Версия // Общество // На захваченный США танкер с иранской нефтью, в Иране ответили захватом двух танкеров с американской нефтью

На захваченный США танкер с иранской нефтью, в Иране ответили захватом двух танкеров с американской нефтью

162358

Новый всплеск «танкерной войны»

На захваченный США танкер с иранской нефтью, в Иране ответили захватом двух танкеров с американской нефтью
В разделе

Сегодня внимание всех приковано к СВО, которая Россия проводит на Украине, и, в более общем смысле, к цивилизационному конфликту между коллективным Западом и Россией. Назревает похожий конфликт вокруг Тайваня. И как-то в тени остаются события, которые вроде не являются определяющими сегодня. Однако, это ошибка. В США давно принята концепция стратегии «управляемого хаоса». Правда, иногда он становится неуправляемым с трудно предсказуемыми последствиями.

В этой статье мы расскажем о продолжении эскалации вокруг Ормузского пролива и о попытках блокировки российского «теневого» танкерного флота.

Странная подводная дуэль

Событие, о котором мы расскажем, с одной стороны, обычное во взаимоотношениях флотов недружественных государств, с другой – всё-таки, не побоимся этого слова, уникальное. В этой истории много удивительного. Понимая, что по объективным причинам роль и влияние США на Ближнем Востоке уменьшилось до беспрецедентного уровня, но, соглашаясь с этим, США приняли решение об усилении своей группировки в Персидском заливе. Решение, в общем-то, стандартное. Америка периодически усиливают ВМФ в этом регионе. Необычным стало то, что в Залив решили направить атомную ударную субмарину, и не просто направить, а публично сообщить всем об этом. Вот это совсем не похоже на американцев. Все операции своих подводных лодок они держат за семью печатями, и никогда не объявляют о районе их патрулирования. Но у всякого правила есть исключения, и командование американского флота объявило о направлении в Персидский залив американского атомохода – USS «Florida» SSNG-728 класса «Огайо». Атомоходы типа «Огайо» – это часть ядерной триады США. Они вооружены межконтинентальными баллистическими ракетами «Трайдент». «Флорида» – необычная лодка. Её ввели в строй в 1983 году как серийную субмарину с баллистическими ракетами, с номером SSBN-728. Как носитель баллистических ракет лодка прослужила до 2003 года. Тогда субмарину поставили на перевооружение, вырезали отсек с баллистическими ракетами и установили отсек с пусковой установкой для крылатых ракет «Томагавк». Теперь лодка несла 154 крылатых ракет BGM-109 «Томагавк». Торпедное вооружение осталось прежним – 4 533-мм торпедных аппаратов. После перевооружения лодка вошла в строй в 2006 году. Американские адмиралы считали полезным иметь в составе своего флота такую субмарину. После патрулирований боевое крещение «Флорида» прошла в 2011 году, когда выпустила 93 крылатые ракеты по территории Ливии в рамках операции «Рассвет Одиссеи». Конечным результатом был конец режима Муаммара Каддафи, его убийство и продолжающаяся до сих пор гражданская война в стране. С явной угрозой нанесения такого же удара лодку направили в Персидский залив. И, даже против всех своих правил, публично объявили об этом.

По теме

20 апреля 2023 года контр-адмирал ВМФ Ирана Шахрам Ирани сделал заявление. В нём иранский адмирал заявил, что дизель-электрическая подводная лодка ВМФ Ирана «Фатех» вынудила всплыть американский атомоход при прохождении им Ормузского пролива. После всплытия, «Флорида» покинула пролив. Вообще, принуждение к всплытию иностранной подводной лодки в своих водах – это стандартный прием в арсенале военных флотов. Но для такого принуждения, как правило, необходимо соединение противолодочных кораблей и базовой, или палубной противолодочной авиации. Корабли, самолеты и вертолеты загоняют подводную лодку в ловушку и заставляют её всплыть. Такое бывает не часто, но происходят. Но чтобы дизель-электрическая подводная лодка заставила всплыть атомную субмарину – такого еще не было. «Fateh» «Фатех» – это головная лодка в серии из четырех дизель-электрических лодок иранского флота. Строительство трех продолжается. «Фатех» введён в боевой состав иранского флота в 2019 году. Лодка небольшая, для действий у своих берегов, подводным водоизмещением всего около 600 тонн, вооружена четырьмя торпедными аппаратами для стрельбы торпедами и крылатыми ракетами. Может брать на борт несколько мин. Для сравнения – подводное водоизмещение «Флориды» – 19 000 тонн.

Единственным преимуществом «Фатеха» может быть бесшумность. Дело в том, что атомные подводные лодки имеют значительно более высокий уровень своих шумов по сравнению с дизель-электрическими. Это объясняется принципиальным отличием в конструкции субмарин. В атомных подводных лодках турбина соединена с гребным винтом через редуктор. Вал турбина на выходе дает большое количество оборотов, гребным винтам столько не нужно, поэтому между ними стоит понижающий редуктор, который сильно шумит. Дизель-электрические лодки под водой движутся на бесшумных электромоторах, которые соединяются с гребными винтами напрямую. Многие дизель-электрические субмарины имеют шумность, равную фону моря. Именно поэтому советские – российские лодки проектов 877 и 636 – «Варшавянки» – и называют «чёрной дырой». Поэтому, единственное, что можно обоснованно предположить, что «Фатех» следил за «Флоридой» незаметно для неё.

После обнаружения события происходили по нарастающей. По словам иранского контр-адмирала, «Фатех» предупредила американцев о слежении за ними. Здесь возможен простор для версий. В любом случае американцы, официально объявив о направлении «Флориды» в Персидский залив, хотели, чтобы лодка прошла Ормузский пролив скрытно. Возможно, одной из задач американской подводной лодки была какая-то миссия в иранских водах. После того, как их обнаружили, командир американского атомохода почему-то предпочел всплыть на поверхность. Важным обстоятельством является и то, что по международным соглашениям, форсировать проливы, используемые в международном судоходстве (Каттегат и Скагеррак, Босфор и Дарданеллы, Ормузский пролив и ряд других) подводные лодки должны в надводном положении. Американцы, в очередной раз не захотели придерживаться международных законов, и были унижены – их лодку заставили всплыть. Естественно, США не признали свой провал, и заявили, что «…это заявление представляет собой очередную иранскую дезинформацию, которая дестабилизирует ситуацию в регионе…». К слову, в апреле это был не первый инцидент. В начале месяца самолет-разведчик ЕР-3Е ВВС США летал вдоль иранского побережья над Оманским заливом. Самолет отогнали иранские истребители. Что на самом деле произошло в водах Ормузского пролива, мы, вероятно, узнаем через какое-то время. По заявлению Ирани, дальнейшее движение «Флориды» в надводном положении контролировалось иранской лодкой. Этот инцидент подтверждает уверенность в том, что Персидский залив остается одной из самых взрывоопасных точек на карте, а, учитывая объем трафика нефти, перевозимой танкерами, конфликт в нём может парализовать промышленность многих стран.

Взаимные захваты танкеров

По теме

В середине апреля, под предлогом соблюдения своих санкций, американцы захватили иранский танкер, который перевозил нефть в Китай. Ситуация типичная для США. Они наделили себя полномочиями конфисковывать товар, который подпадает под их санкции, но является предметом сделки между двумя другими государствами, которые американские санкции не признают. В рамках этой практики они захватили танкер «Suez Rajan». Китайская версия произошедших событий выглядит следующим образом. Танкер «Suez Rajan» водоизмещением 150 000 тонн, под флагом Маршалловых островов перевозил нефть из Ирана в Китай. Он был захвачен американскими ВМФ недалеко от Малаккского пролива. ВМФ Ирана безуспешно попытались помешать, но танкер направился в сторону США. Нефть конфисковало Правительство США, а полученные деньги были направлены на выплату компенсаций жертвам терактов 11 сентября – хотя Иран (даже по официальной версии США) никакого отношения к событиям 11 сентября не имел.

Ответ не заставил себя долго ждать. Сначала Иран захватил в Оманском заливе танкер «Sweet Advantage», шедший под флагом Маршалловых островов из Кувейта в США, в порт Хьюстон. Флаг этого островного государства в последнее время стал приносить своим владельцам неприятности. Формально, Иран объявил, что танкер столкнулся с иранским рыболовецким судном, прошел мимо, не оказав ему помощь, и 8 часов не выходил на связь. Поскольку американцы увели «Suez Rajan» в американский порт, Иран поступил зеркально – «Sweet Advantage» до сих пор находится в иранском порту Бендер-Аббас. Танкер был зафрахтован американской компанией Chevron. Ответ получился по настоящему зеркальным – оба танкера относятся к одному классу – Suezmax, и оба ходят под флагом Маршалловых островов.

Через неделю Иран повторил захват. Катера Корпуса стражей исламской революции – КСИР – остановили и захватили танкер «Niovi» под флагом Панамы. Танкер шёл в один из портов ОАЭ, когда катера КСИР вынудили его изменить курс в направлении территориальных вод Ирана. Танкер перевозил нефть, принадлежащую американской компании. На этот раз официальный Тегеран отреагировал скромно, что странно, так как обычно Иран выдвигает вполне конкретные обвинения. Иранское агентство «Tasnim» сообщило лишь, что КСИР захватил танкер под флагом Панамы. Подробностей не озвучивали.

Аналитики по морскому судоходству уверены, что эти два задержания являются ответом на захват танкера с иранской нефтью для Китая. Причем некоторые наблюдатели считают, что Иран действовал при молчаливой поддержке Китая, которому очень не нравится американская практика применять требования своих санкций по всему миру. Владельцем танкера является компания «Grand Financing Co», а оператором греческая компания «Smart Tankers». Греки пока не высказали никаких претензий к иранской стороне. С официальными заявлениями выступает командование американского 5-го флота, в зоне ответственности которого находится Персидский залив. Обеспокоены, естественно, и на Маршалловых островах. «Повышенная военная активность и геополитическая напряженность… может привести к агрессивным действиям, как США, так и Ирана». Напомним, что приблизительно 20% всей нефти, потребляемой мировой экономикой, проходит через Ормузский пролив.

Россия тоже в списках

Как известно, Россия собрала так называемый «теневой танкерный флот» для обхода санкций, которые ввели США, ЕС и ряд других стран. Схема обхода нефтяных санкций Запада достойна отдельной статьи. Теперь и с этими судами стали происходить непонятные вещи. Утром 2 мая недалеко от побережья Малайзии загорелся и терпит бедствие танкер «Pablo» класса «Афрамакс» дедвейтом 96 000 тонн. Танкер возвращался пустой, в балласте из Китая. Судно остановилось и дрейфует в 40 морских милях – около 74 км – от острова Пулау Тинги. В момент происшествия была хорошая погода и видимость. Некоторые факты указывают на то, что пожар вспыхнул не просто так – была осуществлена грамотная диверсия. Есть видео, на котором виден момент сильного взрыва – он скорей похож на попадание противокорабельной ракеты, чем на взрыв пустого танка из-за загазованности.

Интересна реакция СМИ. Международные морские СМИ сообщили, что танкер «Pablo» входит в состав «теневого танкерного флота» России, и осуществляет перевозки нефти из России и Ирана. «Bloomberg» сразу заявил, что пожар – следствие того, что перевозки «теневым флотом» не страхуются западными страховыми компаниями. Танкер был застрахован неизвестной страховой компанией из Азии. Общим же выводом всех СМИ стало то, что этот пожар может стать началом глобальной танкерной войны коллективного Запада против России и стран её поддерживающих, или соблюдающих нейтралитет.

Заключение

Год назад, в мае 2022, американцы попробовали конфисковать груз иранской нефти в греческих водах. Иран в ответ захватил два греческих танкера в Персидском заливе. Верховный суд Греции постановил вернуть танкер и нефть Ирану, после чего греческие танкеры были освобождены. Сегодня ситуация повторяется, причем география новой танкерной войны стремительно расползается по всему земному шару. Это очень опасная тенденция, чреватая не только мировым экономическим кризисом, но и вооруженными конфликтами в узловых точках морских торговых путей. Ормузский пролив – первый в этом опасном списке.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 19.05.2023 17:30
Комментарии 4
Наверх