Новый год мы начнем с обзора двух новинок кино, цифровой релиз которых состоялся под конец прошедшего года. Режиссерская работа Джесси Айзенберга «Настоящая боль» и европейский независимый анимационный фильм «Течение».
Настоящая боль
(18+)
Реж. – Джесси Айзенберг
В ролях – Киран Калкин, Джесси Айзенберг, Ольга Босова, Уилл Шарп, Дэниэл Орескс, Лиза Садовы, Курт Эгиаван
Производство – Польша, США
Трагикомедия, снял которую по собственному сценарию известный актёр Джесси Айзенберг, также исполнивший здесь главную роль.
Два кузена – Дэвид (Джесси Айзенберг) и Бенджи (Киран Калкин) решают отправиться в Польшу, на родину своей умершей еврейской бабушки. Путешествие с целью почтения памяти почившего предка постепенно приводит к выяснению отношений между братьями.
«Настоящая боль» – один из фаворитов предстоящей оскаровской гонки, главным образом в актёрских номинациях. Фильм тепло приняли критики, а массовый зритель по традиции пропустил мимо своего поля зрения. Разумеется, Айзенберг снимал свой фильм без расчета на кассовый успех, но с точным прицелом на фестивальный триумф. И, кажется, его замысел уже начал воплощаться. Фильм взял Золотой глобус за лучшую мужскую роль второго плана и награду за лучший сценарий на Санденсе.

Нам фильм показался достаточно средней артхаусной лентой со своей изюминкой. С неё и начнём – Киран Калкин отхватил за свою роль Золотой глобус абсолютно заслуженно. То, какой сложный и в то же время натуральный образ сумел изобразить на экране актёр, заслуживает Оскара. Тем более Кирана Калкина в подобном амплуа мы еще не видели – импульсивный, решительный, максимально эмоциональный и уже серьезно надломленный жизнью человек. На контрасте с персонажем Айзенберга (сдержанным, робким, расчетливым, рациональным) герой Калкина выглядит особо колоритно. И странно, что он был номинирован в категории «Лучший актер второго плана». Он почти всё время находится на первом плане. Более того, этот персонаж является центральным во всем повествовании, затмевая собой всех остальных. В общем, Киран Калкин показал отличный перфоманс, который заслуживает внимания.

Не менее странным для нас кажется отнесение фильма к жанру трагикомедии. Да, здесь есть несколько забавных моментов, но это стопроцентная драма. Да, вы можете улыбнуться в той или иной сцене, но это не делает фильм полноценной трагикомедией. Здесь нет эмоциональных качелей. Фильм с самого начала принимает серьезный тон повествования, постепенно все больше и больше сгущая краски то подробностями из жизни героев, то посещением кладбищ и настоящего бывшего концлагеря. Думаю, сам Айзенберг не до конца понимает, почему фильм так позиционируют. Четко одно: если вы думаете поднять себе настроение этим фильмом, то это не получится.

С другой стороны, после просмотра мы так и не могли понять, о чем было это кино? Оно явно не о холокосте, ведь поездка в Польшу на родину своей бабушки, которая пережила ужасы немецкой оккупации, является лишь предлогом, чтобы свести двух кузенов. Фильмов о холокосте мы знаем не мало, и сказать что-то новое на этой почве уже не так просто. Скорее, фильм препарирует сложные отношения двух родственников, некогда очень близких, но пошедших по жизни разными дорожками. Это скрытая психологическая драма о человеческих характерах, отношениях и поведенческих паттернах. Фильм очень точно воссоздает на экране два совершенно разных характера, связывает которых лишь кровное родство и общие воспоминания.

Для Айзенберга это личная работа. Съёмки происходили в Польше, в тех местах, где в своё время обосновались его предки. Но, как мы уже отметили, это кино не о прошлом, а о настоящем. Тяжелое детство бабушки главных героев и их поездка в Польшу являются лишь предлогом, чтобы свести их вместе. Краеугольным камнем поездки становится вопрос отношения к своему прошлому. Стоит ли постоянно жить с оглядкой на темные страницы истории? Или же надо идти вперед, высоко держа голову, с надеждой на светлое будущее? Можно ли беспечно наслаждаться жизнью, тогда как близкие предки переносили нечеловеческие страдания? Фильм на дает здесь четкого ответа. Вместо этого он показывает оба варианта.

Длится лента полтора часа, что очень неплохо – зритель не успеет заскучать. Развлекать аудиторию это кино не торопится, и рассказывать ему не так много, поэтому сжатый хронометраж в данном случае идет на пользу.
Эпикриз: киноманы должны ознакомиться с этой работой хотя бы для того, чтобы насладиться перевоплощением Кирана Калкина на экране. Для Джесси Айзенберга этот фильм – жирный плюс в портфолио, свидетельствующий об оформившемся режиссере с прицелом на дальнейшие проекты.
В качестве иллюстраций использованы кадры из трейлера фильма «Настоящая боль» (2024), реж. – Джесси Айзенберг.
Течение
(16+)
Реж. – Гинтс Зильбалодис
Производство – Латвия, Бельгия, Франция
Европейский приключенческий анимационный фильм, поставил который молодой латвийский режиссер Гинтс Зильбалодис, до этого выпустивший только одну полнометражку – «Таинственный остров».
Главный герой этой истории – черный кот, который благополучно обитает на покинутом людьми острове вместе с другими животными. Однажды там случается наводнение, и почти вся суша уходит под воду. Волей-неволей, коту приходится объединиться с другими зверями, чтобы пережить стихийное бедствие.
«Течение» было показано в Каннах, где состязалось с другими лентами в категории «Особый взгляд». Оттуда картина уехала без наград, но после была отмечена Европейской киноакадемией как «Лучший анимационный фильм» и получила Золотой глобус в той же номинации. Ошеломительный успех для малоизвестного независимого латвийского режиссера. Более того, картина является одним из главных претендентов на Оскар в своей номинации.
«Течение» – мультфильм без слов. Животные здесь не разговаривают, хотя и коммуницируют друг с другом. При этом они стараются оставаться максимально дикими, не перенимать антропоморфных черт и вариантов поведения. Да, в картине есть сцены, когда герои проявляют явно человеческую смекалку и навыки, но это не слишком сильно бьёт по общей атмосфере.
У «Течения» много общего с «Диким роботом» – другим выдающимся мультфильмом прошедшего года. Визуально обе не боятся экспериментировать с анимацией: стилизация 3D под 2D, детализированная прорисовка задников, тщательная проработка мира и т.п. Упор в картинке сделан на чарующую красоту природы, демонстрацию силы её стихии, использование крайне живописных панорам. Животные являются героями обеих лент, причем не антропоморфные, а куда более натуральные дикие звери и птицы. Обе ленты рассказывают трогательные истории, которые при своей простоте способны зацепить зрителя за живое.
Но если лента DreamWorks Animation нацелена на широкую аудиторию детей и взрослых, то «Течение» куда более артхаусный проект, созданный для своего зрителя. Здесь нет слов, закадрового текста, эпилога или чего-то еще, что поясняло бы суть происходящего. А вопросов к миру «Течения» возникает много. Это явно не наш мир, так как временами на экране появляются фэнтезийные существа. Людей в этом мире тоже нет. Скорее всего, их нет некоторое время, потому что повсюду остались следы человеческой деятельности. Техника, архитектура и статуи. При этом главные герои – стайка животных, которую «объединил» черный кот. Их цель – выжить в потоке стихии.
Как мы уже отметили, внешне картине необычайна красива. К подобным визуальным экспериментам мы уже привыкли. Но неподготовленному зрителю визуал может показаться отталкивающим первое время. К нему стоит привыкнуть, потому что после лента будет кормить своего зрителя калейдоскопом красивых кадров и запоминающихся сцен. Это очень красивое полотно, упор в котором сделан не столько на саму историю, сколько на погружение зрителя в новый неизведанный мир. Именно за это многие и любят мультипликацию больше, чем кино. Ведь художник в создании иного мира ограничен лишь собственной фантазией, тогда как киношники сталкиваются с рядом технических проблем.
Эпикриз: сложно сказать, кто заберёт Оскар как лучший мультфильм – «Течение» или «Дикий робот». Кто бы из них это не сделал, обе ленты этого достойны. Мы думали, что «Дикого робота» в этом году уже никто не переплюнет. Возможно, мы ошиблись. Работу Гинтса Зильбалодиса строго рекомендуем ценителям независимой экспериментальной анимации, а также мечтательным особам и любителям животных. Братья наши меньшие здесь показаны с очень большой долей натуральности и вниманием к деталям.
Хороших выходных и приятного просмотра!
ну если "на родину своей умершей еврейской бабушки"... тогда - это ШЕДЕВР! однозначно