Версия // Общество // Легендарная «Джоконда» отмечает 500-летний юбилей на МКС

Легендарная «Джоконда» отмечает 500-летний юбилей на МКС

2134

Полёт да Винчи

В разделе

15 апреля с космодрома Байконур на МКС стартовал корабль «Союз» с международным экипажем на борту. Улитки, сверчки, игрушечный кролик — это лишь некоторые из составляющих багажа трёх космонавтов: Сергея Крикалёва (Россия, Роскосмос), Роберто Виттори (Италия, ESA) и Джона Филлипса (США, NАSА). Отдельным пунктом в списке «обязательно взять с собой в космос» значится... легендарная «Мона Лиза», причём в количестве двух экземпляров! Одну из них захватил итальянец Роберто Виттори, вторую — россиянин Сергей Крикалёв.

Самой загадочной и неповторимой женщине всех времён и народов — легендарной «Моне Лизе» стукнуло 500 лет. Несмотря на столь почтенный возраст, интерес к этой даме не ослабевает. Каждый год миллионы туристов со всего света съезжаются в парижский Лувр и часами простаивают перед картиной великого Леонардо. Чарующая улыбка, магический взгляд... Спустя пять веков «Джоконда» продолжает волновать умы и вызывать различные толки и домыслы. И вот сейчас её образ достиг поистине космических вершин — улыбку Моны Лизы, выполненную в современной интерпретации, разгадывают космонавты на МКС.

— Отправка «Моны Лизы» в космос — это символический жест, призванный соединить воедино достижения современной науки и мировой культуры, — рассказал «Версии» Георгий Пузенков, инициатор проекта. — «Мона Лиза» — это не просто портрет женщины, это символ всей нашей современной цивилизации, культуры. И я специально создал данную композицию, где произведение эпохи Возрождения предстаёт в новом современном варианте с использованием новых компьютерных технологий.

Проект был спланирован и осуществлён в сотрудничестве с Европейским космическим агенством ESA, российским Федеральным космическим агенством (Роскосмос) и ракетно-космической корпорацией «Энергия». Интерпретация картины да Винчи под названием Single Mona Lisa 1:1 в исполнении Пузенкова представляет собой холст размером 70х70 см с изображённым на нём лицом Джоконды. Картина выполнена акриловыми красками в чёрно-жёлтом варианте в модуле компьютерного пикселя. Путешествие картины в космос будет «задокументировано» на борту МКС, после чего 25 апреля 2005 года Single Mona Lisa 1:1 возвратится на Землю.

Роберто Виттори пожертвовал комфортом ради искусства

На МКС картину доставил итальянский космонавт Роберто Виттори. Именно поэтому 15 апреля при запуске космического корабля на космодроме Байконур итальянская делегация была самой многочисленной.

— Наша страна везёт на орбиту репродукцию «Моны Лизы», — гордо рассказывали журналистам соотечественники космонавта. — Это же часть мировой истории. Мы хотим, чтобы «Мона Лиза» облетела всю планету, а после возвращения из космоса эта стилизованная репродукция была выставлена в Венеции.

Что и говорить, искусство Леонардо да Винчи в буквальном смысле достигло вселенских масштабов. Символично также, что 15 апреля — это ещё и ко всему прочему день рождения великого художника.

— Такого большого художественного объекта в космосе никогда не было, — комментирует Пузенков. — Были распечатки, фотографии. Поэтому, когда я только начинал этот проект и производил съёмку картины в Звёздном городке, на модуле МКС космонавты были просто в шоке. Ведь капсула, в которой они летят на станцию, крохотная. Да и сама МКС — это не дом, там довольно тесно, и брать с собой картину размером стандартного настенного полотна — нонсенс! Поэтому Роберто Виттори пожертвовал собственным комфортом.

На время транспортировки холст был свёрнут в рулон. А по прибытии его достаточно было просто развернуть, чтобы он завис в одном из помещений. Получается, что это ещё и первая картина, которая может висеть без гвоздя.

По теме

— У неё с обратной стороны есть липучки — так что при желании её можно будет прикрепить к стене, чтобы она не маячила в проходе, — говорит Пузенков. — Но думаю, что этого всё-таки не понадобится.

Находиться в космосе картина будет приблизительно неделю. 25 апреля Виттори вернётся на Землю вместе с ней.

«Мона Лиза» готовилась к полёту вместе с космонавтами

На МКС останется «Мона Лиза» № 2, которую туда доставил командир экспедиции российский космонавт Сергей Крикалёв. В данном случае речь идёт о прозрачном треугольном кристалле величиной с небольшой кулон, в который запаяна пластина размером 3х5 микрон.

— Эта репродукция выполнена в наноизмерении при помощи современных технологий, — рассказывает Пузенков. — Она выложена из атомов и заключена в кристалл. Её можно прочесть при помощи сканирующего зондового микроскопа. То есть одна «Мона Лиза» в космосе — высокотехнологическая, а вторая — в стиле осовремененного антиквариата. Кстати, обе они перед отправкой на МКС прошли все тесты — на радиацию, пожарную безопасность и т.д. То есть подверглись практически тем же испытаниям, которые проходят космонавты перед полётом.

Нанопортрет Джоконды отправился в космос практически прямиком из Японии. Совсем недавно он демонстрировался на Всемирной выставке «Экспо-2005» в Токио. Там он олицетворял собой не столько культурные, сколько научно-технические достижения России. А теперь маленький кристаллик будет бороздить просторы Вселенной до тех пор, пока будет существовать МКС.

Забавно, но до того, как написать «Джоконду», Леонардо да Винчи всерьёз занимался изобретением летательного аппарата. Он тщательно изучал полёт птиц и, проанализировав характер движения птичьих крыльев, даже изобрёл летательную машину, чертежи которой привёл в своём трактате «О полёте птиц». Мог ли он предположить, что одно из его творений поднимется не только на высоту птичьего полёта, но и достигнет космических высот? Улыбка «Моны Лизы» в компьютерной рамке — таково культурное воплощение века новых технологий. Тем не менее даже они не могут помочь в разгадке образа Джоконды, преподнесённой Леонардо да Винчи 500 лет назад. Даже в определении её улыбки мнения кардинально расходятся. Одни считают, что улыбка женственна, лучезарна, чарующе изысканна и дарит исключительно свет и радость. Другие утверждают, что она скорее саркастична, цинична и в ней проскальзывает даже что-то дьявольское!

Улыбка Моны Лизы — гримаса беззубой беременной проститутки

Согласно бытующим до сих пор утверждениям, на картине Леонардо изображена молодая женщина Мона Лиза из Флоренции, якобы вышедшая в 1495 году замуж за Франческо дель Джокондо и от него получившая свою новую фамилию. Есть и другие версии. Например, немецкий историк Магдалена Сест убеждена, что это портрет весьма известной в своё время герцогини Катерины Сфорц. И в отличие от считавшейся эталоном женской скромности Моны Лизы герцогиня Сфорц, незаконнорождённая дочь правителя Милана, была особой весьма опасной и морально распущенной. В 15 лет Катерина вышла замуж за племянника Папы Римского Сикста IV. Тем не менее любовников у героини эпохи Возрождения было гораздо больше, нежели пальцев на руках. При этом у «Моны Лизы»-Катерины было 11 детей! Вообще, сомневающихся в целомудрии Джоконды более чем достаточно. Профессор Карло Вечче и его сторонники утверждают, что улыбка её принадлежит не добропорядочной женщине, а проститутке Изабелле Гуаланди из Неаполя. И сама улыбка всего лишь профессиональный инструмент обольщения.

В свою очередь, американский писатель Дэн Браун в нашумевшей книге «Код да Винчи» убеждает читателей в том, что Мону Лизу на самом деле звали Марией Магдаленой, которая, по его мнению, ещё и являлась женой Иисуса Христа!

Отдельного места заслуживают «диагнозы», поставленные Моне Лизе медиками. Стоматолог и по совместительству эксперт по живописи Джозеф Борковски считает, что выражение лица Моны Лизы типично для людей, потерявших передние зубы. А японский доктор Накамура обнаружил, что уголок левого глаза Джоконды поражён холестерином и, следовательно, она предрасположена к сердечным заболеваниям и страдает астмой. Ещё одну версию — о параличе лицевого нерва — выдвинули отоларинголог Азур из Окленда и датский врач Финн Беккер-Христиансен, который предложил обратить внимание на то, что Джоконда правой стороной улыбается, а левой гримасничает. Кроме того, он обнаружил у Моны Лизы даже симптомы идиотизма, мотивируя их непропорциональностью пальцев и отсутствием гибкости в руке. Зато, по мнению британского врача Кеннета Кила, на портрете просто-напросто передано умиротворённое состояние беременной женщины.

Может, на МКС у космонавтов возникнет собственная версия? Время покажет. Оригинал же, как и прежде, можно увидеть в Лувре. «Мона Лиза» размещена в Государственном зале, на модернизацию которого не так давно было потрачено около $6,2 миллиона. Зал был оборудован специально для великого полотна, где оно располагается в гордом одиночестве. Картина размером 53 на 76 см будет, как и раньше, защищена от колебаний температуры и влажности. Оберегают её и от нападений людей — полотно закрыто пуленепробиваемым стеклом. Помимо этого стекло ликвидирует вредный эффект от фотовспышек.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 13.08.2007 16:37
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх