Версия // Общество // Как в Ленинграде полвека назад ушли под воду две станции метро

Как в Ленинграде полвека назад ушли под воду две станции метро

3724

Разлив, намыв и размыв

Площадь Мужества (станция метро). Фото: Alex Florstein Fedorov, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons
https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0
В разделе

Крупнейшей технологической катастрофе в ленинградском метро исполнилось полвека. На севере города ветка метрополитена буквально порвалась – между станциями «Площадь Мужества» и «Лесная» подземная река буквально захлестнула водой туннель. Расскажем, почему в 1974 году случился знаменитый размыв, и отчего результаты аварии не могли ликвидировать целых три десятка лет. Фактически ветка метро на севере Ленинграда, локации, где проживало на тот момент около трехсот тысяч человек, не действовала, выручал лишь бесплатный автобус между станциями. И эта история еще далека от благополучного финала и по сей день.

Древнее русло Невы

В северной столице есть три похожих термина – «разлив», это где шалаш Владимира Ленина, который недавно в очередной раз сожгли, «намыв», это на Васильевском острове, где строители отнимают у Финского залива золотые метры, и, конечно, «размыв» между станциями северной ветки метро «Лесная» и «Площадь Мужества». Считается, что глобальная проблема этого перегона началась из того, что в 1969 году, как сейчас утверждают СМИ, чтобы успеть закончить новый тоннель к началу XXV съезда КПСС, строители-метростроевцы решили двигаться напрямую. И провели его прямо через русло подземной реки, которая протекала на глубине 90 метров. Как выяснилось позже, это было древнее русло Невы, так называемый Ковенский размыв – отсюда и термин. Метростроевцы проложили прямо по руслу две трубы диаметром в шесть метров. Не беремся утверждать, так ли это было на самом деле. Но факт в том, что 8 апреля 1974 года в туннеле произошла первая авария. Тогда чудом никто не пострадал, потому что вода пошла ночью. Пресса писала: «Чтобы спасти от затопления оставшуюся ветку метро, были спешно построены по два бетонных затвора толщиной по три метра каждый. Аварийные участки были затоплены и закупорены мощными бетонными пробками. В результате прорыва воды в грунте образовались обширные пустоты. Из-за осадки земли на поверхности образовалась овальная впадина размерами 400 на 200 метров и глубиной 3 метра. На Политехнической улице вздыбился асфальт, полопались рельсы трамвайных путей. В результате несколько зданий опасно накренились, пошли трещины, а административный корпус завода «Красный Октябрь» был разрушен. Возникла угроза разрушения высотного здания Института советской торговли, стоявшего как раз над зоной размыва». Более того, Кировско-Выборгская, она же «красная» линия, до сих пор не слишком в порядке – в 1995 году было прекращено движение в интервале «Площадь Ленина» - «Академическая». Этот перегон восстановили в 2004 году, двадцать лет тому назад. А вот размыв между станциями «Площадь Мужества» и «Лесная» в 1994-м. Спустя тридцать лет после аварии.

«Ошиблись мы тогда капитально»

Корреспонденту «Нашей версии» удалось найти метростроевца, инженера, который работал при строительстве «красной» ветки в 1970-е. Его мнение: «Давайте честно скажем – тогда были допущены технологические ошибки. Мы столкнулись с очень непростой задачей – в том районе, на севере Ленинграда, были и есть мощнейшие подземные реки. Геодезическая разведка подвела, не заметила влагонаполненные пески. Надо было эти реки изначально заливать бетоном, ведь наш город стоит на воде. Ошиблись тогда, конечно, капитально, хорошо хоть к человеческим жертвам не привело. Почему так долго не могли вернуть к жизни станции метро «Площадь Мужества» и «Лесная»? Так они, по сути, ушли под воду, были затоплены. Попробуйте откачать такую массу воды, которая все прибывает и прибывает. Все инженерные системы полетели, свет исчез... В итоге решили до лучших времен все просто заморозить на фреоновых морозильных установках, жидкий азот использовался. Там температура на станциях была около минус пятнадцати-шестнадцати. Чего мы ждали по большому счету? Денег. Их просто не давали. Как дали, вопрос стал решаться. Труднее всего решить вопрос из-за проникающей в туннели воды с песком – это разрушительно для капитальных строений. Но справились».

По теме

И, конечно, стоит написать, что когда такие тектонические разрушения шли под землей, то и на поверхности возникли большие проблемы. Чуть ли не фатальные. Едва не рухнуло несколько жилых домов, их фундамент покрылся трещинами. Но чрезвычайные ситуации тут же купировали. Отметим аварийные службы Советского Союза.

«Как без метро?»

Но пока денег не было, перегон станций «Площадь Мужества» и «Лесная» заполняли автобусы. Бесплатные, надо сказать. То есть заходишь в метро, выходишь из него при разрыве, едешь на автобусе, снова заходишь в метро. Неудобно, конечно, а что делать. «Красная» ветка в Питере вообще какая-то проклятая. Двенадцать лет назад размыв чуть не повторился. Тогда проблемы были в принципе те же. Это грунтовые воды и подземные реки. Бывший сотрудник «Ленгипротранса» (проектное бюро по профилю) Юрий Л. рассказал корреспонденту: «Наше учреждение, как экспертное, еще в 1995 году забило тревогу – пошел новый размыв, и он опять-таки угрожал не только станциям метро, а и густонаселенным домам. В подвалах трещины, и всё такое. Постоянно идет движение грунтов, что дико опасно. Есть ли какое-то радикальное решение вопроса? Тут нельзя пороть горячку. Понятно, что на севере Петербурга плохие подземные условия – вот там город точно стоит на болоте. Можно просто законсервировать опасные туннели. Однако сейчас там около полумиллиона населения! Как без метро? Получается, необходимо искать технологический выход. Он найдется, ведь есть и мировой технический опыт с подземками».

Если делать выводы по ситуации... Есть проблема с «красной» веткой, причем, давняя, опасная, хроническая. Это раз. Решать ее необходимо, потому что север Питера густонаселен, там еще знаковые больницы и родильные дома. Консервировать метро нельзя. Это уж точно. Получится ли найти технологическое решение проблемы подземной Невы, если это беда длится аж полвека? Верим в лучшее.

Справка

Самой крупной трагедией в истории питерского метро стал теракт 2017 года, когда погибло 16 человек, 67 ранены. Но если брать технологические аварии, то помним, как на станции метро «Спасская» в 2009 году эскалатор буквально сложился под пассажирами «ленты». Чудом никто не пострадал. В 1999 году, хоть и не относится к «внутренностям» метро, упал каменный козырек станции метро «Сенная». Погибли 7 человек.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 05.12.2024 22:45
Комментарии 0
Наверх