Версия // Власть // Нужно ли Европейскому Союзу пытаться всеми силами удержать Великобританию от брекзита

Нужно ли Европейскому Союзу пытаться всеми силами удержать Великобританию от брекзита

8301

Подумать еще раз

В разделе

Новый премьер-министр Великобритании Борис Джонсон получил свой пост, пообещав сделать то, чему долго сопротивлялись европейские лидеры - пересмотреть соглашение по брекзиту. ЕС следует подумать еще раз - не для того, чтобы помочь Джонсону, а по сугубо эгоистичным причинам.

Постоянным камнем преткновения в вопросе брекзита была ситуация с Ирландией, которая останется частью ЕС, и Северной Ирландией, которая из состава блока выходит. Это связывает Великобританию, Таможенный союз и ЕС и требует соблюдения большей части предписаний по регулированию единого европейского рынка. Великобритания может разработать альтернативные пограничные соглашения, но Европа должна решить, достаточно ли их, а Великобритания не может выйти из соглашения в одностороннем порядке.

Легко понять, почему брекзитеры не впечатлены. Оппозиция этой части сделки является основной причиной того, почему все три попытки правительства Терезы Мэй провести соглашение через парламент провалились. Вот почему Джонсон теперь главный. В условиях нынешнего политического хаоса ничего нельзя исключать. Но вероятность того, что сделка в ее нынешнем виде может быть возобновлена в ближайшие 100 дней (крайний срок брексита - 31 октября) и пройдет с четвертой попытки кажется ничтожно малой.

Другие возможности гораздо более вероятны - преднамеренный брекзит без соглашения, который Джонсон пообещал в качестве последнего средства; брексит без сделки, если сторонники отделения и оставшиеся в парламенте оппозиционеры продолжать сражаться друг с другом до тупика; второй референдум, всеобщие выборы — даже, возможно, односторонняя отмена решения о выходе из Европейского Союза. Вот в чем дело: все эти возможности хуже для ЕС, чем согласие на новую сделку.

Брекзит без сделки сильно повредит Британии, без сомнения — но он также повредит экономике ЕС в то время, когда его перспективы далеки от безоблачных. Референдум, всеобщие выборы или отмена уведомления Великобритании о прекращении действия Статьи 50 приведут к затягивают неопределенности, вполне вероятно, с конституционным кризисом (или кризисами). Безусловно, Великобритания станет главной жертвой беспорядков — но, опять же, Европа понесет сопутствующий ущерб. А Британия, которая наполовину в ЕС, а наполовину вне его - это парализующее недоразумение.

Ни одна из этих альтернатив не предлагает предсказуемого результата. Лидеры Европы уже бредят, и это оправданно, сагой о брекзите. И именно поэтому они должны продвигаться к упорядоченному решению, а не отдаляться от него.

Форма, которую оно должно принять, проста: отказаться от соглашения о выходе и заменить его обязательством избегать любыми средствами установки физической инфраструктуры на границе Северной Ирландии. Насколько сложной будет задача создания невидимой границы, зависит от специфики долгосрочной торговой сделки, которую в конечном итоге заключат Великобритания и ЕС. Официальные переговоры по этому вопросу только начались, потому что Европа настаивала на том, чтобы сначала урегулировать детали. Соглашение о брекзите предусматривает переходный период, когда торговые договоренности не изменяются до достижения соглашения о долгосрочной сделке. Поэтому пограничные вопросы могут быть рассмотрены позже.

Есть два основных возражения, и оба кажутся очевидными. На самом деле оба они явно ошибочны.

По теме

Во-первых, теория о том, что решение предаст народ Ирландии, оставив нерешенным жизненно важный вопрос, влияющий на их будущее. Но как бы то ни было, пограничные вопросы не могут быть полностью решены до тех пор, пока не будет завершена долгосрочная торговая сделка и не будет раскрыт точный характер проблемы.

Правда, технологические и административные решения потребуют времени и расходов, но они не невозможны и не должны быть отвергнуты как фантазия. Имейте в виду, что члены ЕС применяют разные ставки налога на добавленную стоимость, которые обычно требуют пограничных проверок; они избегают использования обмена информацией, схем регистрации и трансграничных процедур. Вызов, брошенный Великобританией, которая окажется за пределами Таможенного союза и единого рынка, был бы намного больше, но проблема не непреодолима.

Кроме того, и Великобритания, и Ирландия заинтересованы в сохранении безопасности и бесконфликтном существовании границы: Британия после брекзита вряд ли откажется от этого обязательства. Имейте в виду, также, что в случае брексита без сделки Брюссель, а не Лондон будет призывать к строительству новой инфраструктуре на границе, чтобы обуздать контрабанду и защитить целостность единого рынка ЕС.

Второе возражение заключается в том, что Джонсон ухватится за любую уступку как за победу — и ЕС, стремящийся препятствовать дальнейшим отступлениям, не может позволить Великобритании ничего похожего успех. Но если это и представляло опасность, то по прошествии трех лет более не актуально. Ни один другой член Европейского Союза, смотря на то что произошло в Великобритании после референдума в 2016 году, не проявил желания повторить подобное.

Политика страны разрушена. Экономика серьезно пострадала, и еще многое предстоит сделать. Два премьер-министра потеряли работу, а репутация страны в мире кажется безнадежно испорченной. Разве это не является достаточным сдерживающим фактором? Согласование упорядоченного выхода не отменит экономический и политический ущерб, который Британия уже нанесла себе. И это не гарантирует успех брекзита - при условии, конечно, что лидеры Европы правы, утверждая, что ЕС предоставляет большие преимущества своим членам.

Переговоры и отказ от них - это вопросы стратегии, и лучший курс не всегда очевиден. Но в данном случае это так. Европа должна подумать еще раз.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 26.07.2019 16:00
Комментарии 0
Наверх