Версия // Общество // Коммунист, атеист, интернационалист: каким был Жорес Алефров – первый русский лауреат Нобелевской премии по физике

Коммунист, атеист, интернационалист: каким был Жорес Алефров – первый русский лауреат Нобелевской премии по физике

1802

Человек на все времена

2
В разделе

1 марта в возрасте 88 лет ушел из жизни Жорес Алферов – всемирно известный советский ученый. Первый русский, ставший лауреатом Нобелевской премии по физике. Он не дожил буквально пары лет до своего девяностолетия, до самой смерти оставаясь бесспорным научным и моральным авторитетом, осколком советского научно-технического прогресса, который признавали и на Западе.

Умер Жорес Иванович Алферов в Санкт-Петербурге. По словам врачей, причиной смерти стала острая сердечно-легочная недостаточность. Осенью 2018 года, незадолго до смерти, ученого госпитализировали прямо с заседания Российской академии наук с подозрением на инсульт, однако тогда диагноз не подтвердился. О его кончине стало известно из сообщения КПРФ. И это не удивительно, ведь покойный был не только гениальным ученым, но и старейшим российским политиком, убежденным сторонником левых идей. Коммунисты же займутся и организацией похорон великого ученого. Об этом уже успел заявить Геннадий Зюганов. «Мы не просто примем участие в организации похорон, а всё сделаем, проводим в последний путь, как подобает великим людям», – отметил партийный лидер.

Откликнулись на смерть коллеги и ученые из Лондонского королевского общества, почетным членом которого являлся Алферов. «Смерть академика Жореса Алферова – печальный день для российской и мировой науки. Он был не только выдающимся ученым, но и активным сторонником исследований, а также веселым и забавным человеком», – заявил член Лондонского королевского общества профессор Мартин Полякофф.

Названный в честь революционера

В советской и российской науке было два знаменитых Жореса – Медведев и Алферов. Только отчества у них были разные – Александрович и Иванович. Один был гуманитарий, как говорили в СССР «лирик», а другой технарь – «физик». Один – диссидент, другой – правоверный член КПСС, обласканный советской властью. Но было у них и нечто общее, кроме имени: оба были не только учеными, но и гуманистами, защищавшими свободу научной деятельности.

Будущий нобелевский лауреат родился в 1930 году в Белорусской ССР в семье Ивана Карповича Алферова и Анны Владимировны Розенблюм. Алферовы назвали обоих своих сыновей в честь выдающихся революционеров. Старшего – Марксом, младшего Жоресом – в память об одном из основателей Соцпартии Франции Жане Жоресе.

Довоенные годы Жорес Алферов провел в Сталинграде, затем судьба забросила его семью в Сибирь. Уже в войну Алферовы эвакуировались на Урал. Там отец будущего ученого работал директором целлюлозно-бумажного завода. Старший брат Жореса ушел добровольцем на фронт, где и погиб в двадцатилетнем возрасте. По окончании войны – снова переезд. На этот раз в родной Минск.

А дальше – увлечение наукой, ставшей делом всей его жизни.

Жорес Алферов был одним из тех, благодаря кому появились первые советские транзисторы и силовые германиевые приборы.

Сферой его научных интересов на долгие десятилетия стали полупроводники. Известность принесли исследования гетеропереходов в полупроводниках. В 1970 году Алферов стал доктором физико-математических наук, через два года – профессором, а еще через год – заведующим базовой кафедрой оптоэлектроники ведущего ленинградского технического вуза. С начала 1990-х годов Алфёров занимался исследованием свойств наноструктур пониженной размерности: квантовых проволок и квантовых точек.

По теме

Нобелевскую премию ученый получил в 2000 году за исследовательскую работу в 1970-х годах в области информационных технологий, которая проложила путь к компьютерам, проигрывателям компакт-дисков и мобильным телефонам. Премию Алферов разделил с двумя учеными из США: Гербертом Кромером и Джеком Килби. Всего же авторству Алферова принадлежит более 500 научных работ и 50 изобретений.

Против «костров для галилеев»

Помимо исследовательской деятельности, Жорес Алферов всю свою сознательную жизнь занимался пропагандой и утверждением научного мышления, рационализма и идей прогресса. После распада СССР его затянул водоворот общественно-политической активности. Он часто выступал в СМИ по множеству актуальных общественно важных вопросов. Особо его тревожило происходящая на наших глазах деградация образования, наступление средневекового мракобесия, целенаправленная борьба с просвещением как таковым.

Алферов понимал и с горечью констатировал в своих интервью, что в условиях отсутствия научных ориентиров и преемственности научного авторитета, обществу обеспечены «костры для галилеев» – не сейчас, так в перспективе. Этот тренд был задан еще в девяностые, вместе с предельным занижением оплаты труда научных, инженерно-технических и педагогических кадров (что ударило по престижу научного знания). «Отставание в науке – не следствие какой-либо слабости русских ученых или проявления национальной черты, а результат дурацкого реформирования страны», – отмечал Жорес Алферов в интервью «Аргументам и фактам».

Выступал Жорес Алферов и против сращивания образования с религией. Он был в числе подписантов нашумевшего Открытого письма десяти академиков президенту РФ Владимиру Путину против клерикализации образования и введения в школах

преподавания основ православной культуры. Вместе с тем, ученый всегда уважительно относился к церкви как общественному институту и подчеркивал, что «Православная церковь отстаивает единство славян». Многие представители РПЦ отвечали ему взаимным уважением, даже несмотря на разницу во взглядах.

«Самое яркое, что запомню о Жоресе Алферове, – это его гражданская позиция. Он спокойно и уверенно говорил о тупиковости капитализма. Увы: безбожный социалистический прогрессизм не смог стать альтернативой – и в этом трагизм атеистического гуманизма. Вечная память ученому – и политику в настоящем смысле слова», – написал на смерть Алферова консервативный протоиерей Всеволод Чаплин в своем телеграмм-канале «Православная политика».

Старейший в Думе

Научные взгляды и вера в прогресс на фоне развернувшейся на руинах СССР системной деградации науки, образования, здравоохранения, распила передовых производств и оттока кадров за рубеж, с неизбежностью привели ученого с активной гражданской позицией в левый лагерь. В 1999, 2003, 2007, 2011, 2016 годах Жорес Алферов переизбирался депутатом Госдумы по партийным спискам КПРФ, не являясь при этом членом партии. В Думе работал в комитете по науке и наукоемким технологиям, затем – по образованию и науке. На момент смерти был старейшим по возрасту думцем. «Это невосполнимая потеря как для научного сообщества России, так и для всей Государственной думы и непосредственно комитета. ...Он был невероятно отзывчивым человеком, с которым всегда было очень интересно общаться. Он никогда не оставался в стороне от людских проблем. К нему могли подойти и профессора, и обычные граждане – он всем и всегда был рад», – заявил после смерти ученого и депутата его коллега по комитету Борис Чернышов.

Бокал и ножка

Идеалом Жореса Алферова было социально ответственное государство. С этих позиций он критиковал и проводимые чиновниками либеральные реформы. «Если гражданина заставляют платить за образование и медицинское обслуживание, пенсию накапливать из собственных средств, жилье и коммунальные услуги оплачивать полностью, по рыночной цене, то зачем мне такое государство?!» – риторически вопрошал ученый. Алферов всегда очень афористично излагал свои политические взгляды и видение проблем российского общества. Известность получило его объяснение глубины социального расслоения россиян в результате грабительской приватизации девяностых. Взяв в руки бокал с вином, ученый заметил журналисту: «Содержимое его принадлежит – увы! – всего-навсего десяти процентам населения. А ножка, на которой держится бокал, – это остальное население».

По теме

Плечом к плечу с Эйнштейном

Алферов верил в социалистическое будущее не только России, но и всего человечества, несмотря на, казалось бы, наглядное крушение советского эксперимента на одной шестой части суши. «Великий физик Альберт Эйнштейн в 1949 г. опубликовал статью «Почему социализм?» В ней он писал, что при капитализме «производство осуществляется в целях прибыли, а не потребления». Частная собственность на средства производства приводит к появлению олигархии, а результаты чужого труда отнимаются по закону, что оборачивается беззаконием. Вывод Эйнштейна: экономика должна быть плановой, а орудия и средства производства – общественными. Самым большим злом капитализма он считал «изувечивание личности», когда в системе образования учащихся вынуждают поклоняться успеху, а не знаниям. Не то же самое происходит и у нас сейчас? Поймите, из того факта, что Советский Союз рухнул, вовсе не следует, что рыночная экономика эффективнее плановой.

Но я вам лучше скажу о том, что знаю хорошо, – о науке. Посмотрите, где она у нас была раньше и где сейчас! <...> Когда у нас будет настоящая электронная корпорация, тогда будут и нанотехнологии. Я вам такой пример приведу. Первые светодиоды в мире появились у нас, в моей лаборатории. И компанию, которая была создана для возрождения производства светодиодов в России, именно Чубайс приватизировал и продал. И это вместо того, чтобы налаживать производство», – говорил Жорес Алферов.

***

Интересно, что при таких взглядах Жорес Алферов пользовался уважением и радикальной части либерального лагеря. Например, 4 октября 2010 года Алексей Кондауров и Андрей Пионтковский опубликовали на сайте Грани.Ру статью «Как нам победить клептократию», где предложили выдвинуть в президенты единого кандидата от правой и левой оппозиции от партии КПРФ. В качестве кандидатов они предложили выдвинуть кого-нибудь из российских старейшин; при этом наряду с Виктором Геращенко и Юрием Рыжовым ими была предложена и кандидатура Жореса Алфёрова.

Скрипач на крыше

Отдельная тема – этническая идентификация ученого. Как рассказывал Жорес Иванович, в советское время его отчество и фамилия защищали от антисемитских выпадов. Зато уже в наше время выпады в его адрес неоднократно публиковались на различных антисемитских сайтах и в соцсетях. На еврейских корнях Жореса Ивановича акцентируется внимание в книге Анатолия Гончарова «Голые короли», где ученого обвиняют в том, что он якобы не заслужил ни одну из полученных им наград.

В 2013 году Федерация еврейских общин России вручила Алферову статуэтку «Скрипача на крыше» – награду в номинации «Человек-легенда». «Когда мне сказали, что меня будет награждать Федерация еврейских общин, – вспоминал Алферов, – я очень удивился: во-первых, я коммунист, во-вторых, атеист, в-третьих, интернационалист по убеждениям…». В своей речи Жорес Иванович вспомнил двух своих теток, сестер мамы-еврейки, которых белорусские крестьяне прятали вплоть до января 1942 года. Но они все равно погибли.

Украинский вопрос

Увы, нашлись и те, кто не упустил случая потоптаться по еще не вырытой могиле ученого-гуманиста. Как известно, Алферов считал украинцев и русских одним народом и, будучи сторонником сохранения славянского культурного и политического единства, остро переживал разрыв с Украиной и тамошний взрыв национализма и русофобии.

«Где это видано, чтобы украинцы обьявляли праздником день бандеровщины?!» – сокрушался он после отмены на Украине 23 февраля в пользу празднования дня создания коллаборационистской УПА* 14 октября. В одном из интервью Алферов назвал ситуацию на Украине «чернотой полной» и «славянским холокостом».

Жорес Алферов был убежден, что будущее – только за союзом России, Украины и Белоруссии. За эти взгляды украинские националисты внесли ученого в базу данных скандально известного стукаческого сайта «Миротворец», где он числился в списке «врагов Украины».

«Сознательное нарушение государственной границы Украины. Украинофоб, распространяет антиукраинскую пропаганду. Оправдывает оккупацию украинской территории», – написано о нем на сайте.

Советник Петра Порошенко Виктор Уколов цинично откликнулся на смерть «известного украинофоба» постом такого содержания: «Сегодня в аду праздник – праздник :) Покойник Алферов: «Мы наблюдаем славянский холокост. Сначала разрушили Югославию, поэтому сразу СССР ...Понятно, что без Украины славянский союз теряет очень много. Где это было видано, чтобы украинцы объявили праздником день бандеровщины».

Фото: Фейсбук
Фото: Фейсбук

Автор первого же комментария под постом советника Порошенко пожелал покойному Алферову «земли стекловатой».

***

Церемония прощания и похороны пройдут 5 марта. Нобелиата похоронят на Комаровском кладбище Санкт-Петербурга. Уйдя в вечность, Жорес Алферов оставил после себя не только научные открытия и имя, навсегда вписанное в историю России. В честь него назван Астероид Alferov, открытый 13 марта 1977 года в Крымской астрофизической обсерватории.

*
Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА). Признана экстремистской решением Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2014.
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 04.03.2019 15:44
Комментарии 0
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх