенный урон — известно, что крейсер «Аврора» выпустила по противнику 303 штуки 152-миллиметровых, 1282 75-миллиметровых и 320 37-миллиметровых снарядов.

После Цусимского сражения русские крейсеры https://www.fontanka.ru/longreads/aurora/ добрались до Манил (Филиппины, бывшие под протекторатом США), где зализывали раны. Большинство раненых моряков попали в американский госпиталь, а корабли латали силами своих ремонтников. Мирный договор между Россией и Японией был уже давно подписан, но «Аврора» смогла добраться до Санкт-Петербурга только осенью 1906 года.

По теме

Дальше крейсер также активно эксплуатировали в зарубежных походах, а в 1914 началась война с Германией. «Аврора» занималась патрулированием устья Финского залива. Однако во время первой мировой крейсер уже не участвовал в передовых боевых задачах, ему требовался капитальный ремонт, хотя как-то был обстрелян немецкими гидроаэропланами.

«Аврору», ее начинку и вооружения в 1916 году ремонтировали два петроградских завода — Адмиралтейский и Балтийский, причем, не только силами рабочих, но и матросов. Известно, что трудовая смена длилась 9,5 часов.

А 27 февраля 1917 года среди команды «Авроры» начались волнения — причиной стало помещение в корабельный карцер загулявших в городе матросов. Дальше старшими офицерами была допущена главная ошибка — они открыли по протестующим морякам огонь из револьверов — один погиб и двое раненых. На следующий день у крейсера стали собираться группы рабочих под красными флагами, их пустили на борт, и офицеры были разоружены. Одного убили сразу и на месте.

Но для советской истории самым главным событием тех времен стал холостой выстрел «Авроры» по Зимнему дворцу, как символу царизма. На самом деле крейсер действительно активно участвовал в революционных событиях, только вот не стрелял. В ночь на 25 октября Военно-революционным комитетом большевикам «Авроры» была поставлена задача «восстановить движение по Николаевскому мосту», разведенному накануне юнкерами. Командир корабля лейтенант Николай Эриксон сначала отказался это сделать, опасаясь, что матросы посадят корабль на мель, но все-таки позже под угрозами вывел крейсер к мосту. При приближении «Авроры», после нескольких пулеметных очередей с мостика, юнкера оставили мост, а высадившиеся на берег корабельные электрики свели его, выполнив поставленную задачу. Однако снарядов главного калибра на «Авроре» не было, и это известно совершенно точно, так как артиллерийский боезапас был выгружен в Кронштадтском арсенале еще перед капитальным ремонтом 1916 года. А знаменитый сигнальный выстрел к штурму Зимнего дало орудие Петропавловской крепости, где находился военный штаб революции. Но миф о выстреле именно «Авроры» по каким-то причинам в Советской России укрепился, стал канонической версией о начале восстания и, что немаловажно, сохранил жизнь крейсеру, поскольку все его схожие по характеристикам ровесники вскоре были отправлены на металлом.

Революционный красный флаг похищен на кофту

В Ленинграде из «Авроры» сделали символ еще и потому, что помимо кораблика Адмиралтейства, Медного всадника, Эрмитажа, Русского музея требовался чисто пролетарский, а не царский бренд. «Аврора» наравне с ними, а скорее обходя, фигурировала на открытках, значках, вымпелах. Потому и в пионеры на ней принимали — особая честь. Однако это больше относится к позднесоветскому времени. В начале советской власти «Аврору» лишили орудий, в 1919 году собирались затопить в Морском канале, в следующем году ее покинули все моряки и на судне было отключено отопление с берега. А еще бывший председатель судового комитета Алексей Корунов похитил революционный красный флаг «Авроры», который потом был найден у него распоротым и предназначенным для... пошива кофты. В 1922 году «Аврора» находилась в Кронштадтском порту в отвратительном состоянии, когда про нее вспомнили.

Но за ремонт взялись споро и активно — в 1923 году на корабль заселилась новая команда, собранная из комсомольцев, был поднят военно-морской флаг Рабоче-Крестьянского Красного флота. Но после ремонта облик крейсера тогда стал существенного отличаться от оригинала.

А поэт Демьян Бедный в 1924 году пишет, закрепляя особый революционный статус корабля:

Краснофлотец - Пров, Мефодий,

Вавила, Клим, Иван, Софрон -

По теме

Не ты ль, смахнув всех благородий,

Дворян оставил без угодий,

Князей, баронов - без корон?

Ну а в 1927 году «Аврора» сыграла саму себя в фильме Сергея Эйзенштейна «Октябрь», естественно про события осени 1917 года. Кино же, как известно, лучше всего закрепляет мифы в общественном сознании. Но тогда «Аврора» еще не стояла памятником самой себе — активно совершала зарубежные походы, в основном в Скандинавию. Несамоходной плавучей базой стала в 1937 году.

В 1940-м Наркомат ВМФ СССР подумывал отправить «Аврору» на металлом, так как корабль устарел даже для учебных целей. Но началась война и крейсер стал плавбазой для подводников. Ее постоянно обстреливали немцы в Кронштадте и от корабля вообще мало что оставалось.

Решение о том, что «Аврора» станет музеем на приколе у Петроградской набережной, было принято в 1944 году, после снятия блокады Ленинграда. Опять пришлось изрядно и дорого ремонтировать, а облик крейсера менялся всё больше. В 1945 году «Аврора» уже сыграла в кино не себя, а крейсер «Варяг».

Выстрел «повторил»!

Итак, в 1956 году на «Авроре» открылся филиал Центрального военно-морского музея, а в 1960 году Совет Министров СССР постановил считать «Аврору» кораблем-музеем, охраняемым государством. Он стал очень модным для экскурсий — приезжавшие в Ленинград считали посещение «Авроры» чуть ли не обязательным пунктом программы. А окончательная канонизация крейсера состоялась в 1967 году, когда широко отмечалось 50-летие Октябрьской революции. Он в тот праздник он «повторил» своей легендарный холостой выстрел 7 ноября ровно в 21 час и 45 минут.

Но в 1970-е корпус «Авроры» опять приходит в аварийное состояние. В 1984 году его отправляют на судоремонтный завод им. Жданова.

Специалисты завода в растерянности — что тут, мол, уже восстанавливать? Износ на 70%! Но ремонтировать надо, это же символ революции. Что ж, пришлось полностью заменить подводную часть корабля, сделав ее в три раза толще, и много чего еще. Это влетело в копеечку — 35 миллионов тех самых советских крепких еще рублей. «Аврора», уже совершенный новодел, лишь общими очертаниями похожая на себя 122-летней давности, открылась для посетителей в 1987 году к 70-летию революции. У многих горожан ее новый вид вызвал оторопь. Прошло 35 лет — многие в Петербурге шутят, не устарела ли нынешняя «Аврора» - когда опять будем менять на новую?

... Тем не менее, большинство горожан, вне зависимости от политических симпатий, по-прежнему считают крейсер одним из самых узнаваемых символов города. Поэтому такое колоссальное возмущение вызвала https://www.fontanka.ru/2010/11/17/037/ состоявшаяся в 2009 году прямо на корабле-музее ВМФ гламурная вечеринка с вип-персонами и эскортницами. Сейчас «Аврора» на своем привычном музейном посту — билеты стоят 400 рублей, для детей до 7 лет вход бесплатный.

Справка

«Аврора» - бронепалубный крейсер 1-го ранга Балтийского флота РФ, названный в честь одноименного фрегата времен Крымской войны, является объектом культурного наследия РФ.

На воду спущен в 1900 году. Участвовал в русско-японской войне, а также Первой Мировой. Считается, что сделал холостой выстрел в сторону Зимнего дворца, что стало сигналом к Октябрьской революции. Во время блокады все орудия с крейсера были сняты — они использовались для защиты города в полевых условиях.

В 1948 году крейсер выведен из состава боевого флота и с тех пор привычно размещается на якоре у Петроградской набережной. С 1956 года — корабль-музей. Любопытно, что «Аврора» стала и первым дважды орденоносным кораблем в истории советского ВМФ, и единственным в мире - на ордене которого изображен он сам — орден Октябрьской революции.

Относительно подлинная «Аврора» после ремонта 1984-1987 годов была отбуксирована к поселку Ручьи в Ленинградской области - торчащие из воды части остова в 1980-х растащили на стройматериалы местные жители.

Любопытно, что в 1990-е на «Авроре» размещался стоматологической кабинет, в котором обучались курсанты Военно-медицинской академии.

Помимо фильмов и всем известной песни «Что тебе снится, крейсер «Аврора», в частности, Дмитрий Шостакович исполнил «Выстрел Авроры» - третья часть симфонии №12 «1917».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 23.06.2022 10:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх