Версия // Бизнес // Монетарные власти могут вновь рассмотреть давно известный метод сокращения государственного долга

Монетарные власти могут вновь рассмотреть давно известный метод сокращения государственного долга

10940

Возвращение к репрессиям

В разделе

Отношение долга США к ВВП резко выросло во время Великой рецессии 2008-2009 годов и продолжало расти после этого, с 62% в 2007 году до 90% в 2010. К 2019 году показатель достиг 106%, а Бюджетное управление Конгресса предупреждало, что целевые фонды соцобеспечения будут исчерпаны к 2028 году. Многие экономисты утверждали, что отношение долга к ВВП в 100% уже является тревожно высоким, и что будущее повышение налогов, необходимое для его сокращения, приведет к дальнейшему падению.

Затем появился Covid-19. Столкнувшись с ограничениями и падением экономической активности, правительства по всему миру одобрили огромные дополнительные расходы, хотя ожидалось, что доходы снизятся. Прогнозируя годовой бюджетный дефицит в размере $1 триллиона перед пандемией, CBO повысил свою оценку дефицита на 2020 финансовый год (который заканчивается в сентябре) еще на $2,2 триллиона, а затем на $600 млрд в 2021 году. Федеральный долг, как ожидается, достигнет 108% ВВП в следующем году.

Это означает, что всего за семь месяцев коэффициент долга США уже превысил уровень, «накопленный» за два года Великой рецессии, и это без учета законопроектов о дополнительных расходах, которые Конгресс еще не принял. По общему мнению, эти расходы оправданы с учетом беспрецедентных ужасных обстоятельств пандемии. Тем не менее, директивные органы должны признать, что меры по сокращению отношения дефицита к ВВП будут срочно необходимы после того, как ситуация с вирусом будет взята под контроль.

Безусловно, некоторые экономисты утверждали, что в ситуации с низкой инфляцией и низкими процентными ставками не следует беспокоиться о размере федерального долга, а, следовательно, дефицит должен увеличиваться еще больше для финансирования инфраструктурных и других расходов, пока стоимость кредитов максимально низка. Но нет никакой гарантии, что сегодняшние финансовые условия сохранятся бесконечно. Напротив, если инвесторы придут к выводу, что предполагаемое увеличение долга потребует более высоких процентных ставок, они не станут так охотно покупать новые облигации (или даже пролонгировать существующие) по низкой ставке.

В любой развитой экономике перспектива того, что правительство не сможет пролонгировать свой долг для финансирования своих расходов, просто неприемлема. Но хотя сокращение текущего и предполагаемого бюджетного дефицита (и даже создание профицита) является очевидным решением проблемы, добиться этого, как правило, сложнее всего с политической точки зрения.

Это означает, что возникнет сильное искушение сократить долг с помощью мер, известных как «финансовые репрессии». Политики могли бы попытаться сократить расходы на обслуживание долга, ограничив процентные ставки, которые финансовые учреждения, включая банки, пенсионные и страховые фонды, могут выплачивать.

Снижение ставки позволяет правительствам продавать и пролонгировать государственные облигации на выгодных условиях, поскольку вкладчики попросту не могут найти лучшей альтернативы. Правительства даже установили такие ограничения на проценты, которые могут взимать кредиторы, что привело к нормированию кредита среди потенциальных заемщиков.

В прошлом финансовые репрессии сработали, снизив отношение долга США к ВВП после Второй мировой войны со 116% в 1945 году до 66,2% в 1955 году (и в дальнейшем). Кроме того, Кармен М. Рейнхарт, ныне главный экономист Всемирного банка, и Мария Белен Сбранция из Международного валютного фонда подсчитали, что в период с 1946 по 1955 годы США гасили около 5,7% ВВП долга в год посредством финансовых репрессий.

По теме

Это постепенное снижение произошло из-за того, что верхние пределы процентных ставок были ниже уровня инфляции, что привело к отрицательной реальной доходности для кредиторов в течение этого периода. Рейнхарт и Сбрансия подсчитали, если бы реальные процентные ставки были положительными, федеральный долг США в 1955 году составил бы 141,4% ВВП. Эта разница в 75 пунктов отражает сумму, на которую увеличился бы государственный долг, если бы правительство не прибегло к финансовым репрессиям при прочих равных условиях.

Тем не менее, аналитики с тех пор пришли к более или менее единодушному выводу, что финансовые репрессии снижают рост ВВП и наносят ущерб экономике. Финансовые репрессии отвлекают частные сбережения от инвестиций в сторону государственных ценных бумаг - обычно это сопровождается ростом инфляции из-за избыточного спроса при контролируемой процентной ставке. По этим причинам он почти всегда сопровождается относительно медленным ростом. Только в 1980-х годах рыночные ставки стали определять процентные ставки.

В то время как большой бюджетный дефицит может быть оправдан из-за пандемии, политики и общественность должны знать, что опасно высокое отношение долга к ВВП потребует внимания сразу после того, как пройдет кризис. В противном случае сочетание высокой инфляции и медленного роста, которое сопровождает финансовые репрессии, может сдержать восстановление.

Одна из возможностей заключается в том, чтобы Конгресс принял положения о предстоящем повышении налогов или установил график повышения, основанный на налоге на выбросы углерода, налоге на добавленную стоимость или надбавке к налогу на прибыль. Они могут вступить в силу, когда безработица упадет ниже заранее определенного уровня, и они могут быть усилены по мере дальнейшего роста экономики.

Большинство экономических обозревателей признают, что «нормальный» рост не может возобновиться, пока пандемия не будет взята под контроль. Но даже когда этот чудесный день настанет, для обеспечения экономической устойчивости потребуется решить проблему высокого отношения долга к ВВП.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 28.08.2020 17:42
Комментарии 0
Наверх