О чём информируют отраслевые СМИ? О новостях в своей отрасли, о её проблемах. Эти материалы читают специалисты, иногда люди, интересующиеся тем, чем живет эта отрасль промышленности. Но бывает и так, что в таких СМИ публикуются материалы поистине стратегического характера. Об одной такой публикации мы расскажем в этой статье.
Корабел.ру
Есть такой портал – Korabel.ru. Это сетевое отраслевое СМИ, рассказывающее о российском судостроении. Портал позиционирует себя как «глобальная база данных по морской отрасли в России и странах СНГ». Он был запущен в 2002 году. Портал – серьезное издание. На нём публикуется информация о судостроительных заводах, на каком заводе заложено то или иное судно, строится ли оно в графике, рассказывает о его спуске и испытаниях. Портал регулярно публикует репортажи с борта построенных гражданских судов, публикует интервью с директорами судостроительных заводов и руководителями отрасли. На портале даже есть информация по крюингу (вакансии морякам на торговые суда) и вакансии на рабочие специальности на судостроительные заводы страны. В сокращенном виде даются новости и по военно-морскому флоту. В общем, Корабел.ру – это серьезное отраслевое издание, не замеченное в распространении фейков.
22 октября 2021 года в разделе «Новости» в графе ВМФ была опубликована небольшая информация. В ней, со ссылкой на китайское издание NetEase сообщается, что «…за последние 30 лет Россия не построила ни одного крупного военного корабля». Справедливости ради нужно сказать, что в России серийно строятся фрегаты проекта 22350 водоизмещением 5 400 тонн и универсальные десантные корабли проекта 23900 водоизмещением 40 000 тонн (примечание автора). «Россия владеет стратегическими бомбардировщиками Ту-160…, эти самолеты очень интересны Китаю…., если Москва раскроет свои секреты, то взамен сможет получить эсминцы проекта 055. В Китае считают, что всего одна сделка поможет обеим странам решить важные проблемы в военной сфере».
Как расценивать эту информацию, мы рассмотрим чуть ниже, а пока попробуем понять, что на что предлагается поменять.
Китай. Ту-160
За последние годы специалисты китайского ВПК совершили впечатляющий рывок. Однако, у них есть слабое звено. Они великолепные специалисты по копированию любой сложной техники, но некоторые особо сложные комплексы современного оружия, китайским конструкторам «не по зубам». Сказанное относится, в первую очередь, к современным дальним бомбардировщикам-ракетоносцам. До сих пор единственным дальним бомбардировщиком в составе ВВС НОАК является Xian H-6 в различных модификациях. Н-6 – китайское обозначение советского бомбардировщика Ту-16, серийно выпускавшегося с 1953 по 1963 годы, и снятого с вооружения в России в 1994 году. Конечно, китайские Н-6 имеют современную электронику и несут современные крылатые ракеты, но корпус и двигатели, разработанные около 80 лет назад, делают самолет архаичным. Его эффективная отражающая поверхность – ЭОП около 15 квадратным метров – делает его заметной целью на всех радарах, а двигатели не позволяют развить сверхзвуковую скорость. Максимальная скорость Н-6 1 050 км/ч, крейсерская 850 км/ч. Дальность полета последней версии Н-6К без дозаправки составляет 8 300 км.
Министр обороны Индонезии Прабово Субианто предложил план разрешения конфликта на Украине, предполагающий создание демилитаризованной зоны и размещение в ней миротворцев ООН.
Китай разрабатывает свой сверхзвуковой ракетоносец, названный Xian H-20. Китайское издание «China Military Online» объявило, что дальность полета нового бомбардировщика будет 12 000 км, с одной дозаправкой – 18 000 км. С такой дальностью полета, самолет может держать под прицелом всю территорию США и огромные океанские акватории. Самолет должен нести 10 тонн полезной нагрузки – крылатых ракет большой дальности. Но, судя по сообщениям китайской прессы, при разработке этого самолета возникли сложности. Одна из проблем – новый двигатель. Эти сложности привели к тому, что Н-20 в воздухе еще никто не видел. Но обострение отношений с США, в том числе, и по вопросу Тайваня, потребовало наличие такого самолета в составе ВВС НОАК. Китайцы пристально следят за возобновлением серийного производства Ту-160М2, тем более, что туполевцы заявили о дальности полета без дозаправки 13 950 км.
Россия. Эсминец проекта 055
В России ситуация в военном кораблестроении в сегменте кораблей океанской зоны, похожа на китайскую с дальней авиацией. Хотя надо сказать, что причины, её породившие – иные. Развал Советского Союза очень сильно ударил по судостроению, как отрасли экономики. Во-первых, были разрушены технологические цепочки и производственная кооперация. Во-вторых, и это самое главное, деградировали конструкторские бюро и судостроительные заводы. Старые кадры ушли на пенсию, и, увы, в мир иной, молодежь в «лихие девяностые» в эту отрасль не шла, что привело сегодня к существенному кадровому голоду. Хотя, надо сказать, что кадры, обеспечивающие строительство атомных подводных лодок и атомных ледоколов удалось сохранить. Сегодня судостроение в России на подъеме. Гражданское судостроение и строительство вспомогательного флота для ВМФ ведется активно. Это объясняется возрождением экономики и, что важно, не требует особо сложных технологий. В военном надводном судостроении страна серийно строит корабли ближней морской зоны – малые ракетные корабли, корветы, немагнитные тральщики. Большими сериями строятся МРК проектов 21631 шифр «Буян-М» и 22800 шифр «Каракурт». Серийно строятся корветы проектов 20380 и 20385. Можно гордиться серийным строительством тральщиков с корпусами из стеклопластика проекта 12700 шифр «Александрит». С кораблями дальней морской зоны все сложнее. Формально, серийно строятся фрегаты проекта 22350 типа «Адмирал Горшков». Но, увы, стояться они не быстро. Проект фрегата был разработан в СПКБ еще в 2003 году. На сегодняшний день в строю два корабля, один достраивается на плаву, один готовиться к спуску на воду, четыре заложены и строятся на стапелях, два заказаны флотом. Заказ на два последних фрегата может быть отменен в пользу проекта 22350М. В дальней морской зоне могут действовать три фрегата проекта 11356Р Черноморского флота, два СКР проекта 11540 Балтийского флота, 4 оставшихся в строю эсминца проекта 956 и БПК проекта 1155 Северного и Тихоокеанского флота. Из 13 БПК проектов 1155 и 1155.1 в строю сегодня находится 8. остальные списаны. К этому надо добавить три крейсера проекта 1164. Вот и весь океанский флот страны. Сложная ситуация с наличием кораблей океанской зоны вынуждает командование флота посылать в океан корветы проектов 20380 и 20385. Из крупных, знаковых проектов строительства кораблей океанской зоны сегодня можно привести только один пример – строительство на заводе «Залив» в Керчи двух универсальных десантных кораблей проекта 23900 шифр «Прибой». Эти корабли строятся взамен двух «Мистралей», которая Франция отказалась передавать России. Завод «Залив» ценой невероятных усилий удалось вывести из коматозного состояния, в котором он пребывал во время нахождения Крыма в составе Украины. Строительство нового авианосца и атомного эсминца «Лидер» постоянно переноситься. Можно предположить, что эти переносы связаны не только с отсутствием денег.
Экс-президент США Дональд Трамп посчитал крайне невыгодной сделкой предложение об обмене россиянина Виктора Бута на американку Бриттни Грайнер. Ранее данное предложение поддержал президент США Джо Байден.
Мы уже говорили, что современная классификация боевых кораблей вещь достаточно условная. Китайские корабли проекта 055 считаются ракетными эсминцами, хотя по размерам и составу вооружений – это полноценные ракетные крейсера. Водоизмещение проекта 055 составляет 13 000 тонн. Для сравнения. Водоизмещение американского ракетного крейсера типа «Тикондерога» – 9 800 тонн, водоизмещение российских «Атлантов» – крейсеров проекта 1164 («Москва», «Варяг» и «Маршал Устинов») – 11 500 тонн. Вооружение тоже крейсерское. 112 ячеек для зенитных, противолодочных и крылатых ракет, 130-мм артустановка, отдельный зенитный комплекс с 24 ракетами, малокалиберная артиллерия и противолодочные торпедные аппараты.
Для сравнения. Российский «Адмирал Горшков» имеет только 16 контейнеров для крылатых ракет и 32 контейнера для зенитных ракет. Модифицированный фрегат проекта 22350М будет иметь 48 контейнеров для крылатых ракет и 64 – для зенитных.
Вопросы
Всё рассказанное напоминает фейк. Причём фейк огромных размеров и последствий. Он может быть выгоден многим странам – США, Китаю, даже Тайваню, в преддверии захвата Китаем острова. Если бы этот вброс был осуществлен на каком-нибудь политическом, или политологическом сайте, то всё было бы понятно. Но Корабел.ру уважаемое отраслевое издание, и размещение такой информации сильно вредит его репутации. Почему её разместили в разделе новости? Может быть, это реальный пробный шар со стороны Китая? Есть ещё одна публикация, которая может дать подсказку в ответах на эти вопросы. На сайте “DefenseNews” опубликована статья Лайла Дж. Голдштейна – директора по взаимодействию с Азией аналитического центра Defense Priorities. В ней он ссылается на статью в китайской газете «Global Times» от 14 октября. В ней говориться о необходимости углубления российско-китайского военно-морского сотрудничества во всех направлениях – от совместных маневров в Тихом Океане и Атлантике до проектирования специалистами двух стран подводных лодок. Голдштейн такую позицию однозначно связывает с ответом Китая на создание AUKUS. Почему появляются такие публикации, покажет будущее.
"тся/ться" путать стыдно!!!