Версия // Бизнес // «Грибная радуга»: уверенность в будущем

«Грибная радуга»: уверенность в будущем

7053
Шампиньоны возглавили грибное меню (фото: Сергей Шумнов, Грибная Радуга)
В разделе

«Тихая охота» – так в советское время называли походы за грибами – в наши дни проходит не в лесах. Да и охотой ее не назовешь даже в поэтическом смысле, сейчас это будничный шоппинг. Аппетитные, свежие, белые или коричневые шампиньоны радуют грибников на полках ближайших супермаркетов. Не надо ждать пока пройдут грибные дожди, тратить долгие часы на поездки за город и проводить дни в поисках грибных мест. Прогресс поменял наши грибные привычки и меню. А отечественные сельхозпредприятия подняли урожаи шампиньонов в двадцать раз и, похоже, не собираются на этом останавливаться. В курской «Грибной радуге» бизнесменов Александра Удодова и Олега Логвинова считают, что производство шампиньонов в перспективе вырастет еще в полтора раза.

Сюжет: Экология

Как грибы пустились в рост

По итогам прошлого года отечественные агропредприятия поставили потребителям 153 тысячи тонн культивируемых, то есть выращенных в тепличных условиях, грибов. 146 тысяч из них – более 95% рынка – шампиньоны. У нас выращивают также вешенку – более 6 тысяч тонн в 2023, и экзотику – зимний и тополиный опенок, эринги, шиитаке – более 600 тонн в 2023 (статистика опубликована изданием «Школа грибоводства»). С помощью нехитрых математических расчетов получается, что россияне съедают немногим больше кг культивируемых грибов на каждого. Это, кстати, немного по мировым меркам, но 15 лет назад было в пять раз меньше. В ходе грибного бума, потребление и производство «одомашненных» представителей Царства Fungi в нашей стране росло гораздо быстрее, чем в грибофильском Китае. Шампиньоны стали главными в этой гонке, сейчас их выращивают более 40 агропредприятий, а лидирует курская компания Александра Удодова и Олега Логвинова, которая занимает более 20% рынка. Радикальные перемены в грибном меню стали возможны благодаря быстрому росту отечественного производства. Сейчас 9 из 10 шампиньонов на рынке выращиваются в России, десять лет назад все было совсем наоборот. В 2013 году все отечественные хозяйства собрали примерно 8 тысяч тонн шампиньонов, импорт, в основном польский, был на порядок больше.

Теперь грибные места выглядят по-новому (фото: Сергей Шумнов, Грибная Радуга)
Теперь грибные места выглядят по-новому (фото: Сергей Шумнов, Грибная Радуга)

Ситуация стала меняться после 2014 года благодаря курсу государства на продовольственную безопасность. Импорт грибов и другой сельхозпродукции из недружественных стран был прекращен или сильно ограничен. Освободившееся место стали занимать отечественные компании, на грибной рынок пришли новые инвесторы. Одним из них стал бизнесмен Александр Удодов, который до «Грибной радуги» занимался девелоперскими и логистическими проектами. Так начался российский грибной бум. Переломным стал 2017 год, когда внутреннее производство шампиньонов выросло на 71% и сравнялось по объемам с импортом. А в июне того же 2017 года первый урожай собрали на курском агропредприятии Удодова и Логвинова. Пиковых показателей грибной бум достиг в 2019 году, когда производство шампиньонов прибавило 76% и доросло до 67 тысяч тонн. В следующем году Россия обогнала Германию и вошла в европейский топ-3 грибных производителей. Тогда же «Грибная радуга» запустила четвертую линию по выращиванию шампиньонов и вышла на проектную мощность. В компанию за эти годы вложено более 10 млрд. рублей, создано 1 600 рабочих мест, запущены производства компоста, покровной почвы и упаковочной тары. По итогам прошлого года агрокомплекс Александра Удодова и Олега Логвинова поставил потребителям 32 тысячи тонн свежих грибов – в 19 раз больше, чем в год запуска.

Шампиньоны в перспективе

По теме

Есть два вопроса, ответы на которые важны для понимания стратегических перспектив грибного рынка. Первый – является ли доминирование шампиньонов случайным и конъюнктурным? Второй – продолжит ли грибной рынок свой рост? На первый вопрос ответ нет, на второй – да. И с этого места поподробнее. Оглушительное преимущество шампиньонов над своими конкурентами из грибного царства имеет несколько веских причин. Их начали выращивать в нашей стране очень давно – за сотни лет до появления современных «грибных фабрик» вроде той же курской «Грибной радуги» Александра Удодова и Олега Логвинова. Задолго до культивации конкурентов, которая начинается уже в современную эпоху. По данным профессора МГУ им. Ломоносова, доктора биологических наук Лидии Гарибовой (она, к сожалению, недавно ушла из жизни) первые опыты по выращиванию шампиньонов относятся к середине 18-го столетия и поначалу этим занимались энтузиасты. А первой научной публикацией стала статья одного из основателей отечественной агрономии Андрея Болотова «О шампиньонах», напечатанная в 1778 году в сельскохозяйственном журнале «Экономический магазин». В следующем столетии выходцы из крестьянского сословия сделали шампиньоны успешным и прибыльным делом, а усовершенствованная теплица классика отечественной селекции Ефима Грачева получила международное признание.

Компания Александра Удодова и Олега Логвинова стала частью грибного бума (фото: Сергей Шумнов, Грибная Радуга)
Компания Александра Удодова и Олега Логвинова стала частью грибного бума (фото: Сергей Шумнов, Грибная Радуга)

Шампиньоны лучше других грибов подходят для культивации, они неприхотливы и не требуют многого для роста, да и растут быстрее конкурентов. Некоторые грибники в наше время приноровились собирать небольшие урожаи даже в домашних условиях. Главное для роста шампиньонов – правильно приготовленный грунт (компост), на этом основывал свою агротехнику еще Ефим Грачев. На старте грибного бума качественный компост, в основном импортировался, но вскоре его стали в необходимых количествах делать сами. Компания Александра Удодова и Олега Логвинова одной из первых запустила собственное производство компоста и сейчас является одним из крупных игроков в этом сегменте рынка. Удобство культивации шампиньонов отражается на их цене – куда без нее в рыночной экономике. На выходе шампиньоны получаются значительно дешевле своих грибных конкурентов. В конце мая, например, в Москве в одной из крупных торговых сетей шампиньоны стоили 225 рублей за кг, а вешенка 475 рублей. Экзотика и лесные грибы стоят еще дороже. Цена ок, хорошо, а качество? На вкус и цвет, как известно, товарищей нет. Кто-то не будет счастлив без жареных лисичек, салата с шиитаке или супа с белыми грибами. Но по насыщенности ценными для организма элементами и питательным свойствам шампиньоны являются одними из лучших представителей Царства Fungi. Погуглите, а лучше спросите у диетолога, если хотите узнать подробности.

Здесь и сейчас на грибном рынке преобладают оптимистические настроения в отношении будущего, хотя есть и скептики, конечно. В ближайшие несколько лет урожаи шампиньонов будут прибавлять более 10% ежегодно, а валовый сбор за 3 года увеличится на 40 тысяч тонн. Потребление шампиньонов за семь лет вырастет как минимум в полтора раза, а объем рынка в начале 30-х достигнет 230 тысяч тонн. Такой прогноза озвучен на прошедшем в конце апреля сельскохозяйственном форуме «Тепличная отрасль России – 2024». Похожие цифры дают и в компании Александра Удодова и Олега Логвинова, там оценивают потенциал рынка примерно в 225 тысяч тонн, что соответствует уровню потребления в полтора килограмма на каждого россиянина ежегодно. Сейчас – чуть более одного килограмма. Ритейлерская компания «Магнит», который развивает собственное грибное производство, оценивает перспективы рынка как гигантские. Грибоводы из Ленинградской области предполагают, что среднедушевое потребление грибов в нашей стране может вырасти до 4 кг. Речь идет о всех грибах, но статистика пока не может достоверно учитывать потребление лесных грибов.

Правильный компост – половина успеха (фото: Сергей Шумнов, Грибная Радуга)
Правильный компост – половина успеха (фото: Сергей Шумнов, Грибная Радуга)

Дело не только в прогнозах и настроениях на грибном рынке. Главное в том, что продолжаются инвестиции. И не только в производство, но и в социальную его составляющую. Недавно компания Александра Удодова и Олега Логвинова вложила более 200 млн. рублей в установку мощного скруббера для чистки воздуха на производстве компоста. Это новация для российского сельского хозяйства, где скрубберы пока не применялись. И это, конечно, самый ясный сигнал уверенности в будущем.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 17.06.2024 09:15
Комментарии 0
Наверх