Версия // Общество // На Каспии, в 50 км от берега, построен уникальный город

На Каспии, в 50 км от берега, построен уникальный город

4016

Нефтяные камни

На Каспии, в 50 км от берега, построен уникальный город
В разделе

В Советском Союзе существовал поселок, расположенный в открытом море. Вообще, города и деревни на воде не редкость – например, Венеция, или небольшие деревни на сваях на реках в Юго-Восточной Азии. Город, о котором пойдет рассказ, уникален тем, что в открытом море, на вбитых в морское дно тысячах свай расположены многоэтажные дома, работает автомобильный транспорт. В этой статье мы расскажем о Нефтяных Камнях – азербайджанском городе морских нефтяников, расположенном в Каспийском море недалеко от Апшеронского полуострова.

Добыча нефти. Начало

Нефть на побережье Каспийского моря стали добывать во второй половине XIX века. Издавна пригороды Баку были известны своими постоянно горящими факелами. Первые нефтяные скважины были пробурены в 1870 году, хотя и до этого некоторое количество нефти добывали и без них. Благодаря бурному развитию Каспийских месторождений, Царская Россия в период с 1898 по 1902 годы занимала первое место по добыче сырой нефти в мире, опережая даже США. В 1901 году, месторождения, расположенные в пригороде Баку, давали больше половины мировой добычи нефти. Каспийские месторождения были, практически, единственными источниками нефти для СССР. Именно поэтому в 1942 году, Вермахт начал битву за Кавказ. Главная цель этой операции был захват нефтеносных районов Советского Союза. О важности этого региона для СССР говорит тот факт, что в 50-е годы ХХ века в стране были созданы только два округа ПВО – Московский и Бакинский.

Постепенно интерес нефтяников стал проявляться и к месторождениям нефти в акватории Каспийского моря. Первый проект добычи нефти со дна моря был разработан горным инженером В.К. Згленицким в 1896 году. Он предложил проводить бурение в Биби-Эйбатской бухте со специального водонепроницаемого помоста, расположенного на высоте 4 метра над уровнем моря. Добытую нефть там же закачивали в баржи. Интересна эволюция морских и речных судов, перевозящих нефть, добытую под Баку в центральные районы России. Первоначально, её транспортировали в больших бочках. Это было не очень удобно по двум причинам. Во-первых, не полностью использовался объем трюма, а во-вторых, перегрузка бочек с морских шхун (так на Каспии назывались пароходы, перевозящие нефть) на речные баржи на двенадцатифутовом рейде в устье Волги занимало много времени. В 1873 году судовладельцы Николай и Дмитрий Артемьевы вставили в трюм парусной шхуны «Александр» герметичный металлический короб, в который насосом закачивалась сырая нефть. Логистика транспортных цепочек сразу существенно сократилась по времени. Такой короб в Великобритании назвали танком. В 1876 году по заказу братьев Нобель в Швеции был построен первый танкер для Каспия «Зороастр». К 1886 году в России работало уже 30 танкеров, в том числе первый для перевозки нефти по Черному морю – «Свет». Интересный факт. Когда во время Первой мировой войны в Великобритании построили боевую машину с артиллерийским орудием и пулеметами, то её, в целях секретности, назвали танком. Название прижилось. Так словом танк стали называть два совершенно не похожих изделия – боевую машину для сухопутной войны и металлическую ёмкость для перевозки жидких грузов.

По теме

Кавказское горное управление отказало Згленицкому в реализации его проекта, хотя и признало, что морское дно, недалеко от Апшерона, является нефтеносным. В 1924 году летчик Теймур Мустафаев, пролетая над этим районом Каспийского моря, заметил на его поверхности пузыри и масляные пятна. Он доложил о находке, и организация «Азнефть», провела геологическую разведку. Она подтвердила нефтеносность морского дна. Следующим шагом стала проведенная в 1946 году экспедиция Академии наук Азербайджанской ССР, которая обнаружила огромные запасы нефти на морском дне Каспийского моря. Первоначально этот район назывался Черные камни. После 1946 года его переименовали в Нефтяные камни.

Развитие морской добычи нефти в районе Апшеронского полуострова прошло несколько этапов. В 1924 году в бухте Ильича (сегодня бухта Баил), из скважины №71, установленной на деревянных сваях, были добыты первые тонны морской нефти Каспия.

Следующим этапом стала в 1932 году засыпка грунтом Биби-Эйбатской бухты. Таким образом, попытались решить задачу добычи нефти на воде. Однако уже через год, в 1933 году стало понятно, что нефтяной пласт уходит из засыпанной бухты в море. Поэтому, по образцу скважины №71 были построены еще две на расстоянии 300 метров от границы засыпанной бухты. Глубина моря под ними составляла 6 метров.

Нефтяные камни

Геологические изыскания в районе Чёрных камней проводились в 1945 – 1948 годах. Начало новому морскому месторождению было положено в 1948 году, когда первая партия нефтяников, буровиков и строителей буровых вышек высадились на Нефтяные камни с буксира «Победа». Первая разведочная скважина была пробурена в 1949 году. Вышку смонтировали на старом судне «Чванов», которое было затоплено в нужной точке. После того, как эта скважина дала нефть, Чёрные камни были официально переименованы в Нефтяные камни. Это каменная гряда, выступающая над поверхностью Каспийского моря на расстоянии около 50 км от берега. Она окружена рифами, мелями и 8-ю специально затопленными судами. Вначале там были скважины на платформах, соединенных между собой и центральной платформой, на которой располагалось управление промыслом и эстакадами. Первые эстакады были построены в 1952 году. Нефтяные камни находятся в 42 километрах к востоку от Апшеронского полуострова. Но введение в строй новых буровых вышек заставило создать фактически единую большую платформу над всем месторождением. Это строительство началось в 1958 году. В дно были вбиты десятки тысяч свай, на которых кроме производства – то есть вышек со скважинами – вырос обыкновенный город небольших размеров с многоэтажными домами – общежитиями, гостиницами, кафе, столовыми, административными службами. Построены две электростанции мощностью 250 КВт, нефтесборочный пункт, очистительные установки. Первоначально было построено 16 двухэтажных домов, баня, больница. В 1960 году ввели в строй здание Бакинского нефтяного техникума, готовящего персонал для работы на нефтяных платформах. А в последующие годы (1966 – 1975) построили хлебозавод, цех по производству лимонада (!), два пятиэтажных общежития и девятиэтажный жилой дом. Впервые на сваях был разбит парк с деревьями в специальных кадках. Завершилась советская эпоха строительством трех пятиэтажных общежитий, компрессорных станций, двух подводных нефтепроводов до терминала, на котором осуществляется загрузка танкеров добытой нефтью. Танкеры загружались до 1981 года, когда был введен в строй подводный нефтепровод до нефтеналивного порта Дюбенди. По платформам ездят автомобили. Есть рейсовые автобусы и своя пожарная часть. Это самый восточный населённый пункт Азербайджана, у которого, правда, постоянного населения нет. Дело в том, что все находящиеся люди в Нефтяных камнях – это вахтовики, которые работают неделю через неделю. Связь с внешним миром поддерживается морем, с помощью пассажирских катеров и теплоходов и воздухом – на вертолетах. Город даже попал в книгу рекордов Гиннеса, как старейшая в мире нефтяная платформа. Представляется, что это не совсем правильно. Нефтяные камни – не нефтедобывающая платформа, это комплекс вышек и городских строений, обеспечивающих работу. Если говорить о первой морской вышке в России – то это, как мы рассказывали выше – скважина №71. Неформально, Нефтяные камни – это столица Каспийского шельфа. О масштабе проекта говорит тот факт, что на конец 90-х годов (срок, когда можно подвести итоги советского периода) на месторождении было 472 скважины – из них 421 рабочих. На тот период в Нефтяных камнях жили около 2 000 человек. Специалисты, получившие опыт на этом месторождении впоследствии стали развивать морскую добычу нефти в России, Казахстане и Туркмении.

По теме

В советский период Нефтяные камни были, как бы сказали сегодня, инновационным проектом, поэтому вниманием высших партийных властей поселок и месторождение были не обделены. В 1960 году Нефтяные камни посетил Генеральный секретарь Никита Сергеевич Хрущев. После этого посещения последовали два важных решения. Во-первых, связь с берегом по личному указанию Генсека стали осуществлять не только на катерах, но и вертолетами. Сначала это были Ми-4, до сегодняшнего дня – Ми-8. А, во-вторых, Хрущев лично разрешил строить 5-9 этажные дома на насыпных основаниях. То есть в месте, где планировалось строительство многоэтажного дома, насыпался небольшой остров, который являлся опорой-фундаментом для него. До этого визита строили только двухэтажные дома на сваях. До приезда Хрущева часть нефтяников (кому не досталось места в двухэтажных домах) жили в каютах затопленных судов.

Эпоха независимого Азербайджана

После развала Советского Союза Нефтяные камни отошли к Азербайджану. Нефтяная отрасль – локомотив экономики страны, поэтому морская добыча нефти осталась в приоритете руководства. Хотя, первое, что сделали власти нового государства – это перевели название на азербайджанский язык. Поселок стал называться Нефт Дашлары – Neft daşları. В Нефтяных камнях появились признаки новой государственной идеологии. До середины нулевых годов в поселке действовала мечеть. Потом, правда, её закрыли, в связи с ужесточением мер безопасности. Кстати, тогда же запретили экскурсии в Нефтяные камни. Из «политических» нововведений можно отметить два памятника – нефтяникам-жертвам Карабахского кризиса и памятник Гейдару Алиеву.

Но поселок продолжал развиваться. В 2007 году была введена в строй платформа №2387, на которой смонтировали 12 буровых скважин. Масса платформы 542 тонны, глубина моря под ней – 24,5 метров. Введен в строй новый подводный газопровод. В Нефтяных камнях построили новую пекарню, поликлинику, футбольную площадку. Количество нефтяников, находящихся на искусственном острове осталось неизменным – около 2 000 человек. По состоянии на 2018 год, поселок Нефтяные камни расположен на более, чем 200 платформах, соединенных в единое целое. Суммарная суточная добыча нефти составляет 3 070 тонн. Связь с «Большой землей» осуществляется паромами с морского вокзала в Баку, грузопассажирскими судами из специального порта на Апшеронском полуострове и вертолетами. На Нефтяных камнях есть несколько вертолетных площадок, центральная из них имеет свой небольшой аэровокзал. В Нефтяных камнях снимались несколько эпизодов бесконечного сериала про Джеймса Бонда – фильма «И целого мира мало».

Нефтяные камни – удивительный проект, аналогов которому нет. Резки рост добычи нефти в море осуществляется с помощью платформ различного типа (предназначенных для разведочного бурения и для добычи нефти), которые работают автономно

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 28.10.2023 09:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх