Боевые действия на Чёрном и Азовском морях в рамках СВО уже около года перешли на «москитный уровень». После уничтожения почти всего военно-морского флота Незалежной, в ход пошли безэкипажные катера – БЭК – в основном, американские и английские проекты, но усердно выдаваемые, как оружие украинской разработки. Как и с другими видами нового оружия, к ним тоже подобрали «ключик» – БЭК-и стали уничтожать на дальних подступах к базам с помощью боевых вертолетов.
Удивительно, но продолжается программа строительства крупных кораблей украинского военного флота – современных многоцелевых корветов. В этой статье мы расскажем об этих малоизвестных кораблях, и об их возможной перспективе.
Краткая история военно-морских сил Украины – ВМСУ
Первый раз «жовто-блакитные» флаги были подняты над несколькими боевыми кораблями в Севастополе в 1918-1919 годах. Тогда всё закончилось достаточно быстро. Сегодня об этом эпизоде истории вспоминают только украинские пропагандисты. После раздела Черноморского флота СССР, Украине достались корабли, из которых можно было сформировать сбалансированный флот. Под флаг Незележной перешли 43 боевых корабля, 132 боевых катеров и вспомогательных судов. Морская авиация получила 12 противолодочных и транспортных самолетов и 30 вертолетов. В Крыму Украине был передан береговой ракетный комплекс «Утес». Украинским стал флотский спецназ (Разведка специального назначения СпН ЧФ), базирующаяся на острове Первомайский под Очаковом (ныне 73-й центр морских спецопераций ВМФ Украины) и ряд береговых и тыловых структур Черноморского флота СССР. Об истории острова Первомайский смотри статью «Таинственные острова. Первомайский».
Бывшей союзной республике достались 4 сторожевых корабля семейства проекта 1135, разведывательные корабли, десантные корабли и катера, малые противолодочные корабли, ракетные катера, тральщики различных проектов, вспомогательные суда, в том числе один большой морской танкер. Из недостроенных кораблей можно упомянуть тяжелый авианесущий крейсер «Варяг» и ракетный крейсер проекта 1164 «Адмирал Лобов». Как выяснилось, флот новоявленной стране был совершенно не нужен, авианосец был продан Китаю, ракетный крейсер переименовали в «Украину» и в готовности 90% оставили у стенки судостроительного завода в Николаеве, где он благополучно простоял около 30 лет. В 2013 году между Россией и Украиной была достигнута договоренность о продаже крейсера России, но майдан эту договоренность перечеркнул. Несколько лет тому назад, власти Украины приняли решение о списании крейсера. Почти все боевые корабли, доставшиеся стране от СССР, были списаны на металлолом, вспомогательные суда проданы коммерческим организациям. В стране достроили два малых противолодочных корабля проекта 1124М, которые находились в значительной степени готовности на киевском судостроительном заводе «Красная кузница». Когда бурная деятельность по продаже флота привела к тому, что ВМСУ превратился в миниатюрный флот (1 фрегат, 2 штабных корабля, 3-4 МПК, 2 десантных корабля, 2 ракетных катера, 4 тральщика, пограничные и речные катера), руководство Украины осознало, что надо что-то делать. Украинские КБ в Николаеве разработало проект ракетного корвета (проект 58250), который должен был строиться на николаевских же судостроительных заводах. Головной корабль решили назвать «Владимир Великий». Но реалии Украины позволили построить только одну секцию головного корвета – на большее денег не хватило. После майдана и референдума о присоединения Крыма к России, Украина потеряла почти все корабли своего, и так очень небольшого флота. И хотя руководство России и предложило вернуть боевую технику, дислоцировавшуюся в Крыму Украине, новые власти Незалежной не торопились вывести свои корабли из Севастополя. В результате флота у страны практически не осталось. С большой помпой на Украине построили 8 бронекатеров типа «Гюрза-М» проекта 58155 (два из которых, переименованные и перевооруженные, сегодня входят в состав Черноморского флота России) и 4 десантно-штурмовых катера (2 типа «Кентавр» проекта 58181 и 2 типа «Кентавр-ЛК» проекта 58503). Завершает список украинских военных кораблей национальной постройки средний разведывательный корабль «Симферополь», построенный в корпусе траулера проекта 502ЭМ. После распада СССР на киевском судостроительном заводе «Красная кузница» остались несколько корпусов недостроенных траулеров. Один достроили как разведывательный корабль. В принципе, подход правильный. В 60-е – 70-е годы ХХ века, первые советские разведывательные корабли также создавались на базе рыболовных траулеров. На этом список боевых кораблей и катеров, построенных для ВМСУ на Украине, заканчивается. Постмайданное руководство страны пришло к выводу, что боевые корабли и катера нужно строить за границей и там же просить о пополнении флота.
Корвет «Гетман Иван Мазепа» типа «Ada»
СМИ сообщают о перебазировании высокопоставленных членов ХАМАС в Турцию на фоне отказа Катара выступать посредником в переговорах движения с Израилем.
После Крымской весны начался процесс интенсивного накачивания Западом Украины оружием. Касалось он и боевых кораблей. В основном это выражалось в передаче ВМСУ небольших боевых кораблей и катеров, то есть кораблей, уже бывших в эксплуатации. О них мы расскажем чуть ниже. Но было и одно исключение. На средства кредита от ЕС, Правительство Украины заключило контракт на постройку в Турции четырех корветов турецкого проекта. Учитывая печальный опыт так и не построенных кораблей проекта 58250 (они должны были нести вооружение советской и российской разработки), новые корветы имели исключительно западное вооружение. За основу были выбраны корабли типа «Ada», которые являются частью турецкой программы строительства боевых кораблей, которая носит название MILGEM. По этой программе для ВМФ Турции построены 4 противолодочных корвета типа «Ada». Украинские адмиралы попросили немного изменить состав вооружения, исходя из требований ВМСУ. Украинские корабли этого проекта имеют водоизмещение 2 400 тонн, длину 100 метров. Максимальная скорость хода 29 узлов (около 54 км/ч), максимальная дальность плавания при скорости 15 узлов – 3 500 морских миль – около 6 500 км. Для Чёрного моря вполне достаточно. Вооружен корвет для ВМСУ 76-мм универсальным орудием OTO Melara Super Rapid, 35-мм зенитным автоматом и двумя 12,7-мм пулеметами. Ракетное оружие представлено 8-ю пусковыми установками для противокорабельных ракет «Harpoon» и зенитным ракетным комплексом ближнего радиуса действия VL MICA-M. Противолодочное оружие состоит из двух 324-мм двухтрубных торпедных аппаратов для противолодочных торпед. На борту корвета есть ангар, в котором могут базироваться противолодочный вертолет S-70B «Seahawk», беспилотники, или, возможно, Ка-27, которые еще находятся на вооружение ВМСУ. В общем и целом – это небольшой, но хорошо вооруженный корабль для действий на закрытых морях, таких, как Чёрное море.
Корветам присвоили названия. Головной стал называться «Гетман Иван Мазепа» F-211 («Гетьман Іван Мазепа»), второй – «Гетман Иван Виговской» F-212 («Гетьман Іван Виговський»). Можно оценить идеологические изменения в головах самостийных адмиралов. «Гетмана Мазепу» заложили на Стамбульской военно-морской верфи – заводе RMK Marine. Строительство началось в сентябре 2021 года, на воду корабль спустили в октябре 2022 года. Важным моментом контракта было соглашение о том, что спущенный на воду корвет должен был достраиваться и вооружаться на Украине, в Николаеве, на судостроительном заводе «Океан». Второй (и, возможно, ещё два корабли – в контракте с Турцией речь идет о четырех корпусах) должны были уже строиться полностью на «Океане», правда, с привлечением турецких корабелов. Но, начавшаяся СВО поставила крест на этих планах. Поэтому спущенный в конце 2022 года головной корвет стали достраивать в Стамбуле. 29 мая 2024 года «Гетман Мазепа» совершил первый выход на заводские ходовые испытания – ЗХИ. Завершаться они до конца года. Что будет дальше с кораблем – непонятно. Вероятно, корвет повторит судьбу двух тральщиков-искателей мин, которые Великобритания передала Украине. О них чуть ниже.
«Гетмана Виговского» должна была строить верфь «Istanbul Shipyard», которая также находится в Стамбуле. В 2022 году на верфи началась резка металла для него. 1 августа 2024 года корвет спустили на воду. Возможно, что в первой половине 2025 года он выйдет на ходовые испытания. По готовности корабля вопросов не возникает. Они появляются в политической плоскости. К моменту ввода в строй государства Украина (по крайней мере, в её первоначальном виде) не будет. Кроме этого, серьезно «подвисли» третий и четвертый корвет. Общая сумма контракта – на момент его подписания – составила около одного миллиарда евро, поэтому действия турецкой стороны пока прогнозировать сложно.
Другие новинки самостийного флота
Переезд в другую страну на постоянное место жительства — это вдохновляющий, но в то же время сложный процесс. Многие люди мечтают о жизни рядом с теплым морем, где они могут наслаждаться средиземноморской кухней и гостеприимством местных жителей.
Как мы уже говорили, остальное пополнение ВМСУ производится путем передачи кораблей и катеров из состава флотов стран НАТО. Так Великобритания передала два тральщика-искателя мин типа «Сэндаун» HMS «Ramsey» M-110 HMS «Blyth» M-111 В ВМСУ они получили названия «Черкассы» М-311 («Черкаси») и «Чернигов» М-310 («Чернiгiв»). Они укомплектованы украинскими экипажами, над ними подняты украинские флаги, но корабли не покидают английскую базу Клайд в Шотландии. Об их переводе в Чёрное море речь не идет.
Реально в боевых действиях участвуют боевые катера, переданные США, Францией, Эстонией, Швецией и Финляндией. США снабжают Украину несколькими типами катеров. Из состава своей Береговой охраны они передали шесть катеров типа «Island» (передаются без вооружения, вооружаются на Украине). Специально для использования в ВМСУ строятся бронированные патрульные катера типа Mark IV. Для пограничников поставляются морские катера Мetal Shark 45 Defiant и их речные аналоги – Мetal Shark 40 Defiant Франция строит для Украины серию из 20 сторожевых катеров проекта ОСЕА FPB 98 Mk I. Катера предназначены для морских пограничников. Эстония передала из состава своего флота два патрульных катера «Roland» Р-01 и P02 "Risto"Р-02 В украинском флоте их переименовали в «Ірпінь» и «Рені». Швеция передала Украине 10 боевых катеров типа СВ-90 (CombatBoat90 – Stridsbåt 90) и 20 малых катеров типа G. СВ-90 широко распространены по всему миру. Российские «Рапторы» проекта 03160 – их лицензионная копия, только с российским вооружением. Новоявленный член НАТО Финляндия не могла остаться вне этого процесса. Страна передала Украине 3 десантных катера типа «Uisko-300» («Watercat M11» подсерии U300)
Именно эти катера составляют сегодня основу ВМСУ. В ходе СВО они постепенно уничтожаются. Понимая это, корветы и тральщики в украинские воды переводится не будут. Будущее украинского флота целиком зависят от итогов СВО.