Версия // Власть // Госдума вдохнула «Чистый воздух»: оборотные штрафы и остановка заводов остались без альтернативы?

Госдума вдохнула «Чистый воздух»: оборотные штрафы и остановка заводов остались без альтернативы?

6458

Зелёный Госплан

Госдума вдохнула «Чистый воздух»: оборотные штрафы и остановка заводов остались без альтернативы?
(фото: pixabay.com)
В разделе

Теперь ясно, что имели в виду чиновники, когда говорили, что санкции пойдут России на пользу. Запрет на ввоз оборудования и трудности с логистикой – ничто из этого не останавливает администраторов, решивших «постричь» промышленные предприятия. Бизнесу – стоп, чиновникам – хорошие отчёты. Курицу, несущую золотые яйца, решили зарезать в угоду экологии. И это при том, что ЕС активно жертвует «зелёной» повесткой ради противостояния России!

Хозяевам дымящих заводов больше не придётся сажать деревья, чтобы компенсировать ущерб природе. Это станет одним из последствий принятия закона, проект которого Госдума рассмотрела сегодня сразу во втором и третьем чтении. Речь идёт о поправках в закон «Об охране окружающей среды» (195-ФЗ от 26.07.2019). На первый взгляд кажется, что депутаты по инициативе Минприроды готовят праздник для олигархов, но представители крупного бизнеса выступили резко против нового закона. Они считают, что он поставит крупные промышленные предприятия, прежде всего в металлургической отрасли, на грань остановки.

Понятно, что государство должно подталкивать промышленников к снижению выбросов в атмосферу. Но возможная сумма штрафов выглядит не как стимул наращивать инвестпрограммы, а как инструмент для уничтожения промышленности.

Ударит по всем

В 2019 году в России начался эксперимент по квотированию выбросов промпредприятий. Суть его в том, что каждому заводу в индивидуальном порядке устанавливают лимит на выбросы в атмосферу. При превышении лимита предприятие должно заплатить за каждую лишнюю тонну СО2 (в качестве эксперимента на Сахалине уже установили ставку в 1000 рублей). Альтернатива – провести компенсационные мероприятия, например, высадить определенное число деревьев.

Заместитель Председателя Правительства РФ Виктория Абрамченко (фото: duma.gov.ru)
Заместитель Председателя Правительства РФ Виктория Абрамченко (фото: duma.gov.ru)

В идеале закон должен работать примерно так: государство постепенно снижает квоты, а заводы снижают выбросы за счёт установки нового оборудования и очистных сооружений. Не снизили – платят компенсации. Вряд ли весь крупный бизнес был в восторге от этой инициативы, однако новые правила игры приняли все. Затем в правительстве заговорили о введении оборотных штрафов. По словам «экологического» вице-премьера Виктории Абрамченко, штрафы могут составить от 0,1 до 5% от валовой выручки предприятия. Разницу между выручкой и прибылью все прекрасно понимают.

По оценке бизнеса, объём штрафов может составить около 300 млрд рублей, что, по сути, вынудит их останавливать заводы по достижении установленных квот на выбросы. Легко представить, к каким последствиям это может привести в промышленных моногородах. А если учесть географию эксперимента, получится, что нововведение ударит по всему производственному сектору.

Изначально эксперимент распространялся на 12 городов-участников проекта «Чистый воздух» (Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Читу). В июле прошлого года список городов был расширен до 41 – фактически на все промышленные центры страны. Изначально предполагалось снизить вредные выбросы на 20% к концу 2024 года по сравнению с показателями 2017 года. Весной прошлого года Минприроды продлило срок его реализации на два года, до конца 2026 года.

По теме

Чиновники говорят, что основная цель всего этого – не штрафные санкции, а побуждение предприятий к добросовестному сокращению выбросов, что крайне важно для комфортных условий жизни людей в крупных промышленных центрах. Но здесь есть нюанс – санкции.

Импортозамещение или деньги?

Проект по квотированию выбросов предполагает установку на предприятиях автоматических датчиков мониторинга выбросов. В ноябре прошлого года в стенах Госдумы прозвучало, что речь идёт об оборудовании отечественного производства, которое на тот момент проходило сертификацию. Но как быть с новыми промышленными установками и очистными сооружениями, которые чуть ли не на 90% поставлялись из-за рубежа?

Буквально сегодня министр энергетики Николай Шульгинов заявил, что последний пакет антироссийских санкций сделал «почти невозможной» отправку иностранного энергооборудования из России за рубеж для ремонта. Купить что-то на Западе сейчас – и вовсе фантастическая задача, а на «догнать и перегнать» требуется время.

О влиянии санкций и заведомо невыполнимых требованиях законопроекта к бизнесу сообщил в своих письмах на имя премьер-министра Михаила Мишустина и спикера Госдумы Вячеслава Володина глава РСПП Александр Шохин (редакция ознакомилась с копией документа):

«Правила игры для участников эксперимента по квотированию кардинально меняются непосредственно в ходе его проведения: компании лишаются одного из ранее существовавших способов обеспечить требование законодательства (компенсационные мероприятия – Ред.), и одновременно с этим для них многократно возрастают риски, связанные с невозможностью достижения квот выбросов в установленный срок».

В своём письме глава РСПП также обратил внимание на то, что введение оборотных штрафов многократно увеличивает риски необоснованного изъятия у компаний значительных средств – тех самых, которые они могли бы направить на модернизацию производств. Александр Шохин призвал правительство не поддерживать принятие законопроекта во втором чтении, поскольку он должен быть возвращён в комитет Госдумы по экологии для доработки и обсуждения с бизнес-сообществом. Ряд поправок в тексте документа появился уже после того, как его представил депутатам министр природных ресурсов Александр Козлов. Хотя, к слову, именно ему было поручено проработать вопрос об оборотных штрафах.

Важно отметить, что изменение закона «Об охране окружающей среды» обсуждалось с бизнесом в течение прошлого года. В первом чтении поправки были приняты 17 ноября. Ко второму чтению в документе появились принципиальные новшества, в том числе по поводу компенсационных мероприятий, которые думский комитет по экологии опубликовал лишь 18 апреля. Сегодня, 20 апреля, поправки уже одобрила нижняя палата.

Инициаторы и толкователи

Разработчики нового закона преподнесли свою работу как инициативу свыше.

«Это высокая честь для меня на самом деле, – сказал, выступая в Госдуме, один из авторов поправок депутат Александр Коган. – Почему? Потому что данный законопроект мы вместе с вами, точнее, правительство предлагало, мы вместе с вами дорабатывали, депутаты уважаемые, в связи с тем, что было поручение президента. Важность этого поручения заключалась в том, что все предприятия, которые являются основными загрязнителями, должны иметь систему онлайн-определения выбросов в атмосферу».

По теме

Дальше депутат с видом старого талмудиста – как ещё убедить других, будто ты решаешь, что именно имел в виду президент? – принялся рассуждать об «эффекте открытой форточки». Вопрос о том, как помешают онлайн-мониторингу фиксированные штрафы для нарушителей и обязательства по высадке деревьев, витал в воздухе, но ответа не получил. И потому результаты голосования по поправкам в 195-ФЗ можно считать показательными – их приняли большинством голосов, но 119 (!) депутатов попросту не участвовали в процедуре. Помнят, видимо, слова, которые произнёс президент 16 марта на съезде РСПП.

«Государство, безусловно, будет всячески поддерживать ответственный бизнес, тех, кто готов бороться и за своё дело, и за благополучие своих коллективов, людей, которые у вас работают, за благополучие всех граждан России. Вот, что бы хотел в этой связи ещё добавить. Первое, о компаниях, которые нацелены не на краткосрочный результат, а на стабильное развитие на многие годы вперед, кто вкладывает ресурсы в исследования и разработки, в создание собственных технологических платформ и торговых марок, вот эти компании, безусловно, должны будут поддерживаться. Те, для кого долгосрочная репутация и доброе имя — это не пустой звук, а большая ценность. Именно они и являются компаниями, которые имеют стратегический взгляд на будущее», - заявил тогда Владимир Путин.

Глава государства ясно дал понять, что бизнес нужно развивать, а не душить. Потому, наверное, и спикер Вячеслав Володин прокомментировал письмо Александра Шохина следующим образом:

«Вот – закон Когана. А то пишут руководители делового сообщества, ТПП, РСПП. Надо писать не председателю. А кто закон продвигает? Кто закон докладывает? Надо писать человеку, авторство которого будет высечено».

Но вряд ли господина Когана следует запомнить, как главного автора спорной инициативы. Внезапные поправки ко второму чтению ярко продемонстрировали, что некоторые министры и вице-премьеры готовы крутить экологическим законодательством так, будто их главная цель – собрать с промышленников побольше денег, причём единоразово. А дальше – хоть камни с неба. Неужели и Совет Федерации всё это поддержит?

Конкретно

Усилия российских законодателей по введению драконовских штрафов для бизнеса особенно заметны на фоне противоположных событий на Западе. В 2022 году Европа, по сути, пожертвовала своей «зелёной повесткой» ради противостояния России. Власти ЕС бесплатно предоставили предприятиям сталелитейной, цементной, химической и авиационной отраслей квоты на выбросы СО2 на сумму 100 млрд евро. Нидерланды на два года сняли ограничения на работу угольных электростанций, хотя дефицита газа в стране на тот момент не наблюдалось. По тому же пути пошли Германия, Австрия и Великобритания. В целом за прошлый год производство электроэнергии на угольных ТЭС в Европе выросло на 11%. Протесты экологов ни к чему не привели.

С другой стороны, углеродное регулирование в Европе никуда не делось – операторы ТЭС обязаны покупать квоты на выбросы, которые постоянно дорожают (за прошлый год они заплатили 88,5 млрд евро). Что мешает сделать также у нас? Может кому-то не нравится сам факт, что России придётся брать пример с недружественных стран. Но в союзническом Китае система купли-продажи квот на выбросы СО2 устроена примерно также. Загрязнитель должен платить государству и модернизировать производство. С остановкой и разорением работающих предприятий это не имеет ничего общего.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 20.04.2023 21:28
Комментарии 0
Наверх