Версия // Бизнес // На мировых площадках ждут бума российских акций

На мировых площадках ждут бума российских акций

2191

Биржа туда

Российские акции пользуются большим спросом за рубежом, чем на нашей бирже (на фото) Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Русская матрёшка снова становится модной – после того, как появилась в алюминиевом исполнении на Гонконгской фондовой бирже во время IPO «РусАла». Проведение первичного размещения акций (именно так по-русски звучит термин IPO) одной из самых крупных и закрытых компаний России разогнало кровь инвесторов. Аналитики предрекают бум российских размещений на азиатских биржах, прежде всего в Гонконге и Сингапуре. Олег Дерипаска уже заявил, что собирается разместить на бирже акции своих энергетических компаний. Его примеру, видимо, последует Виктор Вексельберг и многие другие.

Обеспокоенный этими прогнозами глава Лондонской фондовой биржи, бывшей недавно фаворитом российских IPO, Ксавье Роле заявил, что ожидает возвращения русских. «Возможно значительное число размещений российскими компаниями на лондонском рынке», – заявил он на «Форуме Россия 2010». Беспокоится г-н Роле не зря:

Аббревиатура IPO (Initial Public Offering) пришла в Россию с Запада, переводится как «первоначальное публичное предложение», применяется непосредственно к такому виду ценных бумаг, как акции, и подразумевает также их допуск к торгам на фондовой бирже. Компания, проводящая IPO, впервые предлагает неограниченному кругу инвесторов свои акции, впервые допуская их к торгам на фондовой бирже.

IPO – один из видов привлечения капиталов в компанию. Но не только. В отличие от таких способов пополнения капитала, как кредит в банке, вексель или облигация, размещение акций компании – это делёж собственности. Покупатели акций являются полноправными владельцами компании, пусть и в пределах своей доли, имеют право на участие в решении вопросов о её деятельности (для чего проводятся собрания акционеров), а также на получение своей доли прибыли (дивидендов).

В то же время компания, разместив акции, тратится только на саму процедуру IPO, что гораздо дешевле, чем выплачивать банку процент или гасить облигационный заём и платить по его купонам.

Ещё одно важное отличие: компания может увеличить свою капитализацию за счёт роста цены акций на бирже. Как правило, при экономическом росте стоимость компании в пересчёте на биржевые котировки акций (рыночная цена) выше, чем стоимость, определённая другим путём. Тому есть объяснение: выпуская свои акции в открытое обращение, компания обязана сделать свою деятельность максимально прозрачной. Ещё на этапе подготовки к IPO необходимо раскрыть все возможные риски будущих инвесторов – от угрозы национализации до криминального прошлого кого-то из акционеров (как, например, при проведении в Нью-Йорке IPO компании «Вимм-Билль-Данн» в 2002 году). Далее компания обязана постоянно информировать инвесторов о всех существенных для биржевых котировок акций событиях и сделках, публиковать регулярные отчёты по установленному в данной стране и на данной биржевой площадке образцу, проводить собрания акционеров и встречи с аналитиками.

То есть деятельность компании должна быть прозрачной и понятной для инвесторов, которые на основании полученной информации покупают или продают её акции, формируя таким образом цену рынка. Понятно, что кот в мешке и кот, вынутый из мешка, стоят по-разному. Хотя, как показала история биржевой торговли, открытость не всегда означает честность.

Для российских компаний выход на IPO стал возможен после прохождения этапа «дикого капитализма» – в условиях, когда уход от налогов был массовым явлением, говорить о прозрачности бизнеса не приходилось. Первое российское IPO провёл в 1996 году сотовый оператор «ВымпелКом» на Нью-Йоркской фондовой бирже. На российской площадке первым стало IPO холдинга «РБК Информационные системы» в 2002 году. Но настоящий бум российских IPO начался с 2005 года, а уже в 2006 году на первичное размещение вышли 16 российских компаний. На сегодняшний день самым крупным является «народное» IPO «Роснефти» – за размещенные на Лондонской бирже и двух российских площадках (ММВБ и РТС) компания выручила 10,4 млрд долларов.

По теме

Надо сказать, что «народные» IPO стали самыми шумными и самыми скандальными в истории российских размещений. Так, выход «Роснефти» на биржу сопровождался исками обанкроченного ЮКОСа, чьи активы к этому времени вошли в её капитал. Участники IPO банка ВТБ негодуют до сих пор: котировки акций до сих пор намного ниже цены размещения. Зато сленг российских биржевиков обогатился после этого размещения словом «наИПОшили». Пожалуй, самым спокойным стало IPO Сбербанка, хотя именно его ругали за слишком высокий порог входа (заявка должна была быть не ниже 100 тыс. рублей) и плохую организацию. Зато получить доход за счёт превышения биржевой цены над ценой размещения инвесторы могли уже в первый же год.

В то же время компании, становясь публичными, очень трепетно относятся к своей капитализации, определяемой по биржевым котировкам акций. Высокая капитализация даёт возможность продать какую-то часть имеющихся у компании акций по хорошей цене, взять кредит на выгодных условиях и удачно провести сделку по продаже части или даже всего бизнеса. В зависимости от капитализации, её роста выплачиваются премии и бонусы топ-менеджерам компании или происходит их увольнение. Естественно, что сообщать негативную для компании информацию никто из них не торопится. Поэтому и существуют регулирующие фондовый рынок государственные органы, следящие за тем, чтобы никакая существенная информация не была скрыта или сообщена узкому кругу лиц. И от жёсткости их требований во многом зависит популярность тех или иных биржевых площадок.

Так, с 2002 года, после скандала с компанией Enron, которая, как выяснилось, вводила в заблуждение инвесторов, в США были ужесточены правила раскрытия информации публичными компаниями. В результате всё больше первичных размещений стало проводиться на других площадках – в Гонконге и Лондоне. И в 2006 году Лондон сместил Нью-Йорк с трона финансовой столицы мира: наибольшее количество IPO, причём российских компаний, прошло на Лондонской бирже.

Однако нынешний финансовый кризис заставил британские власти более скептично отнестись к инвестиционному буму: экономика, посаженная на «инвестиционную иглу», оказалась не более устойчивой, чем сырьевая. А сопровождающие катастрофические события на бирже скандалы заставили британских биржевых регуляторов также ужесточать требования.

Теперь, возможно, IPO «РусАла» указало на новую финансовую столицу мира – Гонконг. Юго-Восточная Азия сейчас вообще модная тема в деловых кругах: регион быстрее всех выходит из кризиса, демонстрируя редкостную устойчивость и способность к модернизации. Немаловажным является надежда российских компаний на приход в их капитал стратегических инвесторов: американские и европейские инвесторы всегда рассматривали российские акции как инструмент спекуляций. А для стремительно индустриализирующихся Китая или Индии российские сырьевые компании являются источником роста их собственной промышленности. Да и в плане спекуляций азартные азиаты гораздо более привлекательные игроки, чем рассудительные европейцы или практичные американцы.

Единственным регионом, который не рассматривается в качестве основного для IPO российских компаний, является… сама Россия. В лучшем случае IPO здесь проводится одновременно с зарубежными площадками – по требованию Федеральной службы по финансовым рынкам. Впрочем, «РусАл» власти не стали принуждать к патриотизму.

Причин здесь несколько. Это и более громоздкая процедура организации размещения. И худшая, по сравнению с зарубежными площадками, защита от недружественных акций. Объём денег на российских биржах также весьма незначителен: для иностранных инвесторов наши площадки неудобны и неинтересны, а отечественные игроки малочисленны и бедны. Отсюда резкие взлёты и падения, что привлекает спекулянтов, но отпугивает серьёзных инвесторов.

Наконец, многие из проводящих IPO компаний в юридическом смысле отнюдь не российские. Тот же «РусАл» предлагал на Гонконгской бирже акции компании, зарегистрированной в Голландии. В Голландии же зарегистрированы многие другие крупные российские компании: тамошнее законодательство достаточно комфортно для акционеров и хорошо защищает их собственность. Другие популярные места регистрации – Кипр и Виргинские острова, имеющие очень щадящее налоговое законодательство.

В результате российские биржи оказываются на обочине финансовых потоков, что ставит крест на планах властей сделать Москву мировой финансовой столицей. Нужно признать, что это звание в ближайшее время будут оспаривать Гонконг и Сингапур, возможно, Шанхай. Впрочем, возможно, Россия станет ареной экзотических размещений вроде недавнего IPO Института стволовых клеток человека.

Что же касается перспектив новых российских IPO, надо признать, что того ажиотажа, который наблюдался в 2006–2007 годах, вряд ли стоит ждать. Во-первых, мир начинает понимать, что торговля воздухом чревата потрясениями, а это умеряет аппетиты потенциальных инвесторов. Во-вторых, российские инвесторы, обжёгшись на «народных» IPO, вряд ли будут массово вкладываться в новые размещения.

Тем не менее аналитики считают перспективы новых российских IPO вполне радужными. В России ещё много крупных непубличных компаний, представляющих интерес для инвесторов. К тому же российские власти недавно объявили, что будут проводить приватизацию своих активов через IPO, а среди них есть и такие лакомые куски, как, например, «Софкомфлот», являющийся одним из успешных мировых морских перевозчиков, Росгосстрах или ТГК-5. Да и приватизацию «Роснефти» власти пообещали продолжить, а акции компании уже сейчас радуют инвесторов неплохим ростом котировок.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 25.02.2010 19:57
Комментарии 0
Наверх