Версия // Общество // Количество погибших на пароходе «Султанша» было больше, чем на «Титанике»

Количество погибших на пароходе «Султанша» было больше, чем на «Титанике»

6193

История двух пожаров. Миссисипи

Количество погибших на пароходе «Султанша» было больше, чем на «Титанике»
В разделе

Морские катастрофы, как правило, не похожи друг на друга, ведь причины, их породившие, разные. Но иногда бывают и исключения. Есть две практически одинаковые истории, случившиеся с похожими пароходами на реках Миссисипи и Волге. В этой статье мы расскажем о пожаре на пароходе «Султанша», произошедшем на реке Миссисипи.

Речные пароходы «американского» типа

Если спросить, где у речного парохода находятся гребные колеса, большинство людей ответят, что они расположены по бортам в средней части корпуса парохода. Ответ будет и правильный, и не правильный. Правильный потому что такая схема была на всех колесных пароходах Российской Империи и Советского Союза в ХХ веке, и неправильный, потому что существует еще одна схема, когда одно (или два) гребных колеса расположены в корме парохода. Такую конструкцию называют пароходами «американского» типа, и она была достаточно широко распространена в XIX веке во многих странах, а на американских реках она присутствует и сегодня.

Пароходы появились в Америке в те же годы, что и в Европе. Правда, конструктивно они выглядели совсем по-другому. Дело в том, что тогда реки были одним из основных способов передвижения по стране. По крупным рекам осуществлялось регулярное пассажирское и грузовое судоходство. Но на североамериканском континенте того, что сегодня называется речным портом, или речным вокзалом, не было. Даже в крупных городах пароходы приставали к берегу, а для этого у них должна была быть минимальная осадка. Американцы создали необычный оригинальный тип речного судна. Это был плоскодонный речной пароход с большой шириной корпуса и гребным колесом (или двумя колесами), расположенными на корме. Такое судно имело небольшую осадку – около 1 метра, оно могло подходить к берегу в любом месте и высаживать пассажиров. Ещё одним внешним отличием «американских» пароходов были две дымовые трубы, расположенные не вдоль диаметральной плоскости парохода, а поперек её. Пароходы вышли достаточно удачными для местных условий. Информация о них разошлась по миру, и такие суда стали строить для рек Южной Америки – для работы в бассейне реки Амазонка – и в других странах. Например, до формирования своего российского типа речных пассажирских пароходов, «американские» работали на Волге и Амуре до 90-х годов XIX века. Как и многое в американской истории, такие пароходы стали легендой. В XХI веке на Миссисипи работают много пассажирских теплоходов с кормовым расположением гребного колеса, которые внешне повторяют пароходы XIX века. Есть несколько исторических пароходов, например, прогулочное судно «Belle of Louisville», которому больше 100 лет. Самым большим заднеколесником является современный круизный лайнер «American Queen». Это большой современный (построенный в 1995 году) речной шестипалубный круизный теплоход длиной 127 метров, рассчитанный на 435 пассажиров и 167 членов экипажа. Внешне он похож на пароходы XIX века, а по внутреннему оснащению он соответствует современным стандартам. «American Queen» пользуется неизменной популярностью у американских туристов.

SS «Sultána»

По теме

«Sultána» – возможный перевод «Султанша» – деревянный колесный пароход «американского» типа был построен на верфи в городе Цинцинати в 1863 году. Это был классический заднеколесный пароход для американских рек. В те годы он был одним из самых крупных пароходов на реках Америки – его длина составляла 79 метров, ширина – 13 метров, а валовая вместимость была 1 719 тонн. Трехпалубный пароход развивал скорость до 23 км/ч, и мог перевести 276 каютных и 400 палубных пассажиров. Экипаж парохода составлял 85 человек. «Sultána» работала на пассажирской линии Сент-Луис – Новый Орлеан – Сент-Луис. В известном смысле пароход был символом судоходства на Миссисипи.

В 1861 – 1865 в Америке бушевала гражданская война, которая уничтожила, или вывела из строя большинство пассажирских пароходов страны. Поэтому, после её окончания в 1865 году на всей Миссисипи осталось только три исправных пассажирских парохода – «Султанша», «Паулина Кэролл» и «Оливковая ветвь». После окончания любой войны солдаты возвращаются домой. В апреле 1865 года штаб генерала Гранта принял решение о возвращении на родину солдат-северян, которые находились в плену в тюрьмах на юге страны. Как мы уже говорили, на Миссисипи оставалось только три целых и исправных парохода, поэтому для перевозки выбрали «Султаншу». Надо понимать, что это не был специальный чартерный рейс. Пароход стоял под погрузкой, готовясь выйти в рейс по расписанию. На борту находилось около 70 каютных пассажиров, когда капитан парохода Дж. Мэсон, получил от военных предписание – принять на борт 2 239 бывших пленных солдат. Капитан особо не сопротивлялся, так как правительство северян оплачивало перевоз каждого пленного солдата. С учетом обычных пассажиров и членов экипажа на борту находилось 2 394 человека, что было в 3,5 раза больше предельно допустимого количества людей. Солдаты лежали вплотную друг к другу на палубах, внутренних проходах, коридорах, трапах и даже в машинном отделении.

Роковой рейс

В середине XIX века на американских реках требование к эксплуатации корабельных машин и механизмов были очень просты, если не примитивны. Это потом, воду для котлов стали брать из специальных мест, а тогда её просто закачивали из реки. Но Миссисипи – река, где в воде всегда много глины и песка, поэтому пароход должен был время от времени останавливаться и производить очистку котлов от глины и песка. Возможно, это и стало причиной взрыва одного из котлов.

В полночь, после отхода от причала в Мемфисе, пароход продолжил движение по реке. Вахту стоял капитан, так как «Султанша» проходила мимо группы островов, обозначенных на карте, как острова «Старая курица с цыплятами», а вокруг этих островов находились многочисленные мели и отмели. 27 апреля около двух часов ночи по местному времени, «Султанша» прошла мимо пристани Тэглеман, а в 02-40 на судне взорвался правый котел. Взрыв был мощным, а его результаты ужасными. Палубы с людьми рухнули вниз, одна из труб парохода упала в воду, вторая – на пассажирскую надстройку, а самое главное, поскольку второй котел не пострадал, и пароход продолжил движение, встречный ветер моментально раздул пожар по всему кораблю. Пароход находился посередине реки, а ширина Миссисипи в месте взрыва составляла 5 км. После взрыва «Султанша» еще около часа оставалась на плаву – пароход ведь был деревянным. Но, когда все дерево прогорело ниже ватерлинии, «Султанша» ушла на дно, унося вместе с собой оставшихся в живых людей.

По теме

Взрыв и пожар произошел недалеко от стоявшего на якоре монитора северян «Essex» – «Эссекс». Вахтенный монитора не видел момент взрыва, но наблюдал проход пылающей «Султанши» мимо монитора. Он доложил командиру «Эссекса»: «Близ нашей якорной стоянки взорвался большой колёсный пароход. Горит, искры летят в небо». Командир корабля дал приказ спустить шлюпки и подбирать людей с воды. Но тут свою роль сыграла обстановка в стране сразу после окончания Гражданской войны. Дело в том, что монитор находился на якоре напротив форта Пикеринг, расположенного на берегу, и когда шлюпки с «Эссекса» стали доставлять спасенных на берег, часовые форта открыли по ним огонь. Северяне опасались южан, которые не признавали капитуляцию в Гражданской войне, и местами переходили к партизанским действиям. Ружейный огонь по спасателям продолжался и с наступлением утра, пока комендант форта лично не обошел все посты и не приказал часовым огня не открывать.

Итоги

Итог ночи был ужасным. Погибли 1 653 человека, спаслись 741. Но в течение последующих дней в госпиталях скончались еще более 70 человек, поэтому общее число погибших превысило 1 700 человек. Если сравнить широко известный «Титаник», то «Султанша» была значительно меньше, но количество погибших на пароходе превышает количество жертв на «Титанике». Гибель «Султанши» стала самой масштабной катастрофой XIX века, и самой крупной катастрофой на реках по настоящее время. О катастрофе относительно быстро забыли, так как в сознание общества убийство Президента США Линкольна, совершенное в апреле того же года привлекало значительно большее внимание.

Завершая рассказ о «Султанше», надо упомянуть еще об одном обстоятельстве, правдивость которого, честно говоря, под вопросом. Шпион южан Роберт Лауден перед смертью рассказал, что это он подкинул в угольные ямы «Султанши» бомбу, замаскированную под кусок угля. Такая диверсия достаточно часто проводилась южанами против кораблей и судов северян. Правдивость этого заявления сегодня проверить не представляется возможным.

Через 28 лет на реке Волга между Рыбинском и Тутаевым произошла аналогичная катастрофа.

Окончание следует

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 19.01.2024 16:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх