Версия // Бизнес // Покупателям квартир запрещают жаловаться на недоделки застройщиков

Покупателям квартир запрещают жаловаться на недоделки застройщиков

4615

Тяп-ляп – и точка

Покупателям квартир запрещают жаловаться на недоделки застройщиков
(фото: Александр Рюмин/ТАСС)
В разделе

Потребители-террористы – так Минстрой называет покупателей жилья, недовольных качеством строительства. В ближайшее время ведомство от риторики планирует перейти к нормотворчеству.

«Потребительский терроризм» из-за двойного прочтения законодательства приводит к более долгой просрочке по сдаче и устранению проблем объекта. Нам нужно сделать прозрачный механизм для людей, благодаря которому они знали бы, куда обратиться, чтобы получить квартиру надлежащего качества. А те компании, которые нацелены на зарабатывание денег, поняли бы, что лазеек в законодательстве не будет», – заявил замглавы Минстроя Никита Стасишин.

Под компаниями, «нацеленными на зарабатывание денег», чиновник, судя по всему, имел в виду юридические и экспертные организации, которые помогают покупателям квартир отстаивать свои права при выявлении недостатков в новостройках.

В чём именно будут заключаться законодательные ужесточения для «террористов-потребителей», в Минстрое не пояснили, зато в Госдуме весьма недвусмысленно дали понять, что к одобрению документа уже все готовы. Член комитета по строительству и ЖКХ Сергей Колунов подсчитал, что от претензий потребителей застройщики ежегодно теряют до 4 млрд рублей. О потерях граждан, которые годами вынуждены жить в недоделанных домах, теперь среди депутатов говорить не принято. Оно и понятно: главная задача сегодня строить как можно больше жилья, чтобы экономика работала. А уж что там будет с качеством – вопрос десятый.

На страже гарантии

Отметим, что ныне действующее законодательство, которое господа в Минстрое планируют ужесточить, и так уже весьма благоволит застройщикам. Гарантийные обязательства строителей перед покупателями де-факто существуют только на бумаге. По закону устранять все неполадки в новом доме застройщик обязан бесплатно в течение пяти лет. Но на самом деле ни о каком гарантийном обслуживании речь обычно не идёт. Управляющими компаниями в новостройках, как правило, выступают аффилированные с девелоперами структуры. Так что первые пять лет на жалобы жителей чаще всего не обращают внимание. В лучшем случае огрехи строителей устраняют косметическими методами.

«В нашем доме было очень много строительных недоделок. Полы на третьем этаже были как амурские волны: на бетоне виднелись отпечатки сапог рабочих. Никакого выравнивающего слоя, ничего не было сделано. На первом этаже под лестницей у аварийного выхода пола не было вовсе, только земля и щебень, прикрытые куском линолеума, – рассказал «Нашей Версии» председатель ТСЖ «Серебряный квартет – 3» Мкртич Аракелян. – Некачественно были выполнены работы в индивидуальном тепловом пункте, где из-за отсутствия уклона для насоса постоянно стояла вода».

По теме

Дом «Серебряного квартета» на проспекте Маршала Жукова в Москве был сдан застройщиком КРОСТ ещё в 2000 году. Однако указанные недоделки не устранялись более десяти лет: около восьми из них жители потратили на то, чтобы избавиться от УК, аффилированной с застройщиком, затем понадобилось наладить собственное управление, да ещё и скопить деньги.

«Отдельные неполадки не устранены по сей день, то есть спустя 22 года! Речь, например, идёт об установленной на крыше пожарной дымовой вытяжке. Громадные насосы приварены к арматуре перекрытия, что является грубейшим нарушением, – рассказывает Мкртич Аракелян. – Как только насос начинает работать и откачивать дым, у людей потолок ходуном ходит. Было множество жалоб, поэтому его вообще отключили».

Примечательно, что этот ЖК относится к бизнес-классу. Казалось бы, где, как не в премиальном сегменте, застройщику следовало бы уделять особое внимание качеству своего продукта.

Разруха от застройщика

Впрочем, практика показывает, что девелоперы наплевательски относятся к качеству строительства независимо от стоимости квартир. Буквально на днях в телеграм-каналах появилось сообщение о том, что у элитного ЖК «Резиденция Тверская» на ул. 2-я Брестской в Москве отваливаются стеклянные элементы фасада. Блогеры зафиксировали как минимум два подобных происшествия. К счастью, во время падения стёкол мимо здания никто не проходил, так что обошлось без жертв.

Судя по официальному сайту ЖК «Резиденция Тверская», стоимость квартир в доме начинается от 600 тыс. рублей за 1 квадратный метр. Покупателям остаётся разве что надеяться, что стеклянный фасад останется единственной проб­лемной частью здания.

Раз и навсегда заткнуть рот недовольным покупателям элитного жилья ещё летом 2020 года предлагали в ЗАО «Башня Федерация». Тогда представители компании заявили, что готовят пакет предложений по расширению распространения закона о «потребительском терроризме» на готовое жильё. «Клиент поставил ультиматум – или прощение долгов, или публикация скандальных материалов на основании сфабрикованной им строительной экспертизы», – поясняли тогда в пресс-службе компании.

Недовольны независимой экспертизой и в ГК ЛСР (застройщик ЖК «Цивилизация» в Невском районе Санкт-Петербурга). Как сообщают местные СМИ, жители ЖК вот уже два года жалуются на холод в своих квартирах. Из-за обратной тяги в вентиляционных шахтах зимой и весной в квартиры проникает морозный воздух, в результате в санузлах температура составляет всего 8–13 ˚С. В 2021 году ООО «ПетроЭксперт» провело экспертизу, которая показала, что система вентиляции действительно смонтирована с нарушением строительных норм. Однако представители компании-застройщика заявили, что результаты «кажутся весьма расплывчатыми и неоднозначными».

Ржавые трубы, ободранная отделка, протечки на паркинге – вот неполный список претензий жителей ЖК бизнес-класса «Счастье в Кусково» к застройщику ГК «Эталон». Фотографии откровенной разрухи в сданном всего два года назад ЖК публикует телеграм-канал «Домострой».

Редкий случай: в «Счастье в Кусково» на стороне жителей выступает управляющая компания, которая через суд требует от застройщика провести ремонт инженерных систем и общего имущества.

Правда, ремонта жителям придётся ждать ещё долго: дело всё ещё находится в первой судебной инстанции, хотя его рассмотрение длится уже больше года.

Триллионы и миллиарды

Так почему же в Минстрое и Госдуме, вместо того чтобы как-то помочь гражданам отстоять свои права, называют их «потребителями-террористами», да ещё и грозят ужесточением законодательства?

«В этом году у нас по показателям стоит задача ввести в строй не менее того, что было в 2021-м – а это рекордные за всю историю 92,6 млн квадратных метров. То есть планка у нас очень высокая», – открыто заявляет Никита Стасишин. Другими словами, некогда чиновникам думать о вашей неработающей вентиляции и текущих трубах, надо строить много и быстро.

Кстати, согласно приказу Минстроя норматив стоимости 1 квадратного метра жилого помещения, установленный на первое полугодие 2022 года, составляет 69,2 тыс. рублей. Умножим эту сумму на условные 90 млн квадратных метров жилья – тот минимум, который планируется ввести в этом году. Таким образом, по самым минимальным подсчётам в денежном выражении годовой объём рынка новостроек составит никак не меньше 6,2 трлн рублей. В реальности же эту цифру можно смело умножить на два, поскольку номинальная стоимость «квадрата» в 69,2 тыс. рублей существует разве что в бумагах Минстроя. В конце прошлого года аудиторы Счётной палаты отмечали, что средняя стоимость квадратного метра в стране составляет 90 тыс. рублей. Казалось бы, на этом фоне стенания о потерянных за счёт «потребительского терроризма» 4 млрд рублей выглядят совсем уж смешно. Однако строительное лобби своего не упустит.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 19.07.2022 10:00
Комментарии 0
Наверх