Версия // Общество // МАК назвал причины крушения Ан-148 «Саратовских авиалиний» в феврале 2018 года

МАК назвал причины крушения Ан-148 «Саратовских авиалиний» в феврале 2018 года

6343

Комплекс факторов

В разделе

Межгосударственный авиационный комитет закончил расследование катастрофы самолета Ан-148 компании «Саратовские авиалинии», который разбился под Москвой в прошлом году. Выяснилось, что к трагедии привели действия экипажа вкупе с некорректными показаниями приборов, вызванными обледенением датчиков.

В феврале прошлого года самолет Ан-148, принадлежащий перевозчику «Саратовские авиалинии», вылетел из столичного аэропорта Домодедово в Орск (Оренбургская область). На борту воздушного судна находился 71 человек – 65 пассажиов. Через несколько минут после взлета воздушное судно пропало с радаров. Практически сразу же стало известно, что авиалайнер рухнул в Раменском районе Подмосковья. Никто не выжил.

На сайте Межгосударственного авиационного комитета появился отчет, который организация опубликовала по завершении расследования авиакатастрофы. Там, помимо всего прочего, приводятся причины, которые привели к трагедии.

Фатальная спешка

В отчете отмечается, что одной из причин ЧП стали неверные действия экипажа на этапе набора высоты в сочетании с не соответствующими действительности показаниями приборной скорости из-за обледенения приемников полного давления (ППД). В комплексе эти факторы привели к тому, что экипаж лишился контроля за параметрами полета воздушного судна, переводу самолета на пикирование и последующему столкновению с землей. Как отметили эксперты МАК, данному сценарию развития событий способствовали действия, предпринятые экипажем воздушного судна в сочетании с конструктивными особенностями Ан-148 и низкой культурой авиационной безопасности в компании-перевозчике.

В частности, в процессе подготовки к полету экипаж спешил, поскольку самолет прибыл с большим опозданием из предыдущего рейса. Из-за этого подготовительные мероприятия не были произведены должным образом – в попытке сэкономить время и войти в график экипаж не стал включать обогрев приемников полного давления перед рейсом.

К слову, конструкция Ан-148 предполагает ограничения на продолжительность работы обогрева ППД на земле, и по этой причине процедура их проверки, как правило, производится непосредственно перед началом разбега. Таким образом, есть риск, что экипаж может пропускать эту операцию.

На эмоциях

Кроме того, специалисты комиссии указали, что на последнем этапе полета экипаж испытывал «повышенное психоэмоциональное напряжение», и это помешало летчикам разобраться в причинах колебаний значений скорости. Поэтому решения, которые они принимали в этот момент, были неверными. Из отчета следует, что в стрессовой ситуации командир воздушного судна не смог должным образом отреагировать на правильные подсказки, которые поступали от второго пилота, а создавшееся положение способствовало тому, что индивидуальные психологические особенности летчиков вышли на первый план, оттеснив профессиональные навыки. Вероятно, такие выводы были сделаны после анализа записей речевого бортового самописца, установленного в кабине Ан-148.

Безопасность под большим вопросом

Что касается низкой культуры безопасности полетов в компании «Саратовские авиалинии», она проявлялась, в частности, в том, что в бортовой журнал систематически не вносились данные об отказе технике, выявленные в полете, а также в отсутствии реакции со стороны руководства авиакомпании при выявлении других случаев несвоевременного включения пилотами обогрева ППД.

Также, согласно выводам МАК, у «Саратовских авиалиний» не оказалось критериев для оценки потери работоспособности летного экипажа в психологическом плане, а также была выявлена большая задолженность по дополнительным отпускам за работу в особых условиях. Не исключено, что данное обстоятельство могло стать причиной накопления усталости, что, в свою очередь, отрицательно отразилось на работоспособности капитана воздушного судна.

После авиаинцидента «Саратовские авиалинии» лишились сертификата эксплуатанта. В Росавиации заявили, что новый сертификат перевозчик может получить в том случае, если обновит парк воздушных судов и изменит подход к авиационной безопасности.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 28.06.2019 11:02
Комментарии 0
Еще на сайте
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх