// // Кто и что стоит за попыткой «отжать» наследие Рерихов

Кто и что стоит за попыткой «отжать» наследие Рерихов

2063

Рейдерство от культуры

4
В разделе

В скандальной истории с наскоками Минкультуры на Международный центр Рерихов (МЦР) и его общественный музей имени Н.К. Рериха в Малом Знаменском переулке столицы, в бывшей усадьбе Лопухиных, многое станет ясным, если знать, например, что первый замминистра культуры Владимир Аристархов в недавнем прошлом строитель, застройщик Москвы. Ну, вы же и сами знаете, как они у нас действовали, застройщики эти, вспомнить хотя бы печально известного миллиардера Полонского, что нынче сидит за решёткой.

Так стоит ли удивляться напору, нахрапу и той откровенной грубости, что демонстрируют представители Минкультуры в деле об «отжиме» усадьбы у общественного музея?

Около 900 шедевров изобразительного искусства и множество поистине бесценных вещей, связанных с семьёй Рерихов, – «начинка» музея. А ещё сами здания с участком исторической территории старинной усадьбы, которые музей получил в долгосрочную аренду ещё в советские времена, – центр столицы, историческая постройка. Усадьбу передало МЦР государство вследствие достигнутой договорённости между Святославом Рерихом и руководством страны. Эти здания в момент передачи музею буквально рассыпались, и их реставрация проводилась, представьте себе, без всякого участия государства. Учитывая заслуги общественной организации, правительство Москвы два года назад передало МЦР здания усадьбы в безвозмездное пользование. Чем не лакомый кус для рейдерского захвата? Министерство культуры несколько раз зарилось на него, но министру Швыдкому, проявившему на этой стезе особый напор, заполучить его так и не удалось. Не помогло и постановление премьера Виктора Черномырдина устроить в усадьбе государственный музей вместо общественного – благодаря министру культуры Александру Авдееву справедливость была восстановлена, и постановление Черномырдина в 2010 году было отменено решением правительства России. К слову, выселения Общественного музея имени Н.К. Рериха из усадьбы Лопухиных активно добивались Росимущество и Государственный музей Востока (ГМВ), но и они в итоге вынуждены были ретироваться. Казалось, вопрос решён окончательно, навсегда. Да не тут-то было.

Аренда – «единственный бизнес» семьи министра?

Министр культуры Владимир Мединский – большой ценитель старинной недвижимости. Подведомственное ему Российское военно-историческое общество располагается в двухэтажном особняке неподалёку от Чистых прудов – это объект культурного наследия федерального значения «Палаты XVII века». Общество также располагает особняком в Лаврушинском переулке – это, как выяснило агентство РБК, выставочные «медиапалаты РВИО». Родной сестре и супруге министра принадлежит немало московской недвижимости в центре города, выяснили не так давно в РБК. Издание приводит слова самого министра: «Аренда – единственный бизнес, который остался у семьи».

По теме

А его сестра Татьяна пояснила: «На все заработанные доходы приобреталась недвижимость, и вот так, за годы, сложился фонд. Недвижимость сдаётся в аренду, используется как бизнес». Сам министр, разумеется, не при делах, ручки – вот они.

А усадьба Лопухиных – это вам не какие-то там палаты в два этажа. В общем, едва ли стоит удивляться тому, с какой настойчивостью культурное ведомство взялось вытряхивать из этого здания общественный музей. Но до последнего времени дело шло с пробуксовками. Нетрудно понять, по какой причине. Попечителями музея были известные общественные и культурные деятели – Мстислав Ростропович, Николай Петров, Евгений Примаков. Да и сама Людмила Шапошникова, бессменный директор общественного музея, служила надёжным заслоном от всех рейдерских захватов. Но стоило уйти из жизни Шапошниковой в августе прошлого года, как рейдеры, подобно голодной своре, набросились на МЦР. И музей в одночасье остался без защиты. И без средств, так как меценат Борис Булочник не смог больше финансово помогать общественному музею. Но МЦР не рассыпался, как того явно желало Минкультуры, а благодаря поддержке общественности продолжает свою культурную деятельность, правда, не в тех масштабах, как раньше.

Евгений МЫСЛОВСКИЙ, член президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека:

– Все затраты на реставрацию усадьбы Лопухиных были произведены за счёт Международного центра Рерихов – государство не выделяло на этот памятник архитектуры ни одного рубля. Так кому должно по справедливости принадлежать это имущество – общественной организации, возродившей из руин этот объект культуры в центре Москвы, или неким субъектам, желающим завладеть этим строением по праву административного ресурса?

В Минкультуры занялись поиском компромата, чтобы выселить музей?

Поговаривают, что незадолго до своего вынужденного отъезда из России Булочник имел неосторожность передать на экспозицию в МЦР часть собственной коллекции полотен Рерихов. Но, как разъяснил «Нашей Версии» вице-президент МЦР Александр Стеценко, это не так: Булочник «никогда не имел своей коллекции, может быть, несколько картин. Всё, что он приобретал за рубежом, было официально подарено им музею, на что имеются соответствующие документы. Это касается и последней партии картин, которую он передал в музей в октябре 2013 года. Следствие этой последней партией интересовалось, посчитав, что на неё якобы был выдан залог из банка, который не полностью погашен. Интересно же вот что: Минкультуры и Государственный музей Востока стремятся через следствие по банкротству Мастер-банка объявить незаконными все дары музею, преподнесённые семьёй Булочников. Таким образом, есть основание предполагать, что следствие работает не от фактов незаконных действий, а от поиска этих фактов». В общем, истину может установить только суд.

А вот ещё один досужий слух, неведомо кем подброшенный прессе: на картины-де, подаренные Рерихом Советскому фонду Рерихов и находящиеся сейчас в МЦР, право собственности не оформлялось. Это в корне неверное утверждение, уверяет Александр Стеценко. О каких «оформленных правах» идёт речь, если это были картины Святослава Рериха, на что у музея имеются все документы? Это Минкультуры пытается всё подвергать сомнению, полагают в музее, и с этой целью пускается в манипуляции. «В решении Мосгорсуда от 20 июня 2014 года ни слова не сказано о том, что МЦР является незаконным владельцем наследия, – разъяснил нам Александр Стеценко. – Там речь идёт о том, что МЦР не признан наследником Святослава Рериха. Но права собственности на переданное МЦР наследие перешли к нам не на основании завещания, а на основании осуществлённой Рерихом правопередачи. Допустим, я выписал вам завещание на свою квартиру и передал это завещание вам. Но вы вступите в права на эту квартиру только после моей смерти. Разве я, оставаясь собственником своей квартиры, не могу её продать или подарить? Могу, конечно. Вот и Рерих поступил именно так». Почему распускаются слухи, что Мосгорсуд-де признал МЦР незаконным владельцем наследия (подменяются понятия «наследие» и «наследство»)? Вероятно, кто-то хочет внедрить в сознание общества мысль, что-де МЦР незаконно владеет наследием как имуществом.

По теме

А вот ещё одна манипуляция: якобы собрание картин музея не состоит на учёте в негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации как принадлежащее МЦР. Но оно-де может быть подарено или куплено, на него могут оформить дарственную. Цель этой манипуляции такова, полагает Александр Стеценко: убедить общество, что общественная организация якобы может разбазарить принадлежащее ей имущество. И таким образом национальное достояние России уйдёт из-под контроля государства и может быть вывезено за рубеж. По всей видимости, «именно эту дезинформацию Аристархов распускал ещё в 2015 году и заставил прокуратуру проверять все насылаемые им бумажки, – разъяснил Александр Стеценко. – Ничего этого не подтвердилось. Четвертьвековая история нашей организации убедительно свидетельствует, что МЦР является истинным собирателем наследия Рерихов. Наша коллекция картин увеличилась почти вдвое. Все они выставлены в постоянной экспозиции. А тем временем уникальная коллекция полностью разграблена из квартиры Рериха в Москве после его смерти. Коллекция Рериха, находящаяся в ГМВ, недосчитывает целого ряда картин. Я не припомню ни одного случая, чтобы Минкультуры обеспокоилось вопросами приобретения картин Рерихов и возвращения их в Россию».

Евгений САТАНОВСКИЙ, востоковед:

– Рерих – одно из всемирно известных имён России, которые делают славу нашей стране. Но что происходит с его наследием сегодня? Международный центр Рериха был основан в московской усадьбе Лопухиных, зданиях тогда совершенно разрушенных, под конец советской власти. А существует он на средства общественности. И ремонт был на пожертвования. Святослав Рерих передал музею бесценное наследие семьи безвозмездно, как вообще очень многие русские настоящие аристократы, интеллектуальная элита. Это сотни картин, это библиотека, это архив – уникальный, не имеющий никаких аналогов, это ценнейшие раритеты. То, как поступают в Министерстве культуры, – у меня слов нет.

Атака на культуру продолжается

Казалось бы, в столь щекотливой ситуации Министерству культуры пристало бы отойти подальше и как минимум не педалировать процесс – хотя бы ради того, чтобы не навлечь на себя подозрения. Куда там! С середины августа по требованию первого заместителя министра культуры Владимира Аристархова Мосгорнаследие начало в МЦР внеплановую выездную проверку порядка сохранения и использования объекта культурного наследия. И это несмотря на то, что Мосгорнаследие в конце прошлого года уже проверяло выполнение обязательств МЦР по содержанию усадьбы и не нашло со стороны организации никаких нарушений. А пока Минкультуры, по-видимому, не оставляет усилий побудить Генеральную прокуратуру проверить МЦР на экстремизм. И снова вопреки акту аналогичной проверки Минюста, который уже проверял МЦР (и снова по требованию Аристархова), но так и не выявил признаков экстремизма или иностранного агента. «Параллельно, – пишет «Российская газета», – появились сообщения, что Аристархов обратился в Хамовническую межрайонную прокуратуру Москвы с просьбой проверить законность владения МЦР культурными ценностями из наследия семьи». Сотрудники музея поясняют происходящее так: мы предполагаем, что «угроза причинения вреда объекту культурного наследия и превращения нашей организации в экстремистскую», о которой говорил Аристархов, является очередным поиском компромата против МЦР для его выселения из усадьбы Лопухиных и изъятие у него наследия. Иски Музея Востока уже рассматриваются в судах. Дело попахивает не конфликтом вокруг культурного объекта, а склокой недобросовестных застройщиков за лакомый кусок, согласитесь.

КСТАТИ

У Музея Рериха имелся, скажем так, меценат. Московский банкир Борис Булочник, фактический хозяин влиятельного в недавнем прошлом Мастер-банка. Именно он полностью отреставрировал, а вернее, практически заново отстроил музейные здания усадьбы Лопухиных. В столичном финансовом сообществе удачливое семейство Булочников откровенно недолюбливали. Как сказал однажды банкир Гарегин Тосунян: «Борис Булочник посещает некоторые наши мероприятия, но у меня нет оснований рассказывать о нём что-то хорошее». Но кое-что хорошее всё-таки делалось: как признавалась недавно ушедшая из жизни Людмила Шапошникова, гендиректор музея Рериха и заслуженный деятель искусств России, Борис Булочник «финансировал Центр Рерихов по всем направлениям», а последствия вынужденного отъезда мецената из России оказались «катастрофические – музей лишился всех средств для существования». Содержание музея, к слову, обходилось семейству Булочников порядка 8 млн рублей в месяц – без учёта культурной деятельности. Именно Булочник, и никто иной, отреставрировал здание усадьбы Лопухиных – целиком и полностью на свои кровные.

Борис Булочник активно занимался меценатством, был членом правления Международного центра Рерихов. Ему же принадлежала ведущая финансовая роль в совете учредителей благотворительного Фонда имени Е.И. Рерих, а также в комитете по сохранению наследия Рерихов. Но в ноябре 2013 года Центробанк отозвал у Мастер-банка лицензию на осуществление банковских операций. В офисе провели «маски-шоу», а меценату Булочнику пришлось уносить ноги через чёрный ход. Поначалу меценат осел в Израиле, а затем перебрался на Украину, в Винницкую область – на свою малую родину. В России Борис Булочник в розыске. В общем, музей в одночасье остался без средств. А год назад не стало Людмилы Шапошниковой – она ушла в лучший мир на девяностом году жизни. И музей оказался как бы бесхозным – так, во всяком случае, могло представляться положение вещей из министерского кресла.

Опубликовано:
Отредактировано: 19.09.2016 11:32
Копировать текст статьи
Комментарии 8
  • George Yasko 19.09.2016 13:17

    Я бы добавил к этому блестящему материалу, что МЦР в 2014 году был номинирован на Нобелевскую премию Мира. П.В. Флоренский писал 7.11.15 в Общественную палату: Причиной нападок на Центр и главным соблазнительным фактором для его трансформации являются и бесценные произведения искусства, и уникальный научный архив из наследия Рерихов, а так же сам дом-музей Центра, восстановленный из руин исключительно на общественные средства. Георгий Ясько

  • Владимир Корепанов 19.09.2016 22:34

    Минкультуры, - министерство, в котором понятия чести и порядочности отсутствуют как явление.

  • Любовь Корзова 20.09.2016 12:42

    Средства массовой информации очень часто выступают не как общественный рупор, а как неотъемлемый инструмент в руках рейдера, как пособники рейдерских захватов, освещая ту или другую сторону конфликта, в зависимости от размера оплаты. Есть определенный набор этих СМИ, которые по заказу исполняют подобную задачу. Это нарушает права человека, права общества на правильное, честное освещение в СМИ возникающей ситуации.
    Спасибо Е. Мысловскому, Е. Сатановскому за честное и профессиональное изложение ситуации о непрекращающихся попытках со стороны Министерства культуры незаконного, рейдерского захвата наследия семьи Рерихов и усадьбы Лопухиных, в отреставрированных общественными (не государственными!) силами помещениях которой более 25 лет успешно работает Международный Центр Рерихов.
    Нужно писать больше аналитических разоблачающих статей о рейдерстве, направленном на разрушение Культуры нашей страны, нужно защищать Культуру от невежественных чиновников.
    В борьбе с рейдерством нужна политическая воля. Если власти начнут действовать последовательно, то и результаты не заставят себя ждать. Необходима демонстрация со стороны власти конкретности и неотступности своих решений относительно рейдерства.

  • George Yasko 21.09.2016 12:05

    В 1989 году С.Н.Рерих, передавая наследие Рерихов Родине,поставил Кремлю 2 условия: 1 наследие Рерихов будет беречься общественной организацией, которую он сам создаст для этой цели; 2 власть наделит эту организацию достойной резиденцией. Кремль принял эти условия, авторитетом высшей власти великой державы, утвердил их.
    Уверенный в этом, С.Н. Рерих, создав Советский Фонд Рерихов (СФР), - и передал ему наследие Рерихов. Резиденцией СФР стала усадьба Лопухиных, которую С.Н. Рерих выбрал из вариантов, предложенных властью.

    Когда СССР не стало, С.Н. Рерих естественно переименовал своё детище СФР в Международный Центр Рерихов (МЦР). И всё. Больше ничего в природе, статусе и месторасположении Центра не изменилось.
    Но не так Дело обстоит для реальных хозяев Земли Русской, чиновничьего сословия, девиз которого: «Полюбите нас черненькими, беленькими нас всякий полюбит!» Как только С.Н. Рерих ушел от нас, они бросились на МЦР, чтобы растоптать его и разграбить наследие, отобрать у МЦР усадьбу Лопухиных, поднятую из руин спонсором МЦР.
    При этом враги Света, враги Культуры, доморощенные российские адепты теории управляемого хаоса, нарушают субординацию. Они ломают вертикаль власти, фактически ставят под сомнение преемственность государственной власти России. Преемственность сегодняшнего Кремля, Кремлю советского периода.

    Культурно, геополитически, исторически, Кремль есть Кремль. Существование МЦР, его расположение в усадьбе Лопухиных гарантированно Кремлём, высшей властью Великой России. И только сам Кремль мог бы,заявить МЦР: «Я Вам пообщал исполнить Вашу волю, но я Вам не обещал, что я исполню своё обещание! Я – хозяин свое

  • George Yasko 21.09.2016 12:07

    (продолжение) Я – хозяин своего слова, я его Вам дал, я его у Вас отнял!» Только сам Кремль может, вероломно нарушив своё слово, ударить Рерихов в спину, уничтожить МЦР и отдать наследие Рерихов на поток и разграбление своим подчиненным.
    Но отказавшись от обязательств СССР, от правопреемства и статуса "продолжателя " СССР , РФ придется уйти из СБ ООН. И так далее, и так далее…

  • George Yasko 22.09.2016 18:26

    Министерство культуры России приняло решение об отзыве прокатного удостоверения у фильма "Зов Космической эволюции", в котором рассказывается о семье Рерихов и рериховском движении.

    Данная мера принята на том основании, что в фильме демонстрируется нацистская символика. Рассмотрение вопроса об отзыве прокатного удостоверения началось по жалобе Государственного музея Востока (ГМВ), который указал, что для фильма в целом характерен свойственный экстремистским материалам язык вражды, противопоставление «сил света» и «сил тьмы» (т. е. органов власти, государственных музеев, РПЦ).
    Кадры со свастикой, которые содержатся в фильме «Зов Космической эволюции», взяты из кинохроники 1930-х — 1940-х годов. Они сопровождают рассказ о Второй мировой войне. По мнению аналитического центра «Сова», демонстрирование нацистской символики в данном случае явно не преследовало целей пропаганды соответствующей идеологии. Кроме того, звучащие в фильме высказывания о конфликтах властей, музеев и РПЦ с рериховским движением не содержат никаких агрессивных призывов и не могут считаться экстремистскими.

  • George Yasko 22.09.2016 18:28

    Ранее Минкультуры Крыма обвинилоо Международный Центр Рерихов (МЦР) в пропаганде оккультизма и попросило министра культуры Владимира Мединского инициировать проверку его деятельности. Кроме того, центр обвиняли в связях с Украинским рериховским обществом. Его председатель регулярно публикует статьи на политические темы, что выходит за пределы культурно-просветительской деятельности центра. В июне этого года уже былапроведена проверка на признаки экстремизма. Выявить их Минюсту не удалось.

    Директор правозащитного центра Всемирного русского народного собора Роман Силантьев вообще считает Н.Рериха не только художником, «но и оккультистом, основавшим целую группу агрессивных антихристианских сект». Поэтому Силантьев выступает, в частности, против присвоения имени Рериха одной из улиц района Сокол
    .
    Кроме того, ГМВ инициировал процесс выселения МЦР из строений 4 и 7 усадьбы Лопухиных, в которых располагается общественный Музей имени Н.К. Рериха. В заявлении, направленном в Арбитражный суд Москвы, содержится также требование о возврате истцу здания в освобожденном виде и обязании ответчика осуществить снос самовольно возведенных временных пристроек к зданию. Рассмотрение заявления назначено на начало сентября текущего года.

    Судя по всему, начинается массированная атака на рериховское движение, поскольку называть совпадением все вышеназванные события было бы странно.

  • Николай Аверин 26.09.2016 19:36

    Как обидно, что в России притесняют, унижают именно тех, кто приносит большую пользу стране, народу, трудятся, спасают от уничтожения национальное культурное достояние! Международный Центр Рерихов и общественный Музей имени Н.К.Рериха в Москве стали символом и примером подлинной заботы о процветании и счастливой жизни российского народа. А министерство культуры РФ - это позор и наказание для огромной страны.

Еще на сайте
Наверх