Версия // Общество // Китай может предложить обменять Ту-160 на ракетные эсминцы проекта 055

Китай может предложить обменять Ту-160 на ракетные эсминцы проекта 055

45676

Китайское предложение

Китай может предложить обменять Ту-160 на ракетные эсминцы проекта 055
(Фото: Wikimedia Commons/Alex Beltyukov)
В разделе

О чём информируют отраслевые СМИ? О новостях в своей отрасли, о её проблемах. Эти материалы читают специалисты, иногда люди, интересующиеся тем, чем живет эта отрасль промышленности. Но бывает и так, что в таких СМИ публикуются материалы поистине стратегического характера. Об одной такой публикации мы расскажем в этой статье.

Сюжет: Армия

Корабел.ру

Есть такой портал – Korabel.ru. Это сетевое отраслевое СМИ, рассказывающее о российском судостроении. Портал позиционирует себя как «глобальная база данных по морской отрасли в России и странах СНГ». Он был запущен в 2002 году. Портал – серьезное издание. На нём публикуется информация о судостроительных заводах, на каком заводе заложено то или иное судно, строится ли оно в графике, рассказывает о его спуске и испытаниях. Портал регулярно публикует репортажи с борта построенных гражданских судов, публикует интервью с директорами судостроительных заводов и руководителями отрасли. На портале даже есть информация по крюингу (вакансии морякам на торговые суда) и вакансии на рабочие специальности на судостроительные заводы страны. В сокращенном виде даются новости и по военно-морскому флоту. В общем, Корабел.ру – это серьезное отраслевое издание, не замеченное в распространении фейков.

22 октября 2021 года в разделе «Новости» в графе ВМФ была опубликована небольшая информация. В ней, со ссылкой на китайское издание NetEase сообщается, что «…за последние 30 лет Россия не построила ни одного крупного военного корабля». Справедливости ради нужно сказать, что в России серийно строятся фрегаты проекта 22350 водоизмещением 5 400 тонн и универсальные десантные корабли проекта 23900 водоизмещением 40 000 тонн (примечание автора). «Россия владеет стратегическими бомбардировщиками Ту-160…, эти самолеты очень интересны Китаю…., если Москва раскроет свои секреты, то взамен сможет получить эсминцы проекта 055. В Китае считают, что всего одна сделка поможет обеим странам решить важные проблемы в военной сфере».

Как расценивать эту информацию, мы рассмотрим чуть ниже, а пока попробуем понять, что на что предлагается поменять.

Китай. Ту-160

За последние годы специалисты китайского ВПК совершили впечатляющий рывок. Однако, у них есть слабое звено. Они великолепные специалисты по копированию любой сложной техники, но некоторые особо сложные комплексы современного оружия, китайским конструкторам «не по зубам». Сказанное относится, в первую очередь, к современным дальним бомбардировщикам-ракетоносцам. До сих пор единственным дальним бомбардировщиком в составе ВВС НОАК является Xian H-6 в различных модификациях. Н-6 – китайское обозначение советского бомбардировщика Ту-16, серийно выпускавшегося с 1953 по 1963 годы, и снятого с вооружения в России в 1994 году. Конечно, китайские Н-6 имеют современную электронику и несут современные крылатые ракеты, но корпус и двигатели, разработанные около 80 лет назад, делают самолет архаичным. Его эффективная отражающая поверхность – ЭОП около 15 квадратным метров – делает его заметной целью на всех радарах, а двигатели не позволяют развить сверхзвуковую скорость. Максимальная скорость Н-6 1 050 км/ч, крейсерская 850 км/ч. Дальность полета последней версии Н-6К без дозаправки составляет 8 300 км.

По теме

Китай разрабатывает свой сверхзвуковой ракетоносец, названный Xian H-20. Китайское издание «China Military Online» объявило, что дальность полета нового бомбардировщика будет 12 000 км, с одной дозаправкой – 18 000 км. С такой дальностью полета, самолет может держать под прицелом всю территорию США и огромные океанские акватории. Самолет должен нести 10 тонн полезной нагрузки – крылатых ракет большой дальности. Но, судя по сообщениям китайской прессы, при разработке этого самолета возникли сложности. Одна из проблем – новый двигатель. Эти сложности привели к тому, что Н-20 в воздухе еще никто не видел. Но обострение отношений с США, в том числе, и по вопросу Тайваня, потребовало наличие такого самолета в составе ВВС НОАК. Китайцы пристально следят за возобновлением серийного производства Ту-160М2, тем более, что туполевцы заявили о дальности полета без дозаправки 13 950 км.

Россия. Эсминец проекта 055

В России ситуация в военном кораблестроении в сегменте кораблей океанской зоны, похожа на китайскую с дальней авиацией. Хотя надо сказать, что причины, её породившие – иные. Развал Советского Союза очень сильно ударил по судостроению, как отрасли экономики. Во-первых, были разрушены технологические цепочки и производственная кооперация. Во-вторых, и это самое главное, деградировали конструкторские бюро и судостроительные заводы. Старые кадры ушли на пенсию, и, увы, в мир иной, молодежь в «лихие девяностые» в эту отрасль не шла, что привело сегодня к существенному кадровому голоду. Хотя, надо сказать, что кадры, обеспечивающие строительство атомных подводных лодок и атомных ледоколов удалось сохранить. Сегодня судостроение в России на подъеме. Гражданское судостроение и строительство вспомогательного флота для ВМФ ведется активно. Это объясняется возрождением экономики и, что важно, не требует особо сложных технологий. В военном надводном судостроении страна серийно строит корабли ближней морской зоны – малые ракетные корабли, корветы, немагнитные тральщики. Большими сериями строятся МРК проектов 21631 шифр «Буян-М» и 22800 шифр «Каракурт».

Серийно строятся корветы проектов 20380 и 20385. Можно гордиться серийным строительством тральщиков с корпусами из стеклопластика проекта 12700 шифр «Александрит». С кораблями дальней морской зоны все сложнее. Формально, серийно строятся фрегаты проекта 22350 типа «Адмирал Горшков». Но, увы, стояться они не быстро. Проект фрегата был разработан в СПКБ еще в 2003 году. На сегодняшний день в строю два корабля, один достраивается на плаву, один готовиться к спуску на воду, четыре заложены и строятся на стапелях, два заказаны флотом. Заказ на два последних фрегата может быть отменен в пользу проекта 22350М. В дальней морской зоне могут действовать три фрегата проекта 11356Р Черноморского флота, два СКР проекта 11540 Балтийского флота, 4 оставшихся в строю эсминца проекта 956 и БПК проекта 1155 Северного и Тихоокеанского флота. Из 13 БПК проектов 1155 и 1155.1 в строю сегодня находится 8. остальные списаны. К этому надо добавить три крейсера проекта 1164. Вот и весь океанский флот страны. Сложная ситуация с наличием кораблей океанской зоны вынуждает командование флота посылать в океан корветы проектов 20380 и 20385. Из крупных, знаковых проектов строительства кораблей океанской зоны сегодня можно привести только один пример – строительство на заводе «Залив» в Керчи двух универсальных десантных кораблей проекта 23900 шифр «Прибой». Эти корабли строятся взамен двух «Мистралей», которая Франция отказалась передавать России. Завод «Залив» ценой невероятных усилий удалось вывести из коматозного состояния, в котором он пребывал во время нахождения Крыма в составе Украины. Строительство нового авианосца и атомного эсминца «Лидер» постоянно переноситься. Можно предположить, что эти переносы связаны не только с отсутствием денег.

Мы уже говорили, что современная классификация боевых кораблей вещь достаточно условная. Китайские корабли проекта 055 считаются ракетными эсминцами, хотя по размерам и составу вооружений – это полноценные ракетные крейсера. Водоизмещение проекта 055 составляет 13 000 тонн. Для сравнения. Водоизмещение американского ракетного крейсера типа «Тикондерога» – 9 800 тонн, водоизмещение российских «Атлантов» – крейсеров проекта 1164 («Москва», «Варяг» и «Маршал Устинов») – 11 500 тонн. Вооружение тоже крейсерское. 112 ячеек для зенитных, противолодочных и крылатых ракет, 130-мм артустановка, отдельный зенитный комплекс с 24 ракетами, малокалиберная артиллерия и противолодочные торпедные аппараты.

Для сравнения. Российский «Адмирал Горшков» имеет только 16 контейнеров для крылатых ракет и 32 контейнера для зенитных ракет. Модифицированный фрегат проекта 22350М будет иметь 48 контейнеров для крылатых ракет и 64 – для зенитных.

Вопросы

Всё рассказанное напоминает фейк. Причём фейк огромных размеров и последствий. Он может быть выгоден многим странам – США, Китаю, даже Тайваню, в преддверии захвата Китаем острова. Если бы этот вброс был осуществлен на каком-нибудь политическом, или политологическом сайте, то всё было бы понятно. Но Корабел.ру уважаемое отраслевое издание, и размещение такой информации сильно вредит его репутации. Почему её разместили в разделе новости? Может быть, это реальный пробный шар со стороны Китая? Есть ещё одна публикация, которая может дать подсказку в ответах на эти вопросы. На сайте “DefenseNews” опубликована статья Лайла Дж. Голдштейна – директора по взаимодействию с Азией аналитического центра Defense Priorities. В ней он ссылается на статью в китайской газете «Global Times» от 14 октября. В ней говориться о необходимости углубления российско-китайского военно-морского сотрудничества во всех направлениях – от совместных маневров в Тихом Океане и Атлантике до проектирования специалистами двух стран подводных лодок. Голдштейн такую позицию однозначно связывает с ответом Китая на создание AUKUS. Почему появляются такие публикации, покажет будущее.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 03.11.2021 13:00
Комментарии 2
Наверх