22 мая стало известно, что Министерство культуры обратилось в подведомственный ему Ростуризм с просьбой «рассмотреть предложение по запрету деятельности Booking.com» на территории Российской Федерации. Буквально на следующий день выяснилось, что министерство на самом деле деятельность «Букинга» в нашей стране исключительно приветствует. Но отправить запрос пришлось, чтобы не нарушать законодательство.
Предложение запретить или как минимум ограничить работу популярного сервиса онлайн-бронирования Booking.com на территории РФ поступило «снизу» – с ним обратился руководитель группы компаний «Свой туристический сервис» («СвойТС») Сергей Войтович. Идея не его личная: как указал заявитель, целый ряд туроператоров полагает, что запрет «Букинга» мог бы стать достойным ответом на постоянно вводимые антироссийские экономические санкции. А заодно помог бы аналогичным российским сервисам уверенее почувствовать себя на рынке.
Ограничения, предлагаемые Сергеем Войтовичем, должны коснуться только бронирования через Booking.com российских гостиниц и только для клиентов из РФ – то есть, по сути, внутреннего туризма. Даже в случае введения ограничений отели за рубежом россияне по-прежнему смогут бронировать через «Букинг», как и иностранцы – гостиницы в России.
«Формально американские сервисы Booking Holdings очень хороши, понятны и доступны для потребителей. Что может и должно быть примером для программистов и разработчиков, но никак не иностранной монополией. В России есть и, при ограничении работы американского сервиса, появятся другие, лучшие отечественные программные продукты сервисов бронирования. Это путь к импортозамещению. Прибыль от работы этих сервисов, оставаясь у российских туроператоров, даст возможность вкладывать деньги и усилия в развитие внутреннего туризма»
Из обращения Сергея Войтовича в Министерство культуры
Сегодня Booking.com – ведущий игрок, с которым российским туроператорам практически невозможно конкурировать, поясняет Сергей Войтович. «Когда мы стали приходить в небольшие гостиницы, – делится опытом глава туроператора «СвойСТ», – нам говорили: мы не очень заинтересованы в российских туроператорах, так как у нас есть Booking.com. И такая ситуация почти везде – группы и деловых туристов гостиницы еще готовы принимать, но индивидуальные бронирования отданы Букингу». То же самое, по словам Войтовича, происходит и при попытке сотрудничества с крупными отельерам: «Вы придете в любую большую международную сеть – Mariott, Hilton, Hyatt, и не сможете подключиться к системе продаж. По этой причине российский туроператор не может дать хорошую цену ни на одну приличную гостиницу международной цепочки по сравнению с Booking. У него даже нет возможности подключиться к этой системе».
«Во Франции сайт обвиняют в ценовом давлении на отели и нарушении антимонопольного законодательства... Похожие обвинения были выдвинуты в Германии, Швейцарии, США и Англии. Сервис Booking.com уже был оштрафован почти на $700 тыс. за нарушение закона о конкуренции в Турции»
Из обращения Сергея Войтовича в Министерство культуры
Закрытие международного сервиса высвободило бы примерно 60% рынка онлайн-бронирования в России. Но точно ли это пойдет на пользу российским туристам и отельерам? И кто придет на освободившуюся «поляну»?
Благодаря исключению из правил европейские компании на протяжении двух лет могли продолжать работу в России и осуществлять импорт и экспорт товаров, постепенно сворачивая свою деятельность.
Заменить Booking.com иным каналом продаж такой же мощности сразу вряд ли удастся. Альтернативы есть, и тем не менее надо понимать, что выведение из игры столь активного игрока будет означать резкое снижение объемов онлайн-бронирования. Имеющиеся на сегодня российские сервисы далеко не идеальны. Чаще всего они работают на отдельных сегментах рынка, представляя определенные регионы. «Существует реальная вероятность, что россияне просто не будут видеть некоторые предложения в тех или иных регионах, – говорит сотрудник сервиса путешествий Tutu.ru Тимур Юсупов. – Чтобы найти их, людям придется либо пользоваться несколькими альтернативными сервисами, либо искать сайты отдельных отелей».
Есть и еще один важный момент: с прошлого года Booking.com стоит на учете в качестве плательщика НДС на территории Российской Федерации. Уйдет компания – уйдут и поступления в бюджет. Вот это уж точно будут экономические санкции.
Согласно действующему закону о порядке рассмотрения обращений граждан, министерство должно было направить запрос в Ростуризм, а Ростуризм, в свою очередь – соответствующие запросы в профильные общественные организации. Именно эта информация и попала в новостные сводки с заголовками вроде «Ростуризм запрещает Букинг».
В самой организации поясняют, что они категорически против запрета работы популярного сервиса онлайн-бронирования отелей. Больше того, хоть за, хоть против – но Ростуризм просто не имеет таких полномочий. Не согласны с идеей запретить Booking.com, которым россияне часто пользуются для организации самостоятельного отдыха и поездок за рубеж, и в самом Министерстве культуры.
А поскольку никто не против, то, как отмечает директор департамента туризма и региональной политики Минкультуры Ольга Ярилова, работе Booking.com в России «ничто не угрожает». Ответ Ростуризма должен, согласно законодательству, поступить в Министерство до 4 июня. Уже, в общем, понятно, каким он будет. Но остается вопрос, поставленный в обращении Сергея Войтовича: нормально ли, когда почти две трети рынка контролирует западная корпорация? Может быть Ростуризму, как и профильному департаменту Минкультуры, следовало бы задуматься как помочь совершенствованию и продвижению российских сервисов бронирования и сделать рынок гостиничных услуг действительно конкурентным? Разговор в любом случае не окончен.
Booking.com – торговая интернет-компания, принадлежащая американской компании Booking Holdings, зарегистрированной в Нидерландах. Сервис предоставляет услуги бронирования отелей, жилья и проката автомобилей в 228 странах и территориях по всему миру.