// // Институциональные инвесторы проиграют, если госпредприятия получат льготы

Институциональные инвесторы проиграют, если госпредприятия получат льготы

1983

Битва за ослабление регулирования

В разделе

В условиях интенсивной конкуренции накануне биржевого листинга Saudi Aramco - крупнейшей в мире нефтяной компании, которая принадлежит саудовскому государству, фондовые биржи и регуляторы финансовых рынков пытались подтолкнуть компанию к двойному листингу своих акций за рубежом. Не осталось в стороне и британское Управление по финансовому регулированию и контролю (FSA).

Ведомством был опубликован документ, предлагающий смягчить условия для госкомпаний-эмитентов, которые хотят войти в сегмент премиального листинга Лондонской фондовой биржи (ЛФБ), регулируется жесткими правилами. Предложение было представлено как простая техническая поправка, но она имеет большое значение, поскольку коснется размещения не только ценных бумаг Saudi Armaco. Фактически это означает, что регулятор намерен предоставить госпредприятим особые льготы.

В пояснительной записке указывается, что «государственные собственники, как правило, отличаются от представителей частного сектора как в мотивации, так и по своей природе». Это справедливое утверждение, и именно по этой причине госкомпаниям не должно предоставляться привилегированное положение.

Тем не менее предложение FCA призывает освободить госкомпании, принятые в сегмент премиального листинга, от правил, которые касаются сделок с аффилированными лицами, если более 30% акций принадлежит правительству. На практике это будет означать, что сделки между госкомпанией и государством не потребуют одобрения миноритариев. Таким образом прошедшая листинг компания сможет и дальше выполнять свои социальные обязательства, не связанные с ее основной деятельностью, а акционеры не смогут на это никак повлиять.

Дискуссия по поводу предложения отражает борьбу, которая продолжается на рынках капитала с 1993 года, когда Стокгольмская фондовая биржа стала частной. С тех пор биржи в развитых странах все больше становились ориентированными на прибыль инфраструктурными компаниями, а не предметом национальной гордости, как, например, авиакомпании или спортивные команды.

По мере того как происходил этот сдвиг, фондовые биржи лишались некоторых полномочий, чтобы избежать потенциальных конфликтов интересов. Ряд полномочий был передан финансовым регуляторам, которые, как предполагалось, достаточно независимы и, следовательно, не подвержены политическому давлению.

FSA предполагает, что подобное отношение к регуляторам больше не обосновано, по крайней мере в Великобритании, решившейся на брекзит, который ощутимо ударил по репутации лондонского сити, одного из основных международных финансовых центров. Вопрос в том, является ли это решение сигналом о начале новой гонки за ослабление регулирования, и, если это так, то какие потенциальные последствия могут ждать инвесторов.

Согласно данным ОЭСР, в 2008-2011 годах на долю компаний из стран с формирующимся рынком приходилась большая часть капитала, привлеченного на биржах по всему миру - 63%. На долю госкомпаний приходилось 23% от общей капитализации на развивающихся рынках по сравнению со средним глобальным показателем в 13%.

Международные фондовые биржи по-прежнему заинтересованы в размещении акций крупных компаний с развивающихся рынков, включая государственные предприятия, у которых могут возникнуть сложности с привлечением иностранных институциональных инвесторов. Уже сейчас на Лондонской фондовой бирже продаются акции нескольких ближневосточных корпораций, ставших «голубыми фишками», хотя ни одна из них не соответствует требованиям сегмента премиального-листинга.

Более того, правительства все большего числа стран с развивающейся экономикой на Ближнем Востоке и в других регионах рассматривают вопрос о приватизации энергетических и промышленных госкомпаний. Например, Национальная нефтяная компания Абу-Даби (ADNOC), объявила о планах провести листинг своего розничного подразделения. Вот почему FSA добивается структурного послабления, а не просто исключения для Saudi Aramco.

Предложение о предоставлении привилегированного режима госкомпаниям явно несет в себе угрозу для институциональных инвесторов. Это касается инвесторов из стран с развитой экономикой, которые следят только за фондовыми индексами или могут не располагать ресурсами для участия в управлении политически значимыми государственными предприятиями. И это же касается инвесторов с развивающихся рынков, если местные регуляторы или биржи также освободят госпредприятия от исполнения норм корпоративного управления.

Политическая экономика рынков капитала сегодня не вознаграждает тех, кто сопротивляется гонке за ослабление регулирования. Мяч находится на стороне регулирующих органов.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 06.07.2018 16:30
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх