// // Почему картина «Место встречи изменить нельзя» не получила ни одной кинонаграды

Почему картина «Место встречи изменить нельзя» не получила ни одной кинонаграды

1114

Кошка пробежала

Настоящий Жеглов был высоким красавцем, а прототип Шарапова имел крутой нрав
Настоящий Жеглов был высоким красавцем, а прототип Шарапова имел крутой нрав
В разделе

Телефильм «Место встречи изменить нельзя» вот уже 30 лет пользуется любовью зрителей. В 1979 году, когда картина вышла на экраны, её смотрела вся страна, во время показа сериала заметно сократилось количество преступлений. Популярность знаменитой картины Станислава Говорухина доказывает и тот факт, что фильм моментально был «разобран» на цитаты. А вот ни одной награды пятисерийная лента так и не получила. О съёмках картины – корреспондент «Нашей Версии».

Роман «Эра милосердия» Аркадий и Георгий Вайнеры написали в 1975–1976 годах. Причём многие персонажи книги были взяты из реальной жизни. Так, фамилию Жеглов Аркадий Вайнер услышал в первый раз ещё в 1960-х, когда пришёл работать в следственный отдел МУРа. Кто-то из старожилов рассказал ему, что сразу после войны был в милиции такой опер, но в 1950-х у Жеглова случился конфликт с начальством и он застрелился. В МУРе же работал и прототип Владимира Шарапова – Владимир Арапов. Этот сыщик ещё в молодости прославился тем, что арестовал собственную невесту, так как она оказалась воровкой. По отзывам коллег, Арапов имел нрав крутой и характером больше походил на «киношного» Жеглова, нежели на интеллигентного Шарапова. Вор-карманник Кирпич, которого в фильме сыграл Станислав Садальский, тоже персонаж невыдуманный. Его прототипом стал знаменитый вор-карманник Александр Прокофьев, больше известный в преступных кругах под кличкой Шорин.

Идею написать сценарий фильма к роману братьям-писателям подсказал Владимир Высоцкий, которому очень хотелось сыграть муровского сыщика. Ради него писатели даже пошли на изменение внешности героя: в романе Жеглов был высокий красавец, косая сажень в плечах.

Изначально роль режиссёра была предложена Алексею Баталову. Но он поставил себе слишком объёмную задачу, пожелав и режиссировать, и играть Жеглова. В итоге его кандидатура отпала. А потом Владимир Высоцкий привёл Станислава Говорухина.

«Однажды Володя принёс мне роман и настоятельно посоветовал его прочитать, – вспоминает Станислав Говорухин. – Я прочёл и... просто обалдел, представив, как Володя сможет это сыграть. Потом мы поехали к Вайнерам. Мы понравились друг другу, быстро нашли общий язык и в общих чертах договорились о совместной работе. Володю я мог бы утвердить и без проб, потому что для меня, как и для всех нас, было ясно, что эту роль должен играть только он. Но для проформы я сделал на эту роль несколько проб других актёров, которые заведомо не могли тягаться с Высоцким. И когда показывал их руководству, я показал и те, которые были, конечно, гораздо хуже проб Высоцкого. Начальство это очень убедило. «Конечно, только Высоцкий!» – сказали они и довольно легко утвердили его на роль».

А вот в образе Владимира Шарапова братья Вайнеры видели Евгения Герасимова (но он, занятый в другой картине, отказался, о чём потом серьёзно пожалел, сказав, что сыграл бы эту роль лучше Конкина) или Евгения Леонова-Гладышева, но его кандидатуру забраковал худсовет. Тогда Станислав Говорухин предложил на роль молодого муровца Владимира Конкина. Но возникли трудности.

«Думаю, что на роль Шарапова отсмотрели немало претендентов, – рассказывает Владимир Конкин. – Говорухин остановился на моей кандидатуре. И тут воспротивилось высокое киношное начальство, которое упёрлось рогами и заявило: «Сниматься будет или Высоцкий, или Конкин». Причём никаких конкретных причин не называли. Видимо, была просто блажь. Мы с Говорухиным с горя решили организовать «отходную», сидели на студии, выпивали, утром я должен был возвращаться домой. И где-то в полночь раздался телефонный звонок. Звонила моя жена Алла: «Хорошо, что я вас застала. Дело в том, что тот, кто вам ставит палки в колёса, на 10 дней уехал в ГДР. Замом у него человек восточный, любит женщин, коньяк и анекдоты. Не упустите свой шанс».

По теме

Рано утром, с двумя длинноногими красавицами и коньяком Конкин и Говорухин вылетели из Одессы в Москву. Встретились с замом, девушки окружили высокого начальника, а Станислав Говорухин вспомнил все анекдоты, которые только знал. Заболтав чиновника, режиссёр подсунул ему акт о приёмке кинопробы, где стояли фамилии – Высоцкий и Конкин.

«Этот зам подписал акт не глядя, видимо, решив, что даёт нам автограф, – вспоминает Владимир Конкин. – Через несколько минут мы уже мчались во Внуково. Спустя 10 дней у нас уже были сняты куски из разных серий, так что начальству ничего не оставалось делать, как дать нам добро. Картина вышла, стала всенародно любимой, но мстительное начальство не допустило, чтобы она получила хоть какую-нибудь награду».

Владимир Высоцкий очень серьёзно отнёсся к съёмкам картины. Он дотошно расспрашивал опытных сыщиков об их работе, выяснял каждую мелочь. На площадке доводил до совершенства каждую реплику своего персонажа. Всей съёмочной группе казалось, что очередной дубль прошёл без сучка без задоринки, но... «Нет, здесь Жеглов должен говорить немного иначе. У него обязательно есть своё любимое, простое, но очень идущее к нему словцо, – говорил Владимир Семёнович. – К примеру, «значица». И это «значица, так, Шарапов» стало одной из «визитных карточек» фильма. Удалось , и тот справлялся с работой в два раза быстрее положенного. Киногруппа сходила с ума от бешеного темпа и позже, шутя, жаловалась Говорухину, что Высоцкий их замучил.

«У Высоцкого камера начинала крутиться через несколько минут после того, как он входил в павильон, – рассказывает Станислав Говорухин. – Он в моё отсутствие снял бы всю картину, если бы ему позволили».

Именно Владимир Семёнович поставил сцену допроса Груздева (Сергея Юрского), помог создать образ карманника Кирпича Станиславу Садальскому, приделал фотографию Вари (любимой девушки Шарапова) на дверь, где должен был спрятаться Шарапов. Высоцкий до деталей знал быт и нравы послевоенных лет. Оттого и надел Васе Векшину (Евгению Леонову-Гладышеву) на шею белое морское офицерское кашне (в таком после войны щеголяли подростки), а на руке сделал наколку «Лёля» (самое модное имя тех лет).

По сценарию предполагалось, что Высоцкий в каждой серии будет петь. Владимир Семёнович специально для картины придумал несколько песен. Но Говорухин считал, что пение разрушит образ и предложил актёру спеть Вертинского. Высоцкий категорически отказался, заявив, что раз ему не дают петь свои песни, то и Вертинского он петь не будет. Но в одном эпизоде поющего Владимира Семёновича увидеть можно. Консультантом на фильме был заместитель министра МВД СССР, и он настоятельно попросил, чтобы Жеглов хотя бы раз показался на экране в милицейской форме. Но Высоцкий был неумолим. Для него милиционер сталинских времён ассоциировался с людьми, которые творили страшное беззаконие. Тогда сценаристы и режиссёр придумали сцену, где Глеб Жеглов стоит у зеркала в кителе. А потом садится в кителе к роялю и поёт несколько строк из «Лилового негра» Вертинского. Правда, будучи верным своему слову, Высоцкий перебивал строки репликами, обращёнными к Шарапову.

Не обошлось во время съёмок и без комических случаев. Когда снимали ночную милицейскую погоню, часть территории возле Большого театра была оцеплена, и всё же поклонницы прорывали ограждение. В перерыве съёмочная группа услышала крик Высоцкого. Владимир Семёнович пытался оторвать от себя молодую женщину: она вцепилась зубами в его пальто (видимо, от переизбытка чувств). Хорошо, что пальто было из прочной кожи.

В сериале занято огромное количество известных актёров: Станислав Садальский, Лариса Удовиченко, Армен Джигарханян, Сергей Юрский, Евгений Евстигнеев, Леонид Куравлёв, Наталья Фатеева, Зиновий Гердт и многие другие. Как вспоминал Аркадий Вайнер, все с удовольствием приняли приглашение принять участие в съёмках, отказывался только Ролан Быков – и то лишь потому, что ему предлагали роль Горбатого. Он говорил: «Что же вы со мной вытворяете? Я и так небольшого роста, надо мной из-за этого насмехаются, а жена просто от меня ушла». Всё же Аркадию Вайнеру удалось его уговорить. Он приехал на пробы в Одессу, но, к несчастью, у него случился тяжёлый инфаркт. И на его место пригласили Армена Джигарханяна.

Для многих актёров эпизодические роли в этом фильме стали визитными карточками и даже мешали в актёрской карьере. Так, Лариса Удовиченко (Манька Облигация) после фильма получала письма из тюрем: «Не горюй! Выйду – моей будешь!», а один вернувшийся с зоны зэк пришёл к ней домой и ломился в её дверь, так что ей пришлось вызвать милицию.

Александр Белявский (Фокс) до сих пор слышит у пивных ларьков обращённое к себе: «Фоксу – без очереди».

А вот Станислав Садальский категорически не переносит, когда его расспрашивают о его роли. Фильм вышел на телеэкраны в 1979 году аккурат ко Дню милиции. Трудности с приёмом картины, конечно, были немалые: многие реплики, какие-то жаргонные выражения просто возмущали тогдашнее руководство МВД. «Вы что, хотите, чтобы вся страна целую неделю говорила только о ворах и проститутках?» – возмутилось высокое начальство при приёме картины и вышло из зала, а за ним остальные, – рассказывает Станислав Говорухин. – Руководству телевидения было непонятно, приняли или нет. Но приближалось 10 ноября, День милиции, надо было что-то показывать».

И сериал выпустили. Лента понравилась миллионам россиян, но вызвала негативную реакцию со стороны официальных представителей правоохранительных органов и ветеранской общественности. Газеты публиковали коллективные письма бывших и действующих милиционеров, в которых картину критиковали за то, что она неоправданно негативно показывает послевоенную советскую жизнь. Главная претензия – в фильме показана организованная преступная группировка, а на самом деле с этим явлением советская власть, дескать, покончила раз и навсегда ещё до войны. Какая может быть «Чёрная кошка»? Отдельные воры и рецидивисты – ещё куда ни шло. Но чтобы с боем отбивать у милиции арестованных «братков»? Это клевета на советскую действительность. Так что картина так и не получила ни одной награды. Кроме, пожалуй, главной – всенародной любви и признания.

Опубликовано:
Отредактировано: 01.12.2009 11:32
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх