// // Мораторий не мешает «кошмарить» малый бизнес

Мораторий не мешает «кошмарить» малый бизнес

1518

Проверяй, не доверяй!

2
В разделе

1 января начали действовать «надзорные каникулы», предложенные Владимиром Путиным Федеральному собранию в качестве помощи малому бизнесу, замордованному в России избыточным, удушающим контролем с бесконечными проверками. Предприятия с выручкой меньше 800 млн рублей в год и штатом до 100 человек освободили от большинства плановых проверок на три года. Однако уже очевидно, что мораторий не только не решит проблем предпринимателей, но ещё больше осложнит их жизнь.

Эксперты отмечают: вся проблема в том, что государственная махина набрала обороты и уже не может притормозить. Фактически изменение произошло лишь одно: плановые проверки стали внеплановыми, то есть ещё менее управляемыми государством. По выражению президента «Опоры России» Александра Калинина, с этого года они растут «в арифметической прогрессии».

Разгон этой напасти происходил весь прошлый год, о чём свидетельствуют данные Генпрокуратуры и Минэкономразвития. Цифры этих ведомств немного разнятся, но направление движения, его суть характеризуют одинаково, и это – курс на дальнейшее удушение. По данным Генпрокуратуры, 66% проверок бизнеса в 2015 году носили внеплановый характер. По данным Минэкономразвития, их доля в тотальном контроле – 59%. Ведомство представило статистику. В 2013 году на внеплановые приходилось 49% от всех проверок, в 2014 году их доля подскочила до 56%, а в 2015-м достигла 59%. За год на 824 тыс. плановых проверок пришлось 1 млн 180 тыс. внеплановых. И это без учёта проверок на муниципальном уровне, данных по которым у Минэкономразвития пока нет.

Само отсутствие таких данных – очевидный повод для проверки, хоть плановой, хоть неплановой, ведь странно в эпоху компьютеров и Интернета месяцами формировать базы данных. И эту, похоже, никем не контролируемую медлительность можно объяснить целым спектром причин вплоть до манипуляций. Но какой интерес может быть в контроле работы государственных органов? Никакого. В отличие от проверок бизнеса. «Там, где мы их (проверки. – Ред.) сокращаем по планам, они тут же вырастают вне плана», – объяснил ситуацию замминистра экономического развития Олег Фомичёв. Он сообщил, что Минэкономразвития включило в антикризисный план пункт о снижении числа внеплановых проверок малого и среднего бизнеса в 2017 году на 30%. 1 марта правительство утвердило план, но без этого пункта. Куда он подевался, никто не знает.

Вред таких проверок для бизнеса очевиден: нервотрёпка, сбой текущей деятельности вплоть до полной остановки работы, репутационные и, конечно, денежные издержки. Интересный факт от Генпрокуратуры: примерно 8–10% фирм за год проверили 5 и более раз. Вред огромный, а пользы мало. Впрочем, для кого как, выгодоприобретатели есть: 6–8% от всех проверок инициируются в целях конкурентной борьбы и даже отъёма бизнеса.

Кем инициируется? Генпрокуратура знает и это: одним из нарушений она называет необоснованные проверки по анонимным обращениям. То есть проверяльщики за государственный счёт выполняют попутную задачу уничтожения или отъёма бизнеса в чьих-то корыстных интересах. Тупо выполняют роль инструмента и сами этого не осознают?

Казалось бы, анонимка должна рассматриваться как повод к принятию мер в самую последнюю очередь. Однако выясняется: исключение анонимных обращений в качестве основания для проведения внеплановых проверок потребует внесения изменений в законодательство. К радости бизнесменов, они уже готовятся. В правительстве тоже кипит работа над решением проблемы обязательной идентификации личности заявителя о нарушении для проверки этого нарушения. Может быть, в итоге анонимщики наконец будут обузданы. А может, и нет.

Александр Калинин, президент «Опоры России»:

– Теоретически сейчас тебе могут выписать штраф, а могут предписание. Но если контролёр вышел на проверку и вернулся без штрафа, то начальник тут же его вызовет и обвинит в коррупции. Все говорят: я лучше штраф выпишу и буду жить спокойно.

Мы предлагаем ограничить первую проверку предписанием. Это сразу снимет напряжённость в сфере контроля и надзора. Все будут понимать, что контролёры – не карательные экспедиции по сбору податей, а в каком-то смысле консультанты.

Опубликовано:
Отредактировано: 21.03.2016 08:18
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх