Версия // Культура // Знакомим с аниме: подборка режиссёров японской полнометражной мультипликации для начинающих

Знакомим с аниме: подборка режиссёров японской полнометражной мультипликации для начинающих

31060

Японская анимация – с чем её едят?

«Дитя погоды» (2019), реж. Макото Синкай
В разделе

Сменим тон наших подборок на весьма популярный в узких кругах мультипликационный жанр – аниме. Время самоизоляции, которого вроде бы осталось не так много, идеально подходит для изучения чего-то нового, а японская анимация определённо заслуживает внимания ценителей кинематографа. Представляем список из нескольких режиссёров, с творчества которых рекомендуем начать знакомство с полнометражной японской анимацией (про сериалы-аниме мы поговорим в другой раз).

Что такое аниме? Для чайников поясним, что исконно аниме – это вся японская анимация. Многие причисляют к аниме анимацию из других стран восточно-азиатского региона (главным образом Китая и Южной Кореи). Большая часть аниме ориентирована на подростковую и взрослую аудиторию, а не на детей, что разительно отличает ее от заокеанской и европейской анимации, в которых основная масса продуктов имеет детскую или преимущественно детскую ориентацию. Корнями аниме уходит в японскую мангу – национальный жанр комиксов, имеющих еще более древнюю историю и считающихся одними из самых древних комиксов в мире. Помимо манги основой для аниме может стать ранобэ (более приближенная к обычным литературным новеллам манга), компьютерные игры или же оригинальный сюжет.

Первоначальный базовый стиль анимации японские мультипликаторы позаимствовали еще у довоенных мультфильмов студии "Disney". Основная масса произведений в стиле аниме выходила и выходит в виде телевизионных или видео-сериалов, тогда как на полноценные полнометражки приходится не такой большой процент произведений. В нашей подборке рассмотрены только полнометражные аниме-фильмы и их создатели!

Хаяо Миядзаки

Дедушка Хаяо объективно самый известный творец аниме (режиссер, продюсер, сценарист и писатель), выведший жанр на совсем другие ступени качества и мирового признания за границами Японии.

Родился Хаяо в послевоенной Японии, в семье владельца авиационной фабрики. Его мать была больна туберкулезом спинного мозга, что накладывало свой отпечаток на их образе жизни – они часто переезжали. С детства будущий режиссер увлекался чтением манги (это такие японские комиксы). Он пробовал рисовать мангу сам, стараясь выработать собственный стиль и отточить мастерство рисовки.

Уже в старших классах Хаяо решил стать аниматором. И, хотя в дальнейшем он обучался на факультете политики и экономики, первой ступенью в карьере молодого Миядзаки стала должность фазовщика в одной из японских студий. Там, благодаря таланту, он продвинулся на должность аниматора и познакомился с Исао Такахарой – будущим верным другом и партнером по созданию аниме. После уже вместе они поменяли несколько студий и выпустили ряд совместных проектов, прежде чем Миядзаки снял свой первый успешный (и коммерчески, и художественно) анимационный фильм "Навсикая из Долины ветров".

«Навсикая из долины ветров» (1984), реж. Хаяо Миядзаки
«Навсикая из долины ветров» (1984), реж. Хаяо Миядзаки

Помимо необычайного сеттинга и весьма оригинальной истории, картина явно пропагандировала бережное отношение к окружающей среде и охрану природы. В 1985 году Миядзаки, Такахата, Токума и Судзуки основывают собственную студию Studio Ghibli, которая сперва покорила внутренний японский рынок («Небесный замок Лапута», «Мой сосед Тоторо», «Могила светлячков», «Ведьмина служба доставки», «Порко Россо»), а спустя десятилетие вышла на мировой рынок («Принцесса Мононокэ», «Унесённые призраками», «Ходячий замок», «Сказания Земноморья» и другие).

«Мой сосед Тоторо» (1988), реж. Хаяо Миядзаки
«Мой сосед Тоторо» (1988), реж. Хаяо Миядзаки

Чтобы подробно описать даже самые значительные творения Миядзаки, не хватит и дюжины подобных статей. Дабы немного сориентировать читателей, мы порекомендуем начать знакомство с творчеством этого режиссера с одной из следующих лент: "Унесенные призраками", "Ходячий замок", "Принцесса Мононоке" и "Мой сосед Тоторо". Именно в них, на наш взгляд, творческий стиль режиссера наиболее заметен. Миядзаки в одинаковой степени вдохновлялся для своих работ как японскими народными сказаниями, персонажами мифологии и сказок, так и европейскими. Этот крайне необычайный коктейль из двух совершенно разных культур является отражением современной Японии, которая одной ногой прочно стоит в своих исторических традициях, а второй уже вполне успешно шагнула в будущее.

Фэнтезийные миры Миядзаки отличаются высочайшей степенью оригинальности; они целостны и подчиняются собственным законам, не делая скидки в угоду сюжета. Некоторые сцены его картин бывают жестоки и пугающи, что, однако, не делает их непригодными для детского просмотра. Аниме Миядзаки – это погружение в чудесный мир глазами ребенка, увлекательное путешествие в пространство фантазий и подвигов, магии и стимпанка, героев и демонов.

«Унесённые призраками» (2001), реж. Хаяо Миядзаки
«Унесённые призраками» (2001), реж. Хаяо Миядзаки

Отдельного упоминания заслуживает рисовка и стилизация анимации. Если первые работы студии Ghibli можно упрекнуть в слишком простой, недостаточно детализированной и устаревшей картинке, то последующие картины уже твердо нащупали неповторимый стиль и особенности рисовки.

Если вы решили открыть для себя жанр аниме – начните с Миядзаки. Большинство его работ отлично подойдут и детям, и взрослым (исключая "Ветер крепчает" и "Могила светлячков" – это для более зрелой и устойчивой публики).

Хаяо Миядзаки является обладателем множества престижных кинопремий, в том числе Оскара за лучший анимационный фильм ("Унесенные призраками") и почетного Оскара за вклад в киноискусство.

Сатоси Кон

Менее известный и скоропостижно скончавшийся на пике своей карьеры режиссер, тем не менее, внесший весомый вклад и ставший для многих культовым творцом аниме.

Кон родился в середине 60-х годов и с самого детства начал увлекаться мангой, аниме и западными комиксами. Под впечатлением он занялся рисованием. Выучившись на художника, он с 90-го года начал выпускать свои собственные работы на студии Madhouse.

Сатоси Кон за свою недолгую карьеру успел выпустить лишь четыре полнометражных аниме-фильма. "Идеальная грусть" стала визитной карточкой режиссера, чей жанр можно охарактеризовать как психологический драматический триллер. Эта лента, предназначенная совсем не для детской аудитории, отличается реализмом – как в стиле рисовки, так и в происходящих на экране событиях. Это уже не фантасмагорические миры Миядзаки, но тяжелая и гнетущая реальность главной героини (на что намекает даже само название, которое имеет несколько вариантов перевода), которая со стороны кажется яркой оберткой, а на деле оказывается настоящим адом.

"Актриса тысячелетия" уже более изобретательна в построении композиции – экранизируя воспоминания некогда прославленной пожилой актрисы, Кон смешивает ее реальную жизнь и ее роли в кино середины 20-го века. Это смешение реального образа персонажа и ее экранных героев, жизни и вымысла, протекает через всю картину, что придает этому аниме необычайную стройность и неожиданную многослойность. Детям это будет смотреть тяжеловато. "Однажды в Токио" является более простой рождественской притчей, доброй и приятной, но с ощутимым социальным подтекстом.

«Идеальная грусть» (1998), реж. Сатоси Кон
«Идеальная грусть» (1998), реж. Сатоси Кон

Но главной его картиной мы считаем "Паприку", где на довольно незамысловатый сюжет и стандартный детективный сценарий надета потрясающая психоделически-сюрреалистическая оболочка. Визуальная часть "Паприки" в моментах совмещения мира сновидений и реального мира поистине поражает безграничностью форм и легким безумием происходящего. Это уже полноценное совмещение реализма и мира грез спящего сознания в крайне красочной форме показывает, какими могут быть сны наяву.

Ни одно из аниме Сатоси Кона нельзя порекомендовать для детей. Подросткам – да, но дети не оценят реализма, а некоторые сцены могут их немного шокировать. Зато серьезные взрослые, которым по каким-либо причинам не зашла сказочность работ Миядзаки, могут вполне принять работы Кона, которые по сути являются авторскими артхаусными лентами от мира аниме.

«Паприка» (2006), реж. Сатоси Кон
«Паприка» (2006), реж. Сатоси Кон

В возрасте 46 лет Сатоси Кон скончался от рака поджелудочной железы, что для миллионов фанатов этого режиссера стало трагедией. Перед смертью Кон работал над амбициозным аниме-проектом под названием "Машина сновидений", что, должно быть, обещало развитие художественных тенденций, опробованных режиссером в "Паприке"...

Макото Синкай

Этот создатель аниме из нового поколения, чья работа "Твоё имя" стала самым кассовым аниме за всю историю.

Родился Синкай в 1973 году в Нагано, но для учёбы перебрался в Токио. После обучения устроился на работу в студию Minori, где первые годы занимался разноплановой работой. Дальше Синкаю доверили работу над короткометражками и 3D анимацией для компьютерных игр, которые стали пользоваться успехом. С началом "нулевых" Макото сосредотачивается на собственных проектах и выпускает первое полнометражное аниме - научно-фантастическую мелодраму "За облаками". Спустя несколько лет выходит его вторая полноценная лента "Пять сантиметров в секунду", рассказывающая о любви двух подростков, разделенных расстоянием. Уже в ней ощущается невероятная трогательность, легкость и лиричность работ Синкая, упор на которые он сделает в последующем. Тема расставания, отдаленности и любовных переживаний основательно заняли центральное место в творчестве Синкая, под тем или иным ракурсом передаваясь во всех его последующих работах. В 2011 году он выпускает в прокат новое аниме - "Ловцы забытых голосов". В отличие от "Пяти сантиметров в секунду" это уже не реалистичная драма, но приключенческое фэнтези. Правда, от накала трагизма и давления на эмоции в финале Синкай не отказался, что, на самом деле, только скрасило эту его работу и уже стало неофициальной визитной карточкой режиссера.

"Сад изящных слов" увидел свет в 2013 году. В этой работе режиссер вновь возвращается в рамки привычной реальности, где рассказывает практически камерную, крайне трогательную, нежную, но в то же время тяжелую историю любви старшеклассника и взрослой девушки. Здесь лирический посыл аккуратно затрагивает базовые принципы социальной иерархии и все еще сохранившиеся строгости и предубеждений традиционного японского общества.

"Твоё имя" появилось в 2016 году и сразу стало хитом, побив все рекорды по кассовым сборам в стране и мире. Фантастическая история об обмене телами между двумя подростками, перемещение сознания во времени и пространстве, а также нависшая смертельная опасность делают сюжет этой картины весьма самобытным, хоть и не оригинальным в основных своих составляющих. Подростки и взрослые тепло приняли эту историю, которая, возможно, и не является самым выразительным фильмом Синкая, но определенно наиболее полноценным и увлекательным. Помимо романтических и любовных переживаний фильм имеет неплохой научно-фантастический стержень, который двигает приключенческую линию. Как и в предыдущем аниме, здесь отдана должная честь японским традициям, которые в городах понемногу утрачивают вес, но в деревнях и селах процветают по сей день.

«Твоё имя» (2016), реж. Макото Синкай
«Твоё имя» (2016), реж. Макото Синкай

«Дитя погоды» (2019), реж. Макото Синкай
«Дитя погоды» (2019), реж. Макото Синкай

Последний на 2020 год фильм режиссера "Дитя погоды" вновь знакомит зрителей с историей дружбы двух подростков, которая развивается параллельно мистической составляющей и социально-реалистичного подтекста о трудностях рабочих низов в Токио. Естественно, без любовной линии подростков не обошлось – это лейтмотив всего творчества Синкая. При всем этом, картина явно свидетельствует о весьма своеобразной любви режиссера к Токио.

Пытаясь нащупать собственный путь, Синкай решил сделать упор на реализме, и в первую очередь но реализме картинки. Но реализм в его интерпретации делает акцент на светлых сторонах окружающего мира, что дарит зрителям непередаваемо красивые "задники" (фон в аниме, который, как правило, рисовался без тщательной детализации и прорисовки, и одним из первых, кто обратил на них внимание был Миядзаки).

Макото Синкай как никто другой из этого списка хорошо подойдет подросткам – романтичным, переживающим трудности первой любви, страдающим и ослепленным переполняющим фонтаном эмоций. Но и взрослые не смогут не проникнуться тем очарованием, необычайной чувственностью, красотой повседневности и натуральности живых эмоций, что таят в себе работы этого режиссера.

Мамору Хосода

Родился будущий режиссер и сценарист в 1967 году, и уже с юных лет его увлекла мультипликация. Еще дома он пробовал снимать свои собственные мультфильмы. Окончив колледж искусств, пытался поступить на курсы в Studio Ghibli (вотчину тогда уже матерого Миядзаки), но не смог пройти по конкурсу. Поэтому устроился на работу аниматором в студию Toei Animation, где участвовал в создании известных и не очень аниме-сериалов и полнометражных лент. В начале нулевых к Хосоде пришел первый успех, позволивший создать собственную авторскую короткометражку. В 2006 году Хосода выпустил свой первый и лучший на данный момент полнометражный аниме-фильм - "Девочка, покорившая время", основанный на одноименной манге.

«Мирай из будущего» (2018), реж. Мамору Хосода
«Мирай из будущего» (2018), реж. Мамору Хосода

Эта лента рассказывает о девочке, которая по случайному стечению обстоятельств обнаружила прибор, с помощью которого можно перемещаться во времени и изменять свое прошлое. Она не сразу смогла понять, что, изменяя свое прошлое в лучшую сторону, будущее окружающих ее друзей изменяется в худшую. Редкий фильм про путешествие во времени обходится без логических дыр и парадоксов, но здесь Хосода поднимая не новую тему, придает ей особую тональность. Морально-нравственные посылы, складный сюжет и хорошо проработанные образы главных героев позволили этому аниме стать успешным даже несмотря на рамки ограниченного проката внутри страны.

Спустя три года на волне успеха Мамору выпускает сразу две картины – "Летние войны" и "Волчьи дети Амэ и Юки". И если первая картина была довольно оптимистичным, приключенческим научно-фантастическим аниме, то вторая разительно отличалась по настрою в сторону трагизма и фэнтезийного реализма. Спустя пять лет в 2015 году в прокат вышла очередная работа режиссера – "Дитя чудовища", лентой масштабной и весьма амбициозной. Действие картины развивается параллельно в человеческом и сверхъестественном мире, населенным антропоморфными зверьми. Живут они в нем примерно как люди несколько столетий назад, только с магией. Главный герой – парень, потерявший мать, попадает в тот мир и набивается в ученики к мастеру боевых искусств с крайне скверным характером. Здесь Хосода вновь пытается исследовать внутрисемейные отношения детей и взрослых, попутно рассказывая достаточно динамичную и увлекательную историю.

В 2018 году вышло последнее на данный момент аниме этого режиссера – "Мирай из будущего". Действие ленты происходит в далеком будущем, а в центре сюжета вновь оказываются семейные отношения, на этот раз брата и сестры.

«Девочка, покорившая время» (2006), реж. Мамору Хосода
«Девочка, покорившая время» (2006), реж. Мамору Хосода

Аниме Мамору Хосоды вполне подойдут и детям, и взрослым. Он мастерски сочетает в своих работах развлекательное и поучительное, драматизм и юмор, непосредственность и самобытность. Стиль его картин мало чем отличается от коллег по цеху, не имея ярко выраженных черт (как, например, у того же Синкая). Но аниме этого режиссера обладают своей тонкой непередаваемой атмосферой, которая намекает на то, что для Хосоды содержание его работ превалирует над формой. Тема семьи и взаимоотношений ее членов является основным элементом в нарративной составляющей всех работ Хосоды. Эта тематика никогда не устареет. Исследуя различные ситуации и примеры, режиссер сплетает в свои работы некоторые автобиографические штрихи. Именно смысловые акценты делают аниме Мамору Хосоды оригинальными на фоне его коллег по цеху.

Мамору Осии

Мамору Осии родился в 1951 году и стал младшим среди трех братьев семейства. В школе он серьезно увлекался научной фантастикой и планировал в будущем стать писателем-фантастом. В старших классах Мамору был бунтарем - участвовал в демонстрациях и протестных акциях, что наложило отпечаток на все его творчество. В 1977 году – через год после окончания Токийского университета, Осии устроился на работу в анимационную студию Tatsunoko Production, где состоялся его первый режиссерский дебют. Но полноценная независимая режиссерская работа вышла только в 1985 году. После он принял участие в постановке двух полнометражных аниме – «Полиция будущего» и «Полиция будущего: Восстание». Следствием их успеха стало его назначение на должность режиссера в анимационную адаптацию популярной манги "Призрак в доспехах". Сюжет расскажет о мире недалекого будущего, где вовсю практикуется операция по переносу сознания человека в человекоподобное роботизированное тело. Главная героиня аниме - офицер полиции под кодовым прозвищем Майор. Она работает в отряде, расследующем кибер-преступления. Они выходят на след хакера, который называет себя Кукловод. Это изобретательный и хитрый преступник оказывается не совсем тем, за кого себя выдавал, а его истинные цели поражают воображение.

Именно это произведение стало одним из самых известных аниме не только в Японии, но и за ее пределами. Невероятная популярность на Западе была обусловлена высоким качеством как исполнения, так и всего сюжета аниме, который под оболочкой нуарного фантастического детектива с несколькими отличными боевыми сценами прячет целый пласт постмодернистской философии, пропитанной трансгрессией. Последняя присуща многим фантастическим аниме, но свою крайнюю выразительность обретает именно в "Призраке в доспехах". Изящное и стильное аниме в одночасье становится хитом и обзаводится аниме-сериалом и полнометражным сиквелом, который поставил тоже Мамору Осии. Немного сбавив в философских посылах, аниме все еще сохраняло неонуарную атмосферу, а также обзавелось новыми визуальными стилистическим особенностями. И уж точно не опорочило честь оригинала.

В 2016 году Голливуд снял свою киноадаптацию "Призрака в доспехах", которая уступала оригиналу по всем фронтам, кроме, возможно, спецэффектов. Смотреть ее мы не рекомендуем!

«Призрак в доспехах» (1995), реж. Мамору Осии
«Призрак в доспехах» (1995), реж. Мамору Осии

Кацухиро Отомо

Путь Кацухиро Отомо в аниме был гораздо дольше и тернистее, чем у вышеприведенных персон. Родился Отомо в 1954 году, и с раннего детства начал увлекаться мангой и научной-фантастикой. В 1973 году он переехал в Токио, где не смог поступить на курсы художника, и стал продавать комиксы. Он не бросил свои попытки создания манги для небольших местных журналов, и в том же 1973 году его работу опубликовал журнал Action. Следующее десятилетие он продолжал выпускать манги, пока в 1982 году не создал "Акиру". Манга возымела серьезный успех среди читателей, но только спустя несколько лет Отомо предложили стать режиссером адаптированной в виде аниме версии его манги. Изначально он не планировал перенос своего произведения на большой экран, но подобная возможность выпадает не часто. И в 1988 году свет увидело одно из самых влиятельных и культовых полнометражных аниме – "Акира".

Действие ленты происходит в городе Нью-Токио, построенном на развалинах старого Токио, почти полностью разрушенного в огне ядерной войны. В центре истории два старшеклассника – лидер уличной банды байкеров Канеда и Тэцуо, который всегда находился под защитой и опекой Канеды. На улицах Нью-Токио царит атмосфера народного недовольства и разгула преступности. Во время одного из байкерских рейдов Тэцуо сталкивается со странным ребенком, после чего его забирают работники силовых структур. С этого момента в Тэцуо просыпаются паранормальные телекинетические способности.

Кто-то спросит, при чем здесь Акира и кто это такой, но лучше не читайте длинные синопсисы или спойлеры, а посмотрите это великолепное аниме, ставшее классикой в жанре киберпанк. Картина вскрывает проблемы взросления, трудных подростков, но делает это тонко и скрыто, через визуальное, а не вербальное повествование. Для отстраненного зрителя фильм покажется обычным фантастическим боевиком, но даже с этого поверхностного ракурса, здесь есть на что посмотреть. Картина впечатляет размахом действия, брутальностью и накалом событий. Примесь сверхъестественного только добавляет интереса и многогранности.

«Акира» (1988), реж. Кацухиро Отомо
«Акира» (1988), реж. Кацухиро Отомо

О посылах, скрытых подтекстах и смыслах "Акиры" можно расписывать еще долго, но не будем останавливаться. В техническом плане "Акира" в 1988 году произвел локальную революцию – стилистика и приемы рисовки задали планку качества на десятилетия вперед. Даже в сравнении с современными аниме "Акира" не выглядит устаревшим. Титанический труд художников-аниматоров виден практически в каждой детали. Подчеркивает картину самобытный саундтрек, одновременно футуристический и отдающий честь народным японским инструментам. Автор этой статьи начал знакомство с аниме в далеком прошлом именно с этой картины, которую до сих пор считает одной из самых лучших в жанре.

Кацухиро Отомо выпустил еще несколько неплохих полнометражных аниме, но до успеха и великолепия "Акиры" им всем уже было далеко.

Это не список из шестерки лучших (здесь у каждого будет своё мнение), но подборка наиболее выдающихся на наш взгляд творцов в жанре аниме. Каждый из них оригинален, некоторые больше, некоторые меньше. Одни старались снимать свои работы для широкой публики, другие больше думали о самовыражении, сильно сужая потенциальный круг зрителей. Именно с них лучше всего открыть для себя этот диковинный мир. Хотя, если разобраться, то можно найти еще не мало талантливых и выдающихся творцов. Об аниме-сериалах мы, возможно, составим отдельный рейтинг, если данный ТОП соберет достаточно просмотров.

Будьте здоровы!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 15.05.2020 17:05
Комментарии 0
Наверх