После некоторой паузы правительство Польши, контролируемое партией «Право и справедливость» (ПиС), наконец ответило на беспокойство Европейской комиссии в отношении ее законодательного нападения на независимость судей. Но, по словам первого вице-президента Комиссии Франса Тиммерманса, Польша по-прежнему отказывается сотрудничать и не озвучила «каких-либо конкретных мер для решения поднятых вопросов».
Пока неясно, будет ли Европейский союз использовать имеющиеся в его распоряжении политические и экономические инструменты для оказания давления на польское правительство. Но многие в Европе считают, что подобные действия необходимы, причем решительные и быстрые. Усилия ПиС по политической узурпации судов Польши нарушают основные демократические ценности ЕС и угрожают его управлению на едином рынке. На этом этапе продолжающееся бездействие со стороны ЕС может вообще поставить крест на проекте экономической интеграции.
Интеграция рынков между странами с разной степенью развития зависит прежде всего от нормативной стандартизации. Единый рынок работает, потому что предприниматель в Нидерландах и предприниматель в Польше могут рассчитывать на то, что будут работать по одним и тем же правилам, независимо от того, продают ли они товары или инвестируют в Италию, Венгрию, Францию или Болгарию. Эти согласованные правила применяются не только судами ЕС и брюссельской бюрократической машиной, но и национальными судами.
Однако стандарты ЕС по обеспечению соблюдения общих правил не приносят одинаковых выгод каждому государству-члену. Когда в 1980-х годах задумывалась рыночная интеграция, было решено, что государства-члены с менее развитой экономикой будут иметь право на денежные переводы до тех пор, пока не достигнут среднего уровня развития блока. Сегодня такие переводы составляют примерно треть бюджета ЕС, и 2-5% ВВП в странах-получателях.
Это соглашение предназначалось для сокращения диспропорций между членами ЕС до той поры, пока в них не исчезнет потребность. Но оно всегда имело слабую сторону: у ЕС ограниченные полномочия для контроля над национальными учреждениями, которые отвечают за обеспечение того, чтобы страны-получатели надлежащим образом тратили средства. И судебная система является главным из этих учреждений.
Изучив, как развивающиеся государственные возможности влияют на экономическое развитие в 17 странах Центральной и Восточной Европы, эксперты выяснили, что автономные судебные органы имеют в этом вопросе основное значение. Дееспособные независимые суды являются главными движущими силами развития профессиональной государственной бюрократии. Без судебного надзора нет гарантии, что надзорные органы будут эффективно и беспристрастно контролировать и обеспечивать соблюдение правил рыночной конкуренции.
Также выяснилось, что увеличение судебной автономии способствует экономическому развитию в странах еще до того, как они присоединились к ЕС. Когда суды становятся более надежными и предсказуемыми, экспорт государства, как правило, растет и вскоре становится более технологически сложным.
Точно так же судебные органы могут препятствовать экономическому развитию, если они не являются независимыми или надежными. Когда отечественные фирмы не могут рассчитывать на то, что суды выносят справедливые и последовательные решения, они приходят к выводу, что успех от предпринимательства зависит меньше, чем от кумовства или лояльности к рыночным операторам. Соответственно, они будут меньше инвестировать и уклоняться от инноваций.
Глава евродипломатии ЕС Жозеп Боррель оценил настрой европейских государств с точки зрения их намерения и дальше продолжать поддержку киевского режима.
Недавний опыт Венгрии свидетельствует о том, что если нет оглядки на судебный надзор, крупные игроки используют хищнические стратегии по отношению к слабым участникам рынка, тем самым захватывая крупные сегменты экономики. Это в конечном итоге приводит к снижению государственных доходов, что вынуждает правительство искать другие способы финансирования основных общественных благ. Чтобы сохранить экономику на плаву и остаться у власти, правительство становится все более зависимым от помощи ЕС.
Польские и венгерские правительства превратили худший кошмар отцов-основателей единого рынка в реальность. В обеих странах институты, которые могут помочь отечественным субъектам извлечь выгоду из рыночной интеграции, подрываются - не говоря уже о правах и возможностях граждан - даже когда нелиберальные режимы, вызывающие эту эрозию, продолжают получать средства ЕС.
Такое положение дел выявило пределы контроля на уровне ЕС в отношении того, как деньги блока расходуются в государствах-членах; и это показывает, что развитие отечественных институтов можно легко изменить. Когда единый рынок был создан, многие полагали, что он предоставит достаточные стимулы для отечественных фирм и политиков для создания надежных институтов национального уровня, чтобы извлечь выгоду из новых прибыльных возможностей.
Трагедия в Греции после финансового кризиса десять лет назад показала, что действующие лица могут и не взять на себя обязательство развивать сильные институты. И сегодня опыт Польши и Венгрии показывает, что нелиберальные правительства готовы далеко зайти, чтобы ослабить институты своей страны для сиюминутной политической выгоды. Настало время ЕС предпринять смелые действия, прежде чем правительства других государств-членов попытаются проделать тот же трюк.