Версия // Власть // Государству следует тратить деньги на инфраструктуру, когда экономика испытывает трудности

Государству следует тратить деньги на инфраструктуру, когда экономика испытывает трудности

5851

Неправильный путь

В разделе

Когда началась «великая рецессия», Китай, не колеблясь, открыл фискальные краны. Но быстроразвивающаяся страна также использовала еще один вид стимулов, немного отличающийся от рекомендованных Джоном Мейнардом Кейнсом, что побудило банки страны начать выдавать намного больше кредитов. Они предоставляли деньги корпорациям, местным органам власти и частным лицам.

Большая часть средств была привлечена за счет выпуска так называемых продуктов управления капиталом (ПУК) - преимущественно кредитов с высокими процентными ставками, выданных китайскими домохозяйствами заемщикам, связанными с банками.

В новой статье экономисты Вирал Ачарья, Цзюнь Цзянь и Жишу Янг подробно рассказывают о том, что произошло. В Китае существует четыре действительно крупных банка, принадлежащих центральному правительству - Сельскохозяйственный банк Китая, Банк Китая, Китайский строительный банк и Промышленно-коммерческий банк Китая. Когда в 2009-2010 годах экономика ощутила мощные толчки «великой рецессии», китайское правительство выделило огромные субсидии, и кредитные учреждения использовали их. Увеличение кредитного портфеля банков «большой четверки» за эти два года составило около 7 трлн юаней, или триллион долларов США.

Все это отразилось на более мелких банках. Чтобы поддерживать нормативы регулятора, крупным банкам пришлось привлекать больше депозитов от китайских домохозяйств, и они сделали это, предлагая высокие ставки по депозитам и различные другие стимулы. Это создало сложные конкурентные условия для мелких банков, вынуждая их искать другие источники финансирования. Частные кредитные учреждения не могли просто увеличивать ставки по депозитам, так как их размер был ограничен правительством. Ответом стали ПУК, которые они использовали, создав систему так называемых теневых банков и кредиторов, которые действуют за пределами регулируемого финансового режима. Как отмечают Ачарья и сооавторы, чем активнее привлекали средства банки «четверки», тем больше ПУКов использовали мелкие банки.

Китайские наблюдатели давно обеспокоены рисками, создаваемыми продуктами управления капитала и теневой банковской системой, которая их поддерживает. Как показал опыт США в 2008 году, и во многих других ситуациях по всему миру, наращивание долговой массы за счет кредитов с высокими ставками, за счет сложных теневых сетей и нерегулируемых кредитов, могут стать причиной финансового кризиса.

Ачарья и соавторы показывают, что рост массы кредитных продуктов, сопровождаемый ростом ставок межбанковского кредитования - опасный показатель, особенно если вспомнить кризис 2008 года. Высокие ставки межбанковского кредитования, в свою очередь, могут повлечь за собой обвал акций китайских банков, а сильнее всего подешевеют ценные бумаги тех кредитных учреждений, что организовали выпуск ПУКов. Таким образом, эти продукты создают риски для всей финансовой системы страны.

Но это не единственный случай, когда странная, уникальная форма стимулирования Китая, создает риски. Не менее важный вопрос, кто являлся получателем этих кредитов. Другая статья экономистов Линь Конга и Якопо Понтичелли уточняет, что регулятор выделял деньги низкопроизводительным государственным компаниям.

С 2000-го по 2008-й годы в китайской промышленности все казалось правильным. Кредитование "перетекало" от менее производительных компаний к более продуктивным, от государственных предприятий к частному сектору. Это признак здоровой экономики. Однако после 2008 года позитивная тенденция прослеживаться перестала. Конг и Понтичелли наглядно доказывают, что большая доля кредитов пришлась на государственные компании компании с низкой доходностью.

По теме

Деньги, направляемые в низкопроизводительные компании - всегда плохой симптом. В сочетании с увеличением массы дорогих кредитов и рисками межбанковского кредитования, задокументированными Ачарьей и его коллегами, это свидетельствует о приближении финансового кризиса. Заемщики с низкой производительностью могут и не справиться с долговой нагрузкой. Таким образом, качество кредитов снижается в тот момент, когда начинают расти системные риски.

Еще более тревожным является то, что массовое кредитование не прекратилось после окончания рецессии. Выдача кредитов в больших объемах продолжается, чему способствует теневое банковское обслуживание и выпуск корпоративных облигаций.

Рост объемов кредитования, заемщики с низкой производительностью, замедление роста и повышающийся системный риск подтверждают слова экспертов, утверждающих, что экономика Китая стала слишком зависимой от доступного финансирования. При этом деньги зачастую расходуются не рационально.

Естественно, китайское правительство осознает эти риски и предпринимает некоторые шаги для их минимизации. Например, власти подталкивают кредиторов к снижению ставок, которые они предлагают по ПУК, что обещает нивелировать риски в банковском секторе. Но эти меры могут оказаться недостаточными, и к тому же запоздалыми. Слишком огромен долг низкопроизводительных компаний, взявших кредиты с повышенными ставками. Потребуются годы, чтобы снизить напряженность.

Урок из этой ситуации должны извлечь политики и экономисты. Предоставление дешевых кредитов при угрозе финансового спада является крайне рискованной формой фискального стимулирования. Странам следует придерживаться оригинальной идеи Кейнса и тратить деньги на инфраструктуру, когда экономика испытывает трудности.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 11.05.2018 17:30
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх