Версия // Общество // Грузовой пароход «Baychimo» без экипажа дрейфовал во льдах более 38 лет

Грузовой пароход «Baychimo» без экипажа дрейфовал во льдах более 38 лет

4791

Призрак Арктики

Грузовой пароход «Baychimo» без экипажа дрейфовал во льдах более 38 лет
В разделе

Исследования и работа в Арктике всегда сопряжены с рисками и неожиданностями. Это правило справедливо всегда и везде. В этой статье мы расскажем об удивительном случае, произошедшем в Арктике. В 1931 году грузовой пароход, осуществляющий снабжение прибрежных поселков эскимосов вмерз в лед. В ХХ веке такое случалось часто. Удивительна судьба парохода «Бэйчимо». Без экипажа во льдах он дрейфовал около 40 лет. Последний раз его видели в 1969 году, и дрейф его продолжался.

Это был обычный грузовой пароход. Но судьба назначила ему дрейф во льдах в течение долгих десятилетий.

SS «Ångermanelfven» – SS «Baychimo»

Эта история началась в далеком 1914 году. Тогда в Швеции, в Гётеборге спустили на воду небольшой грузовой пароход водоизмещением 1 322 тонны для немецкой компании из Гамбурга «Baltische Reederei GmbH», и который назвали «Ångermanelfven». Пароход был длиной 70 метров. Паровые машины обеспечивали скорость 10 узлов – около 19 км/ч, экипаж состоял из 36 моряков. В те годы пароходы такой архитектуры входили в состав торговых флотов многих стран Балтийского и Северного морей. Их иногда называли пароходами «балтийского типа». Всю Первую мировую войну пароход работал на грузовой линии порты Германии – порты Швеции. После окончания Первой мировой пароход по репарации достался Великобритании, которая в 1921 году продала его «Компании Гудзонова залива» (HBC) за 15 000 фунтов стерлингов. Здесь необходимо сделать небольшое отступление. В начале ХХ века Канада славилась торговыми судами ледового класса, которые работали на Великих озерах и полярных морях, омывавших берега Канады и США. В ходу был даже термин «пароходы Великих озер». Но во время Первой мировой войны значительное количество таких пароходов продали для обеспечения военных перевозок. Так, Царская Россия купила для Флотилии Северного Ледовитого океана ФСЛО (так в Первую мировую войну назывался Северный флот страны) семь ледокольных парохода и ледорез «Earl Grey» , который переименовали в «Канаду», а потом в «Ф.Литке». Они не только обеспечивали поставки военных грузов в северные порты Российской империи, но и стали основой советского арктического флота в 30-е годы. Немного отвлекаясь от темы, скажем, что для формирования в составе ФСЛО дивизиона сторожевых (посыльных) судов в США активно скупались яхты американских миллионеров. Самой известной из них стала яхта «Lysistrata», которая в ФСЛО носила название «Ярославна», а советском флоте стала пограничным сторожевым кораблем «Воровский» и служила стране до 1966 года. После возвращения к мирной жизни выяснилось, что пароходов для обеспечения внутреннего каботажа в Канаде и на Аляске катастрофически не хватает, поэтому их пришлось закупать в Европе. Поскольку «Ångermanelfven» имел ледовый класс для плавания в зимней Балтике, его посчитали подходящим судном для эксплуатации в канадских водах.

Новый владелец переименовал «Ångermanelfven» в «Baychimo». Несколько сезонов пароход работал в провинции Квебек и посещал советские воды на Камчатке, забирая груз с факторий, получивших концессию на добычу пушнины, и даже доставлял в Анадырь назначенных во Владивостоке председателей уездного ревкома.

С 1924 года пароход был переведен в Канадскую Западную Арктику и совершал рейсы из Ванкувера вокруг Аляски в канадский Юкон и Северо-Западные территории. Он обходил торговые фактории на арктическом побережье Аляски (побережья острова Виктория и в Северо-Западных территориях Канады), доставляя различное снабжение для эскимосов, и забирая шкуры добытых животных. С момента покупки парохода в Великобритании он совершил девять успешных рейсов. Эскимосы быстро привыкли к необычному силуэту «Бойчано» и выбегали на берег, когда судно приближалось к становищу.

Десятый рейс

По теме

Навигация 1931 года началась для «Baychimo» как обычно. 6 июня 1931 года пароход ушёл в рейс. Он обходил становища эскимосов, доставлял им необходимые товары и забирал добытые за год шкуры. Завершение рейса было тяжелым – из-за сложных ледовых условий «Baychimo» 140 морских миль (около 260 км) преодолел за 26 дней. Уже на обратном пути, после захода в последний пункт – поселок Коронейшен, 1 октября 1931 года пароход плотно застрял в паковом льду. Для первой половины ХХ века обычное дело. Поскольку это произошло недалеко от берега, команда покинула пароход, пройдя около полумили по льду до города Барроу. Сегодня это Уткиагвик – самый северный город США. В Барроу они пробыли два дня, а когда команда вернулась на борт, пароход освободился из ледового плена. Но ненадолго. 8 октября, оно снова застряла в тяжелых льдах. 15 октября «Компания Гудзонова залива» направила из городка Ном для эвакуации части экипажа два гидросамолета. 22 человека эвакуировались самолетами, а 15 остались на борту парохода на зимовку. Дело в том, что на «Baychimo» находился ценный груз – шкуры морского зверя и пушнина, полученные от эскимосов, которые надо было охранять. На всякий случай экипаж в миле от парохода построил деревянный барак на льду. 24 ноября разразилась сильнейшая снежная буря. Оставшийся экипаж перешел в укрытие на лед. После того, как буря стихла, моряки с удивлением обнаружили, что парохода нет. Капитан «Baychimo» решил, что судно было раздавлено тяжелыми арктическими льдами. Однако, через несколько дней охотник за тюленями сообщил, что видел пароход примерно в 45 милях – 72 км – от места, где моряки построили барак на льду. Та часть экипажа, которая осталась зимовать, организовала экспедицию в этом направлении и нашли пароход. Капитан решил, что «Бэйчимо» вряд ли переживет зиму 1931 – 1932 года, поэтому они не стали возвращаться на судно, а сгрузили с него все шкуры, чтобы перевезти их на материк самолетами. Стоимость «мягкого золота» составляла около 200 000$. После чего 15 моряков оставили пароход.

Удивительный дрейф

Но «Baychimo» не был раздавлен льдами, и не затонул. Он стал своеобразной достопримечательностью американского и канадского секторов Арктики. Через несколько месяцев его снова заметили в 300 морских милях – около 480 км – к востоку. В январе 1932 года его увидел охотник и исследователь Арктики Лесли Мелвилл едущий по льду на собачьей упряжке в город Ном. Некоторые источники в Интернете сообщают, что он даже поднимался на борт «Baychimo». Мелвилл сделал несколько фотографий парохода. В марте 1933 года его обнаружила группа эскимосов, которые поднялись на борт парохода, и были вынуждены находиться на нем 10 дней из-за сильного шторма. В августе 1933 года люди снова оказались на пароходе. 11 августа на борт высадились моряки парусно-моторной шхуны «Trader». Судно занималось исследованиями под руководством учёной из Шотландии Изабеллы Хатчинсон. С «Baychimo» сняли спасательный вельбот, мебель, некоторые предметы.

Тогда же, в августе в офисе «Компании Гудзонова залива» узнали о том, что их пароход до сих пор на плаву, но от спасательной операции компания официально отказалась, так как «Baychimo» находился слишком далеко в Арктике, тем более, что ценный груз из его трюмов уже был вывезен на материк. В сентябре 1935 её снова заметили с побережья Аляски. В ноябре 1939 года была предпринята попытка спасти пароход. Капитан китобойного судна Хью Полсон высадился на шхуну, но природа не дала ему завершить задуманное – надвигавшиеся льды заставили Полсона покинуть «Baychimo». В последующие годы эскимосы видели пароход много раз. В 1962 году «Baychimo» заметили в море Бофорта. Последний раз пароход видели в 1969 году. Он был весь ржавый, в плохом состоянии, но он был на плаву, после 38 лет дрейфа в Арктике! Повторимся, это был последний зарегистрированный случай наблюдения парохода во льдах. Эскимосы сделали несколько снимков парохода. Увидев знакомый, но уже ржавый силуэт, коренные жители в страхе уходили от берега. С их точки зрения появление «Baychimo» должно было принести несчастье, ведь пароход не могли потопить ни шторма, ни льды.

Заключение

В конце 1934 года кинорежиссер Юинг Скотт предложил взорвать пароход в качестве центральной сцены для своего будущего фильма об Аляске «Renegades». Этот фильм так и не был снят. Уникальный дрейф парохода во льдах Арктики продолжает привлекать к себе внимание местных жителей. Правительство Аляски в 2006 году инициировало программу по разгадке тайны такого уникального дрейфа. Главных вопросов два: продолжает ли дрейфовать пароход, и, если он утонул, то где? Была объявлена награда в 100 000 канадских долларов за поимку парохода-призрака, или обнаружение места его затопления. Ответов на эти вопросы пока нет.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 05.10.2024 09:00
Комментарии 0
Наверх