Версия // Общество // Отечественные разработки для инвалидов по слуху опоздали на 15 лет

Отечественные разработки для инвалидов по слуху опоздали на 15 лет

1532

Москва глухих

В разделе

В самое ближайшее время люди с нарушением слуха смогут воспользоваться принципиально новой услугой МГТС и общаться друг с другом при помощи специальных телефонов с текстовыми выходами, или, попросту говоря, текстофонов. Однако сами глухие от новинки почему-то не в восторге, объясняя это тем, что подобный вид связи опоздал как минимум лет на 15... «Версия» попыталась разобраться, чем же недовольны инвалиды.

Новинка представляет собой телефонную приставку с клавиатурой, которую можно подключать как к телефонной линии, так и к компьютеру. Распространяться такие приставки будут преимущественно через общества глухих. Вот только сами представители организаций относятся к нововведению довольно скептически. Как рассказали нам во Всероссийском обществе глухих, вопрос о создании подобных телефонов возник ещё 15 лет назад. Первая модель телефона с бегущей строкой была разработана в 1990 году на Пермском телефонном заводе «ТЕЛПА». Правда, в широкое пользование она тогда не поступила: всему виной была явно завышенная цена аппарата — в 5—6 раз больше средней пенсии. В отличие от других технических средств, которые наши инвалиды по слуху обычно получают бесплатно, этот вид связи распространялся только за деньги. Согласитесь, чтобы от такого телефона был толк, он должен быть хотя бы у 100 человек в городе.

Чуть позже стали появляться и другие разработки, но все они по своей сути представляли лишь модификации первого текстофона. Как, собственно, и «Диалоги», которых, кстати, в Москве в качестве эксперимента раздали уже около тысячи штук.

А теперь представьте, насколько далеко за эти 15 лет ушёл технический прогресс. Стоимость «Диалога» около 5 тыс. рублей — за эти деньги сегодня можно купить очень даже неплохой сотовый телефон с полным набором функций, включая, естественно, и SМS. А ведь по сравнению с мобильником у текстофона есть ряд существенных минусов. Во-первых, использовать его можно только дома, общаясь исключительно с теми, у кого есть такой же телефон, а, во-вторых, считывать текст с дисплея, по отзывам самих глухих, гораздо труднее, чем с экрана мобильника. «Наша главная задача — обеспечить интеграцию инвалидов по слуху, — рассказали нам во Всероссийском обществе глухих, — а тут, наоборот, получается, что инвалидов заставляют общаться только с такими же, как они».

Не секрет, что на Западе слабослышащие уже вовсю пользуются ноутбуками и карманными компьютерами с выходом в Интернет. Так что же получается: отечественные разработки устарели, ещё даже не успев появиться.

Связь с окружающим миром вообще, пожалуй, самая серьёзная проблема для глухих. Это для большинства из нас не составляет труда получить необходимую справку, позвонить в «Скорую» или вызвать милицию. Для сравнения, на Западе во многих городах уже давно существуют единые диспетчерские пункты. То есть глухой при помощи любого средства связи, начиная от факса и заканчивая SMS-сообщениями, может связаться с таким центром, где ему помогут решить все проблемы. У нас же идея подобной службы пока что находится только в стадии разработки, и появится она в лучшем случае через несколько лет.

Если обратиться к статистике, то даже во Всероссийском обществе глухих точно не знают количества инвалидов по слуху в стране. Проблема в том, что в пенсионном удостоверении, которое получает инвалид, не записано, что он слабослышащий. Тем не менее приблизительно можно говорить о 13 млн. глухих по стране, из которых в Москве проживают примерно 600 тысяч. Вот только при распределении бюджетных средств ориентироваться нужно отнюдь не на «приблизительно». Получаем ещё одну проблему.

Нельзя не сказать и о другой проблеме. Подавляющее число работников социальной сферы не может сегодня объясниться с глухим. Здесь также необходимо перенимать западный опыт, где некоторые врачи в поликлиниках, полицейские на улицах и продавцы в магазинах знают минимальный набор жестового языка. Это обычная дактилология — язык общения на основе азбуки для глухих, в которой каждый знак соответствует определённой букве алфавита (см. таблицу).

Ну и, пожалуй, самый серьёзный вопрос — трудоустройство. Здесь сложности начинаются уже в детстве — школа, потом вуз. В России таких школ немного. Как следствие — отсутствие необходимого образования и квалификации. Да и что скрывать, работодатели элементарно боятся брать слабослышащих на работу, несмотря на то, что те традиционно считаются трудолюбивыми и ответственными работниками. Вот и получается: сколько ни говори об интеграции, а люди так и продолжают жить в своей «стране глухих»...

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 13.08.2007 16:37
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх