Версия // Общество // МЧС России берёт под контроль опасные участки дорог

МЧС России берёт под контроль опасные участки дорог

8347

Со спасателями по пути

Инженерная машина разграждения (ИМР) на базе танка Т-72 проводит буксировку техники на трассе Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре
В разделе

До наступления календарной зимы остаётся ещё полмесяца, а значительная часть страны уже завалена снегом. На прошлой неделе обильные снегопады прошли в Московской области, Сибири и Поволжье, затруднив движение на автодорогах. О готовности службы противодействовать ненастью – в нашем материале.

Решение подключить МЧС России к обеспечению зимнего трафика эксперты называют шагом логичным и долгожданным. Увы, опыт прошлых лет показал: любой мало-мальски сильный снегопад становится чрезвычайной ситуацией, порой перерастающей в трагедию.

К стихии надо готовиться заранее

Чрезвычайные ситуации на зимних дорогах происходят регулярно. Причины этого очевидны: дорожные службы пока не в состоянии обеспечить быструю и качественную расчистку трасс от снега. Согласно положениям ГОСТ Р 50597–93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», дороги должны расчищаться от снега в течение 4–6 часов. Есть, впрочем, условие, на которое обычно ссылаются представители дорожных служб, – работы должны проводиться после окончания снегопада, а что делать, если метель продолжается целые сутки и за это время дороги заметает по пояс? Однако если решить проблему снежного коллапса на трассах путём устранения последствий непогоды не удаётся, может быть, нужно заранее готовиться к стихии?

Сделать это в принципе возможно: для того, чтобы предотвратить появление заторов и многочисленных аварий на зимних дорогах в условиях непогоды, сегодня существуют особые технические решения. К примеру, в США текущее состояние погоды и дорожного полотна отслеживают десятки тысяч специальных датчиков, передающих информацию в единую систему. Также через каждые 7 километров установлены компактные метеостанции, контролирующие изменения погоды и выдающие рекомендации по обработке трасс. В свою очередь, следить за трафиком и оперативно предупреждать образование пробок помогают видеокамеры. Подобные системы видео­наблюдения имеются и на российских дорогах, однако их недостаточно.

Имеющиеся у Автодора средства технического контроля не позволяют дистанционно определить причину возникновения затора. К примеру, на трассе Москва – Санкт-Петербург видеокамеры были установлены на расстоянии 12 километров одна от другой, а в целом по федеральным дорогам этот интервал составлял 30–40 километров. Между тем сложившаяся международная практика диктует необходимость сокращения этого интервала до 5–7 километров. Ещё одна причина, не позволяющая обеспечить движение на должном уровне, – многие документы, по которым работают дорожники, разрабатывались много лет назад, когда автомобилей было в разы меньше, а потому эти стандарты уже не соответствуют вызовам времени.

По теме

Однако вряд ли все эти аргументы интересны водителям, для которых важно просто быстро и безопасно добраться из пункта А в пункт Б. Пока же дорожные службы ни шатко ни валко налаживают инфраструктуру, путешествия по зимним трассам превращаются в чрезвычайную ситуацию. Причём зачастую их можно было бы избежать. На это ещё в декабре 2012 года обратил внимание глава МЧС России Владимир Пучков. Поводом стал глобальный дорожный апокалипсис, произошедший на федеральной трассе М-10 «Россия». Тогда в результате снежных заносов в районе Твери образовалась гигантская пробка протяжённостью в десятки километров. Позже в Росавтодоре заявили, что виной всему стала исключительно погода, однако Генеральная прокуратура выяснила, что дорожники изначально плохо подготовились к зиме. В частности, не обеспечили необходимое количество спецтехники и не расчистили стоянки для фур, из-за чего водители большегрузов не могли съехать с дороги, чтобы предупредить образование пробок. Об этом же говорили и в МЧС России – глава чрезвычайного ведомства указал на простые решения, которые могли бы предупредить образование чрезвычайной ситуации: при оповещении водителей об ухудшении погодных условий региональным службам следовало бы акцентировать внимание на мерах предосторожности и инструкциях по поведению в случае попадания в снежный затор. А расчищенные и оборудованные площадки помогли бы водителям более комфортно пережить непогоду. Вывод: к зимним катаклизмам надо готовиться заранее.

Александр Мамонтов, начальник ГУ МЧС России по Кемеровской области:

– Мы держим на особом контроле все вопросы, связанные с предупреждением чрезвычайных ситуаций на федеральных и региональных автодорогах. Установлен порядок прохождения и сроки предоставления информации об опасных участках дорожного движения, организовано развёртывание пунктов обогрева и питания, также контролируются запасы пескосоляной смеси для расчистки и противогололёдной обработки дорог, организован контроль за наличием расчётов снегоуборочной техники и техники высокой проходимости. В связи со сложными погодными условиями сотрудники Главного управления МЧС России по Кемеровской области переведены в режим повышенной готовности. К развёртыванию подготовлено 92 мобильных пункта обогрева и питания. С помощью радиосвязи сотрудники МЧС России информируют дальнобойщиков о прогнозируемых погодных условиях и опасных участках дорожного движения на территории области. В любую минуту спасатели готовы прийти на помощь.

В полной готовности

Об этом Владимир Пучков сообщил в середине октября в ходе специального совещания, состоявшегося в Оренбурге. «Я уверен, что уроки прошедшей зимы учтены, ошибки исправлены, – сказал глава МЧС России. – Обращаю внимание руководителей всех субъектов Российской Федерации на необходимость выполнения дополнительных мероприятий по подготовке и федеральных, и региональных автодорог для устойчивой работы в осенне-зимний период. Также необходимо поставить на особый контроль все дороги сельского назначения, чтобы отдалённые сёла имели устойчивое снабжение и транспортную доступность даже в самых сложных погодных условиях».

При этом МЧС России будет теперь координировать работу дорожных и других служб. Особое внимание решено уделить опасным участкам, имеющимся на трассах, что должно помочь предотвратить крупные ДТП. Для этого на дорогах планируется установить информационные экраны с оперативной информацией о трафике на опасных участках, а также увеличить количество камер для мониторинга состояния трасс. Кроме того, аварийно-опасные участки прикроют «группы быстрого реагирования», состоящие из спасателей, врачей и сотрудников ГИБДД. Они смогут быстро добраться к месту аварии, тем самым сохранив те золотые минуты, которые порой требуются для спасения жизни пострадавших.

По теме

В течение октября были разработаны и утверждены планы прикрытия автомобильных дорог, а также создана специальная группировка сил и средств, позволяющая оперативно проводить спасательные и другие неотложные работы. Спасатели круглосуточно ведут мониторинг обстановки на трассах, в том числе и с воздуха – с помощью оборудованных видеокамерами беспилотных летательных аппаратов. В готовности в любую минуту подняться в воздух и доставить пострадавших в больницу находится авиационная группировка единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), в том числе МЧС России.

Эффективным на сегодняшний день является создание на федеральных трассах пунктов обогрева, питания и дозаправки автомобилей. В случае резкого ухудшения погоды они незамедлительно разворачиваются на тех участках дорог, где поблизости не имеется стационарных заправок, гостиниц и кафе. Для каждого такого пункта подготовлены обогреваемые палатки, дежурный автобус, запасы еды, пить­евой воды, горячий чай и необходимые медикаменты для оказания первой помощи. Припасён даже запас валенок – для переживающих метель водителей и пассажиров они точно не будут лишними.

Спасатели готовы незамедлительно выдвинуться в любую точку трассы для оказания экстренной помощи автолюбителям. Первая проверка сил уже пройдена – в связи с ухудшением погоды мобильные пункты были в большом количестве развёрнуты на территориях Центрального и Северо-Западного федеральных округов.

Активно задействуется и техника. Так, 3 ноября после сильного снегопада, накрывшего Дальний Восток, специалисты Амурского спасательного центра МЧС России пришли на помощь автомобилистам, оказавшимся в снежном плену на 51-м километре трассы Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре. Тяжёлые гружёные фуры не смогли преодолеть заледеневший снежный накат, образовав на дороге пробку. Справиться с препятствием помогла доставленная спасателями на место происшествия инженерная машина разграждения на базе танка Т-72. В результате движение на сложном участке трассы было восстановлено.

А в Туве сотрудники МЧС России пришли на выручку семьям чабанов, которых сильный снегопад отрезал от внешнего мира. К расчистке дорог было привлечено 150 спасателей и 25 единиц техники. Как заверили в Сибирском региональном центре МЧС России, если семьям проживающих в степях чабанов потребуется экстренная помощь, в воздух будет поднят вертолёт.

Сегодня делается всё, чтобы и в непогоду передвигающиеся по автодорогам граждане чувствовали себя в безопасности.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Подготовка мобильных пунктов ведётся во всех регионах. Так, 8 ноября в связи с сильным снегопадом, прошедшим на территории Свердловской области, пожарно-спасательные подразделения незамедлительно развернули пункты обогрева на автодороге Р-242 и федеральной трассе М-5 «Урал». «Круглосуточно в мобильных пунктах обогрева на базе пожарной спецтехники и палаток автомобилистам и пассажирам предоставлена возможность разместиться на ночлег или просто отдохнуть в отапливаемом помещении, зарядить сотовый телефон, воспользоваться почтой и Интернетом для связи с родственниками, выпить горячего чаю. Работу мобильных пунктов обогрева обеспечивают 40 человек и 7 единиц спецтехники», – пояснили в Главном управлении МЧС России по Свердловской области.

Непогода подняла по тревоге и спасателей Челябинской области. На самые проблемные участки выехали оперативные группы пожарно-спасательных гарнизонов, были развёрнуты мобильные городки жизнеобеспечения.

Готовятся к возможным погодным катаклизмам и в тёплом Южном федеральном округе. На Кубани прошли масштабные учения, участие в которых вместе с сотрудниками МЧС России приняли полицейские, медики и представители Росавтодора. На случай ухудшения погодных условий разработан комплекс мероприятий по оповещению населения и водителей посредством телевидения, радио, СМС-рассылки и УКВ-связи. Для ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций создана специальная группировка из сотрудников МЧС России в количестве 2300 человек.

Тем временем для незамедлительного реагирования на крупномасштабные чрезвычайные ситуации в Сибирском региональном центре МЧС России создана аэромобильная группировка (АМГ), которая отчиталась о готовности к зиме. В её состав вошли 1545 спасателей и 276 единиц техники, в том числе 31 плавсредство. Базироваться подразделения АМГ будут при каждом главном управлении и спасательном формировании. Таким образом, свои аэромобильные отряды появятся при главных управлениях МЧС России в субъектах Сибирского федерального округа, а также в составе Сибирского поисково-спасательного отряда, Байкальского поисково-спасательного отряда и Сибирского спасательного центра. Благодаря этому спасатели смогут прибывать к месту происшествия без промедления. На тот случай, если сил одного отряда окажется недостаточно и потребуется дополнительная помощь, в готовности перевезти спасателей находятся 11 воздушных судов МЧС России.

Для специалистов АМГ уже закуплено новое дополнительное оборудование – осветительные башни, мотопомпы, надувные лодки с мотором, ранцевые огнетушители и т.д.

Кстати

Помочь ослабить коллапс на зимних дорогах могла бы инициатива, выдвинутая министром по чрезвычайным ситуациям ещё в 2012 году. Отмечая, что значительное количество заторов образуется из-за мелких ДТП, Владимир Пучков предложил упростить документальное оформление незначительных аварий. «Это неправильно, когда из-за лёгких аварий водители остаются на дороге до приезда ДПС на длительное время, а за ними формируется пробка», – заявил он. Практика так называемого европротокола, когда водители могут оформить бумаги без участия сотрудников ГИБДД, была введена в действие. Однако из-за того, что страховые компании не хотят в этом случае выплачивать адекватные компенсации, автовладельцы предпочитают действовать по старинке. Таким образом, явно видна необходимость принятия дополнительных нормативных актов, которые помогли бы навсегда устранить проблему, пути решения которой очевидны.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 12.11.2016 14:54
Комментарии 0
Наверх