// // Питерские рабочие пытаются заставить раскошелиться General Motors

Питерские рабочие пытаются заставить раскошелиться General Motors

876

Торг с платежом

2
В разделе

Кризис всё отчётливее сказывается на российской экономике – в стране приостанавливают свою работу заводы, в том числе и считавшиеся вполне успешными. Эксперты отмечают: в отличие от кризиса 1998 года владельцы предприятий уже не смогут просто взять и закрыть заводские ворота на замок – за минувшие годы рабочие вызубрили трудовое законодательство и научились «качать права».

Показательным примером в этом отношении может служить скандал, разгорающийся на заводе американской компании General Motors в Санкт-Петербурге. Ещё в марте американский концерн General Motors объявил о сворачивании своего производства в Санкт-Петербурге, выводе с российского рынка бренда Opel, а также о прекращении контрактной сборки на мощностях группы ГАЗ в Нижнем Новгороде. Всем сотрудникам питерского завода было предложено с 1 апреля написать заявление об увольнении «по соглашению сторон». Взамен работодатель предлагал выплатить семь месячных окладов. Однако с таким предложением согласились не все.

Профсоюз требует больше

Как удалось выяснить корреспонденту «Нашей Версии», потихонечку сворачивать завод в Санкт-Петербурге автоконцерн начал ещё в прошлом году. По словам работников завода, первая волна сокращений прошла в мае 2014 года. Тогда в качестве компенсации людям предложили по пять месячных окладов. Следующие сокращения прошли в октябре прошлого года, в этот раз компенсация опять же составила пять окладов. Последнее крупное сокращение пришлось на декабрь 2014 года – теперь сумму компенсации уже повысили до шести окладов. «Фактически к 2015 году на предприятии осталась только одна смена. В марте, в последний рабочий день, нас всех построили и директор объявил, что в связи со сложной ситуацией «Опель» и «Шевроле» уходят с российского рынка и завод наш будет закрываться, – рассказал «Нашей Версии» член профсоюза и пока ещё сотрудник ООО «GM-AVTO» Пётр Леткеман. – Затем объявили, что все, кто хочет получить компенсацию в размере семи окладов, может с 1 апреля написать заявление об уходе по соглашению сторон». Сотрудникам, находящимся в декретных отпусках, в отпусках по уходу за ребёнком, а также имеющим многодетные семьи, воспитывающим детей-инвалидов, и другим льготникам была предложена повышенная компенсация – 12 месячных окладов.

Однако профсоюз не согласился с такими выплатами, потребовав увеличить их до 18 окладов. «Например, в Германии, где GM тоже закрыл производство, людям выплачивали компенсацию по 30 окладов. В Австралии, где компания закрывает три завода и вообще уходит с рынка, людям помимо повышенной компенсации предлагают также оплатить переобучение на новую специальность», – возмущается Леткеман.

Об оплате переобучения сотрудники питерского GM заговорили не случайно. Всё дело в том, что большинство рабочих, занятых на заводе, имели очень узкую специализацию, отчего могут устроиться на работу только лишь на аналогичных автомобильных предприятиях.

Компенсация компенсации рознь

Работники GM уверяют, что деньги у компании есть: по официальным сообщениям, на закрытие предприятий автоконцерна в России было выделено около 300 млн долларов. Более того, по утверждению некоторых сотрудников, кое-кому всё-таки удаётся договориться о повышенной компенсации. «Выплаты для сотрудников ведутся непонятным образом: часть людей, которые были готовы принять первоначальное предложение получить семь окладов и уволиться по соглашению сторон, уволили сразу же. Те, кто не пошёл навстречу, всё-таки получили как раз от 12 до 18 окладов», – утверждает сотрудник завода, член Межрегионального профсоюза работников автопрома Роман Косенков.

По теме

Интересно заметить, что после того, как работники начали громко и открыто выражать своё недовольство, членам профсоюза удалось встретиться с американскими топ-менеджерами GM на специализированном форуме в Детройте (российские профсоюзные активисты были приглашены на форум для обмена информацией со своими зарубежными коллегами). Однако переговоры с американским руководством видимых результатов пока не дали.

Особое недоверие к руководству компании у работников вызывает и тот факт, что то и дело появляются слухи о том, что производство якобы в итоге будет разморожено и запущено вновь. Только вот вопрос о том, возьмут ли их заново на работу, остаётся открытым. «Есть информация, что если завод будут запускать заново, то в первую очередь будут возвращать начальников. Мы будем требовать, чтобы обеспечили приоритетный приём на работу рабочих, ведь начальник не будет стоять у станка. Кроме того, мы будем работать над возможностью внесения изменений в законодательство, чтобы обязать работодателей выплачивать большие компенсации, нежели это делается сейчас», – говорит Роман Косенков. В профсоюзе уверяют: если выбить деньги не получится, разговор продолжится в суде.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

По мнению юристов, с точки зрения законодательства позиция GM безупречна. И рассчитывать на то, что работники смогут получить повышенную компенсацию в 18 окладов в случае обращения в суд, не приходится. Доводы о том, что работу в регионе найти сложно, а переобучение стоит денег, едва ли произведут должное впечатление на судью.

«Это вообще не аргументы. Работодатели не обязаны компенсировать никакую упущенную выгоду, связанную с потерей работы, – говорит адвокат Московской коллегии адвокатов «Князев и партнёры» Руслан Конорев. – Есть чётко установленные законодательством выплаты. Если работодатель их производит и не нарушает порядок увольнения, то права работников ничем не нарушаются. И выплата в размере семи окладов – это вообще идеально. Ну, по крайней мере для нашей страны. Я считаю, то, что им предлагают, – хороший вариант».
Опубликовано:
Отредактировано: 10.06.2015 12:14
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх