Член СПЧ Владимир Иконников предложил вернуть оценки за поведение в школах. Госдума оперативно подготовила законопроект. Порядка в школах станет больше?
У меня, как у учителя, идея вернуть оценки за поведение вызывает сомнения. Они и в прежнее время особой роли не играли, а сейчас их появление может лишь добавить неразберихи, раздражения, непонимания, дополнительных конфликтов и бюрократических ухищрений. Представим, что шкала оценок за поведение будет идентична шкале оценок за успеваемость. Кто будет эти оценки выставлять – и без того замученный классный руководитель? Скорее всего он окажется субъективен в своём мнении. Не исключено, что он поставит пятёрку тому, кто просто тихо сидит в гаджетах, не досаждает ему на уроках и не хамит. И напротив, пытливые дети, часто неусидчивые и перебивающие педагога вопросами, суждениями и даже критикой, вряд ли войдут в категорию «примерных».
При этом очевидно, что фокус на воспитательном компоненте в школьном обучении необходим, поскольку поведение учащихся ухудшается на глазах. Имеют место массовые случаи оскорбления учителей, драк в школах, прогулы, курение, выпивка, воровство, сквернословие и так далее. Но возникают большие сомнения, что хулигана-подростка испугает двойка по поведению.
Ведь если вводится оценка, она должна на что-то реально влиять. Но каким может быть это влияние? Добавлять за хорошее поведение баллы к ЕГЭ? Одному, допустим, 10 баллов за отличное, а второму 7 – за хорошее? Но это нелепо. А если озорник и шалун, нелюбезный сердцу учителя, выполняет работы безупречно – мы у него будем вычитать баллы? Если уж на то пошло, я бы склонялся к созданию какой-то мини-характеристики ученика вместо одного слова «неуд» или «хор». Что же касается отъявленных хулиганов и хамов, срывающих уроки, то они – я тут бескомпромиссно твёрд! – должны переводиться в отдельные классы, где с ними будут работать психологи и педагоги со специальной подготовкой. Но где взять кадры для таких отдельных групп?
Я бы предложил вводить оценки за поведение только после обсуждения в самих школах, поскольку все они разные – есть сельские, где всего 20 учеников, а есть школы на несколько тысяч человек, и в каждой из них существуют устав, ученический совет, родительский совет. Если в одной школе данная схема будет внедрена, а в другой нет – ничего страшного. А не так, как хотят сделать: сверху пришёл приказ и его надо поскорее исполнить. Словом, предложение просто вернуть оценку за поведение выводит на гораздо более сложные и масштабные вопросы – вплоть до масштабного переустройства школы, стратегии и самой концепции образования.