Версия // Общество // Паром «Wahine» затонул во время самого мощного урагана в истории Новой Зеландии

Паром «Wahine» затонул во время самого мощного урагана в истории Новой Зеландии

1084

Катастрофа в проливе Кука

Паром «Wahine» затонул во время самого мощного урагана в истории Новой Зеландии
В разделе

Эта катастрофа стала знаковой за всю небольшую историю гражданского судоходства в Новой Зеландии. Новейший паром-турбоэлектроход TEV «Wahine» – гордость торгового флота страны, на момент катастрофы один из самых больших автомобильно-пассажирских паромов в мире – из-за жесточайшего урагана затонул недалеко от входа в порт Веллингтон. В этой статье мы расскажем о подробностях этой катастрофы, о спасении пассажиров и экипажа и о неожиданных итогах работы комиссии по расследованию.

Новозеландская паромная линия

Как известно, два самых больших островов Новой Зеландии – Северный и Южный – разделены проливом Кука. Он соединяет Тихий океан и Тасманово море. Длина пролива 107 км. Ширина в самом узком месте 22 км. Глубина по фарватеру от 22 до 1 092 метров. По проливу проходит маршрут, соединяющий два самых крупных города Новой Зеландии его столицу Веллингтон, расположенный на Северном острове, и Пиктон на Южном острове. Расстояние между ними составляет 70 км, паромы проходят его за три часа. Первая половина маршрута проходит по проливу Мальборо, вторая половина – по проливу Кука.

Первая регулярная пароходная линия между островами была запущена в 1875 году. Между Веллингтоном и Пиктоном пароход SS «Penguin» начал ходить по расписанию в 1895 году. Немного отвлекаясь, скажем, что соединял два острова «Пингвин» недолго. 12 февраля 1909 года он столкнулся со скалой и затонул. Тогда погибли 75 человек и выжили 30. Это была крупнейшая по числу жертв морская катастрофа в Новой Зеландии в ХХ веке.

В середине 60-х годов ХХ века на паромной линии работали два парома – TEV «Rangatira» постройки 1930 года и TEV «Hinemoa» постройки 1945 года. Суда устарели и требовали замены.

TEV «Wahine»

Предварительно необходимо сделать одно примечание. Несмотря на, казалось бы, короткий маршрут – всего около 70 км – все суда на Новозеландской паромной линии имеют хорошую мореходность. Это объясняется условиями навигации в проливе Кука. Он является своеобразным рубежом, где часто сталкиваются погодные явления из двух зон – Антарктиды и Тихого океана. Это приводит к сильным ветрам, переходящим по скорости к уровню урагана. Поэтому паромы, работающие на Новозеландской линии, всегда имели хорошую мореходность, позволяющие эксплуатировать их в сложных метеоусловиях.

Поэтому проект нового суперпарома для линии Веллингтон – Пиктон проектировали с учетом всех возможных рисков. Техническое задание было разработано компанией «Union Steamship Company», паром построили в Глазго, в Шотландии. Киль судна заложили 14 сентября 1964 года, а 14 июля 1965 года его спустили на воду. Через год паром покинул Шотландию и начал переход в Новую Зеландию. Торговый флот страны пополнился отличным судном. На момент строительства это был один из самых больших автомобильно-пассажирских паромов в мире. Его водоизмещение составляло почти 9 000 тонн, длина 149 метров и ширина 21 метр. При крещении паром нарекли немного странно – Wahine, что на языке маори переводится как «женщина». TEV «Wahine» был турбоэлектроходом, то есть пар, вырабатываемый котлами, подавался на две турбины, которые работали в связке с генераторами, вырабатывающими электрический ток для электродвигателей, вращающих гребные винты. Такая схема позволяла развивать большую для гражданских судов скорость 22 узла – 41 км/ч. Экипаж судна состоял из 129 человек. Паром был оснащен носовыми подруливающими устройствами и пассивными успокоителями качки, которые в случае большого волнения вдвое уменьшали крен судна. Пассажировместимость нового суперпарома зависела от типа рейса. Дело в том, что паромы между Северным и Южным островами в Новой Зеландии ходят днем и ночью. В дневных рейсах пассажировместимость «Wahine» составляла 1 100 пассажиров, которые размещались в каютах и салонах парома. На ночных рейсах паром брал только 927 человек, которые все размещались в каютах. Он мог перевозить более чем 200 легковых автомобилей, или несколько меньше, если на автомобильную палубу грузились грузовики. На пароме было восемь больших спасательных шлюпок, шести стандартных спасательных шлюпок и 36 спасательных плотов. В свой первый рейс «Wahine» вышла из Веллингтона 1 августа 1966 года. С началом работы TEV «Wahine» были выведены из эксплуатации два устаревших парома TEV «Rangatira» и TEV «Hinemoa». С августа 1966 года «Вахине» в паре с другим паромом «Маори» обеспечивал ежедневный отход ночного рейса на Новозеландской паромной линии. Казалось, конструкторы создали паром, идеально подходящий для сложных погодных условий пролива Кука. Но, как оказалось, природа может быть сильнее самого передового судна.

Роковой рейс

По теме

В роковой рейс паром вышел вечером 9 апреля 1968 года из Литтелтона в Веллингтон. На борту находились 610 пассажиров и 123 членов экипажа. Автор не смог найти объяснений, почему паром выпустили в море, несмотря на то, что прогнозы погоды обещали шторм, местами по силе переходящий в ураган. В 1968 году метеорологи надежно предсказывали погоду на ближайшие дни. Возможно, сыграло свою роль уверенность судоходной компании в надежности парома и его способности работать в штормовых условиях. А прогнозы говорили о том, что утром, 10 апреля, над Веллингтоном столкнуться два сильных шторма, образовав циклон, который станет самым разрушительным за всю историю Новой Зеландии. Как и принято, ему дали имя «Жизель». Этот циклон двигался с севера на юг, в направлении Антарктиды. А с юга «Жизель» столкнулась с циклоном, шедшим из Антарктиды на север. В столице страны скорость ветра достигала 275 км/ч (!). В одном из районов Веллингтона он сорвал крыши с 98 домов. Три машины скорой помощи, которые выехали по вызову в этот район, ветер просто перевернул колесами вверх. Отправлять в такую погоду в рейс паром, пусть даже самый суперсовременный, было безумием. Но «Вахине» вышла из порта Литтелтона по расписанию.

Удивительно, но паром благополучно прошел почти весь маршрут, несмотря на сложные погодные условия. Но когда «Wahine» уже выходила из пролива Кука, и впереди был последний участок маршрута, на Веллингтон обрушились два встречных циклона. В 05-50 по местному времени, порывы ветра уже достигали диапазона 100-150 км/ч. Капитан парома Гектор Гордон Робертсон, тем не менее, принял решение о заходе в порт Веллингтона. Через двадцать минут ветер усилился до 160 км/ч. Его порывом на «Wahine» были вырваны навигационные радиолокационные станции. Паром «ослеп». Огромная волна сбила «Wahine» с курса и направила её на риф Баррет. Только тогда капитан Робертсон принял решение развернуться и направить судно из залива в сторону пролива Кука – в нашем случае это решение аналогично отходу от берега для пережидания шторма в открытом море. В течение 30 минут «Wahine» отчаянно боролась с волнами и ветром, но к 06-10 по местному времени на пароме вышло из строя рулевое управление, и перестали работать двигатели. В 06-40 судно выбросило на южную оконечность Барретт-Риф, недалеко от входа в порт Веллингтона, на расстоянии менее мили (1 852 м) от берега. Судно тащило правым бортом вдоль рифа, поэтому на «Wahine» оторвало правый гребной винт и образовалась большая пробоина по правому борту в районе кормы. По громкой связи пассажирам сообщили, что паром сел на мель, но опасности нет. Тем не менее им приказали одеть спасательные жилеты и подойти к своим шлюпкам..

Спасательная операция

Шторм, продолжался. Скорость ветра усилилось до 250 км/ч. «Wahine» сорвало с рифа и понесло неуправляемое судно в гавань. На пароме отдали якоря, пытаясь остановить неуправляемый дрейф. В районе 11-00 это удалось. Примерно в это же время к парому пробился буксир «Tapuhi», который попытался взять «Wahine» на буксир. Ему это удалось, но через 10 минут буксировки, трос лопнул. Последующие попытки не увенчались успехом. Утром казалось, что самое плохое уже прошло, так как район, где дрейфовал паром, имел глубину всего 10 метров. Но в 13-15 сочетанием прилива и сильного ветра паром развернуло, а потом возник всё увеличивающийся крен. Капитан Робертсон отдал приказ покинуть паром. Из-за большого крена спасательные шлюпки левого борта оказались бесполезными. Первая спущенная спасательная шлюпка правого борта перевернулась. Трем оставшимся шлюпкам удалось достигнуть пляжа Ситуан, а еще одна шлюпка добралась до берега на противоположной стороне пролива. На «Wahine» пытались спустить спасательные плоты, но волны высотой 6 метров перевернули часть из них вместе с людьми. Паром затонул на мелководье, на глубине 11, 6 метров.

По теме

Сотни людей оказались в бушующем море, которое имело температуру всего 12 градусов. Выручали спасательные жилеты. Без них жертв было бы гораздо больше. Когда погода немного улучшилась, и с берега увидели затонувшую «Wahine», началась спасательная операция. Находившейся в гавани паром GMV «Aramoana», портовые буксиры, рыболовные сейнеры и яхты стали подбирать людей с воды. Они спасли сотни человеческих жизней. Более 200 пассажиров добрались до берега на спасательных шлюпках. В 14-30 TEV «Wahine» легла на правый борт.

На момент крушения погиб 51 человек. Впоследствии, от полученных травм скончались ещё два человека. Таким образом, общее количество жертв катастрофы составило 53 человека. Большинство из них были пожилыми людьми. Среди погибших было трое детей. Люди погибли из-за переохлаждения и от ударов о скалы. 566 пассажиров и 110 членов экипажа были спасены. Шесть человек пропали без вести. Судя по относительно небольшому количеству погибших, «Wahine» действительно была хорошим судном, просто конструкторы не могли представить мощь урагана, с которым придется столкнуться парому.

Работа следственной комиссии и суд

Через 10 недель после начала работы, следственная комиссия пришла к выводу, что были допущены ошибки в принятие решений, но подчеркнула, что условия были сложными и опасными. Отдельно надо отметить – в отчёте было сказано, что капитан парома очень грамотно отдал приказ об эвакуации. Если бы приказ о покидании судна был бы отдан раньше, или позже – погибло бы намного больше людей. Против капитана и офицеров парома были выдвинуты обвинения, но все они были оправданы судом.

Заключение

Отдельно нужно сказать о реакции жителей Новой Зеландии. Люди впервые наблюдали гибель парома в прямом эфире. Съёмочные группы и фотографы снимали спасательную операцию и их репортажи оперативно размещались в национальных СМИ.

Первоначально «Wahine» хотели поднять и отремонтировать. Но повреждения оказались настолько большими, что от этой идеи отказались. Но надо было что-то делать – паром серьезно осложнял вход в порт. Был разработан проект, по которому паром должны были поднять и отбуксировать на глубокое место в проливе Кука для затопления, но сильный шторм, который разразился в 1969 году, разрушил корпус, и с помощью плавучего крана «Hikitia» обломки окончательно демонтировали.

В 1969 году компания «Union Steamship Company» заказало строительство парома, который должен был заменить погибшую «Wahine». По её заказу был построен паром TEV «Rangatira», который вышел на Новозеландскую паромную линию в 1971 году. Он мог перевозить на 159 пассажиров меньше, чем брала «Wahine». Судно оказалось коммерчески не выгодным. Два года Министерство Транспорта Новой Зеландии субсидировало «Union Steamship Company», а с 1976 года паромная линия между Северным и Южным островами стала обслуживаться другой компанией.

В Веллингтоне есть несколько мемориалов, посвященных памяти погибших при крушении парома «Wahine».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 15.08.2025 13:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх