Некоторые депутаты возмущены содержанием видеоигр и ищут способы ввести контроль над деятельностью их разработчиков и распространителей. Это якобы позволит оградить российских пользователей от враждебной идеологии. А заодно изменит направление финансовых потоков в сотни миллиардов рублей в год.
На днях в Госдуме прошёл круглый стол, на котором среди прочего речь шла о видеоиграх. Представитель Росстандарта Анастасия Каврусова сообщила, что идёт работа над очередным национальным стандартом, в котором будут обозначены критерии классификации игрушек и компьютерных игр. То есть речь может идти о государственном регулировании рынка. Какие-то игры могут оказаться надлежащими, а другие нежелательными. На инициативу Росстандарта бурно отреагировал депутат Госдумы Антон Горелкин: «Почему к разработке ГОСТа не привлекаются представители российской видеоигровой индустрии? Кто был инициатором разработки ГОСТа?»
Возможные причины возмущения депутата становятся понятными, если знать контекст. Горелкин – соавтор конкурирующей инициативы – законопроекта «О деятельности по разработке и распространению видеоигр на территории России». Соавтор законопроекта Яна Лантратова призывала выписывать играм прокатные удостоверения, как для кино. Правда, документ застрял на этапе первого чтения. Правовое управление Госдумы обнаружило в нём путаницу с терминологией, которую предстоит исправить. А значит, инициатива Росстандарта (находится в ведении Минпромторга, курируемого вице-премьером Денисом Мантуровым) может быть реализована быстрее. Кроме того, есть данные, что ещё один проект регулирования игрового рынка готовят эксперты, близкие к Минцифры.
Чем объясняется такая жёсткая законодательная конкуренция? Возможно, тем, что годовой объём российского игрового рынка приближается к 200 млрд рублей, а через пять лет может перешагнуть отметку в 250 млрд рублей. Ну и про идеологию, конечно, тоже не стоит забывать. В этом отношении сейчас видеоигры – почти то же самое, что кинематограф 100 лет назад.
По каким принципам могут быть устроены национальные стандарты (ГОСТы) для компьютерных игр, пока не ясно. Зато законопроект «О деятельности по разработке и распространению видеоигр на территории России» эксперты уже разобрали по косточкам. К примеру, аналитики «Форбс» пришли к таким выводам. Регулировать рынок игр для консолей (приставок) не получится, так как он и так уже в серой зоне после ухода из России основных игровых платформ. Добиться исполнения закона для мобильных игр будет сложно – придётся убедить Apple и Google следовать российскому законодательству. Явные изменения произойдут только в сегменте видеоигр для ПК. И стоит ли игра свеч?