Реализация нацпроектов, очевидно, станет одной из приоритетных задач нового кабмина – недаром именно их невыполнение поставили в укор правительству Дмитрия Медведева. Однако на поверку оказывается, что даже самое добросовестное и педантичное исполнение всех нацпроектов едва ли кардинально улучшит жизнь россиян. «Наша Версия» разобрала каждый из нацпроектов, пытаясь понять, почему они оказались по своей сути обычным прожектёрством и бесполезной тратой денег. Сегодня мы расскажем о нацпроекте в сфере здравоохранения.
Улучшать многострадальную систему здравоохранения будет свеженазначенный глава Минздрава Михаил Мурашко. Впрочем, делать это ему предстоит под чутким руководством сохранившей свой пост вице-премьера Татьяны Голиковой. Да-да, той самой г-жи Голиковой, которая не далее как несколько месяцев назад публично заявляла о провале реформ во вверенной ей отрасли. Результаты так называемых реформ в здравоохранении и правда выглядят страшно. Так, за последние годы почти в 2 раза сократилось количество больниц и поликлиник, во всех регионах отмечается острая нехватка врачей, а в 17,5 тыс. населённых пунктов вообще нет никакой медицинской инфраструктуры. Список провалов можно продолжать бесконечно. Главный вопрос – как в правительстве собираются это исправлять? Тут-то и начинаются реальные проблемы.
ФАПнулись!
Бессистемность заложенных в нацпроект целевых показателей уже не раз была подтверждена на практике. Вот свежий пример. В конце прошлого года президент Владимир Путин дал поручение Общероссийскому народному фронту проанализировать ход строительства фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП). Дела с ФАПами во многих регионах и правда идут из рук вон плохо. Так, по данным Минздрава, из построенных в 2018 году 370 ФАПов 64 не работают вовсе. В 2019 году, по данным активистов ОНФ, строительство ФАПов во многих регионах шло ни шатко ни валко. В результате достичь целевых показателей по ФАПам, к сожалению, не удалось. Вместе с тем ответить на вопрос, действительно ли всем регионам ФАПы необходимы и в каком количестве, сегодня не может никто.
«Чтобы ответить, где, сколько и чего нам нужно, необходимо сделать соответствующие расчёты, определить потребности населения в медицинской помощи. Вы давно слышали о чём-нибудь таком? Мне вот учёные говорят, что подобных исследований не проводилось уже 40 лет. Так что принцип отбора вообще непонятен: почему мы строим ФАП, а не что-нибудь другое? Нужен ли он в конкретном месте или нет?» – отмечает президент Лиги защиты пациентов Александр Саверский. А между тем строительство одного ФАПа обходится примерно в 8–10 млн рублей.
В этой связи очень показателен пример реформирования службы Скорой помощи. Сегодня мало кто помнит, но в предыдущем нацпроекте «Здоровье» скорой помощи как раз уделялось особое внимание, и её техническое переоснащение тогда стало предметом особой гордости чиновников. Результат всем известен. Сегодня службы «скорых» во многих регионах влачат жалкое существование и находятся на грани выживания, не имея возможности обновить пришедший в негодность автопарк «Газелей».
«Прошло 15 лет с тех пор, как закупали новые машины для «скорой». Простите, это рутинная каждодневная работа. Однако в нацпроекте теперь ничего про это нет», – констатирует Александр Саверский.
Лекарств не было и не будет
Странную избирательность авторы нацпроекта проявили и в выборе болезней, бороться с которыми планируется особенно усиленно. Главные фавориты – онкозаболевания и болезни сердечно-сосудистой системы. Снижение смертности именно от этих заболеваний заложено в целевые показатели нацпроекта, достижением которых и будет измеряться успех работы отрасли. Грубо говоря, умерли вы от диабета – не страшно, а вот от инфаркта спасти вас были обязаны. Впрочем, даже с «приоритетными» болезнями бороться пока не очень получается. По оценкам специалистов, ежегодно в России от рака умирают более 300 тыс. человек.
В России набирают популярность красящие пигменты для шерсти домашних животных – раньше их использовали для выставок, а сейчас применяют ради развлечения. Но краски могут оказаться вредными для здоровья питомцев.
За первое полугодие 2019 года смертность от онкологических болезней составляла 204,5 человека на 100 тыс. населения. Нынешний целевой показатель нацпроекта – 185 смертельных исходов на 100 тысяч. Между тем сами онкологи предупреждают, что в ближайшие годы цифры будут не снижаться, а расти. Одна из главных причин того – отсутствие лекарственного обеспечения.
«Доктора стремятся использовать современные схемы лечения, но препаратов для этого иногда не хватает. В результате всё чаще возникают споры о целесообразности смены клинических рекомендаций и применения новых схем лечения», – отмечал в одном из своих интервью президент Ассоциации организаторов здравоохранения в онкологии Валерий Старинский. По его словам, в регионах срыв аукционов по госзакупкам препаратов для онкологии составляет 15–40%. Впрочем, про лекарственное обеспечение, организацию аукционов и ценообразование в нацпроекте ни слова. Да и целевых показателей по этой теме в нацпроект никаких не заложено. Так что подобные «мелкие» недоразумения статистику по реализации нацпроекта точно не попортят.
«Когда в СМИ прошла цифра о том, что до 25–30% аукционов по закупке лекарств в регионах срывается, для Минздрава это был шок. В министерстве элементарно не знают уровень лекарственного обеспечения в субъектах Федерации. Этой информации на федеральном уровне просто нет, её никто не собирает», – говорит Александр Саверский, добавляя: – Такой способ управления госсистемой абсолютно неэффективен. Представьте, если у нас Минобороны управляется таким способом!»
Кадровый голод продолжается
Ещё один целевой показатель, выполнить который, похоже, не удастся, – ликвидация дефицита кадров. Проблема нехватки врачей обострилась ещё в 2012 году. И, по сути, её создали сами чиновники. Тогда, чтобы исполнить майские указы президента и поднять зарплаты врачам, часть медперсонала просто решили уволить. В конце прошлого года теперь уже бывший министр здравоохранения Вероника Скворцова обещала, что до 2024 года все медучреждения будут обеспечены врачами и средним медперсоналом на 95%. Впрочем, удастся ли этого добиться на практике – большой вопрос. Пока что ситуация выглядит неутешительно. По подсчётам вице-премьера Татьяны Голиковой, в 2019 году в медорганизации хоть и пришло 9 тыс. новых медработников, одновременно столько же и уволилось. Так что не исключено, что достигать целевых показателей нацпроекта в этой части придётся традиционным и давно проверенным способом – приписками.
![](/images/i/s/ispolnenie-nacproekta-zdravooxranenie-okazalos-opasno-dlya-zhizni-2.jpg)
Псковская область – 286,6 Орловская – 265,3 Курганская – 254,1 Владимирская – 252,1 Челябинская – 251,7 Сахалинская – 250,4 Тульская – 248,8 Тверская – 248,5 Севастополь – 253,5 Санкт-Петербург – 251,6
Источник: фонд «Здоровье»