// // Голикова, Артемьев и Мантуров ставят на крупный ретейл и палёную водку?

Голикова, Артемьев и Мантуров ставят на крупный ретейл и палёную водку?

1317

Косорыловка для демографии

2
В разделе

Новость о том, что в России могут появиться акцизы на колбасу и сладкую газировку, наделала много шума. На фоне этого почти незаметной осталась куда более масштабная идея отечественных чиновников. Если она будет реализована, состоится окончательный передел продуктовой розницы в пользу крупных торговых сетей. Но это не самое страшное.

Страшнее то, что ради этого передела Минздрав, похоже, готов пожертвовать тысячами жизней, которые будут уничтожены алкогольными суррогатами. Именно в ведомстве Вероники Скворцовой сейчас обдумывают новацию, способную вызвать многократный рост теневого рынка спиртных напитков.

В Минздраве подтвердили, что недавнее предложение экспертного совета при правительстве РФ может войти в проект нового антиалкогольного закона. Речь идёт о сокращении числа лицензий на розничную продажу алкоголя. Экспертный совет считает, что магазинов с алкогольными напитками должно быть в 2,5 раза меньше, чем сейчас. У нас в стране их действительно много: примерно 120 точек на 100 тыс. населения – специализированные алкомаркеты появились едва ли не в каждом пятом жилом доме. В то время как в странах Скандинавии, которые приводит в пример экспертный совет при правительстве, на 100 тыс. человек приходится всего 15 магазинов со спиртным.

Меньше магазинов – меньше будут пить?

Похоже, что именно это обстоятельство, а вовсе не высокий уровень жизни, в правительстве РФ считают залогом здоровья и долголетия граждан Швеции и Норвегии.

А ещё в Минздраве как будто решили, что именно предложение рождает спрос, а не наоборот. Логика простая: будет меньше магазинов – будут меньше пить. И якобы это позволит увеличить среднюю продолжительность жизни в России до 80 лет к 2030 году – прекрасное обоснование, проверить которое сейчас невозможно. Сегодня очевидно одно: идея борцов за трезвость связана не столько с улучшением демографии, сколько с попыткой поделить рынок между крупными торговыми сетями.

Мы думали, что спирт «Рояль» остался в начале 90-х, но Минздрав, похоже, решил вернуть подобные напитки на стол беднеющего среднестатистического россиянина. И ведь не поспоришь: нищие и пьющие вымрут за два-три года – к 2030-му некому будет портить статистику.

Кому достанутся новые лицензии на алкоголь в условном Усть-Урюпинске – местным магазинам «Колосок» и «Ромашка» или «Пятёрочке» с «Магнитом»? Ответ очевиден. Доля алкогольных напитков в выручке продуктовых магазинов составляет до 20%, а во время кризиса, как показывает практика, она может увеличиться до 25%. Для сравнения: молочные продукты и товары из категории «фрукты – овощи» дают примерно по 10% выручки. Потеря алкогольной лицензии приведёт к разорению небольших продуктовых магазинов в регионах. У крупных сетей, которые конкурируют с ними за счёт скидок и акций, пропадёт стимул бороться за покупателей.

Ретейлеры хотят повышать цены, потому что россияне стали меньше потреблять. Начиная с весны размер среднего чека в российских магазинах стабильно снижался. Лишь в сентябре он немного вырос и составил 519 рублей. Но и это на 1% меньше, чем годом ранее. Если принять во внимание инфляцию, то нетрудно представить, насколько опустела корзина среднестатистического покупателя. И все понимают, что в 2019 году будет хуже: реальные доходы населения продолжают падать, предпосылок для их роста нет. А ещё ретейлерам запретили возвращать поставщикам значительную часть нераспроданной продукции. Перераспределение лицензий на продажу алкоголя в пользу крупных игроков в правительстве могут считать чем-то вроде компенсации за невозврат товара.

По теме

Вадим ДРОБИЗ, директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА»:

– Я думаю, что этого (сокращения числа точек продажи алкоголя в 2,5 раза) ни в коем случае не произойдёт. Предложил это сделать не экспертный совет, а всего одна участница совета, которая состоит ещё во многих и многих организациях. Её предложение содержит ложный посыл. В России на 146 млн человек приходится 220 тыс. лицензированных точек по продаже алкоголя и ещё около 100 тыс. точек по продаже пива. В Финляндии всего 500 магазинов по продаже алкоголя. Но к ним необходимо прибавить 8 тыс. баров, кафе и ресторанов; 10 тыс. магазинов, которые продают пиво и сидр; автозаправочные станции, которые тоже все продают пиво и сидр, – тогда число торговых точек относительно населения получится такое же, как в России. У нас всего 5% алкоголя выпивается в барах, кафе и ресторанах, а там – 40%. Поэтому никакого отношения к снижению потребления алкоголя эта инициатива не имеет. Никто её всерьёз рассматривать не будет. Но если прилетят инопланетяне и всё-таки примут такой законопроект, то пострадают в первую очередь магазины в формате «у дома», а выиграют федеральные торговые сети. У федеральных сетей оборот алкоголя составляет 10–12%, у небольших магазинчиков «у дома» – до 40%. За счёт этого они делают минимальную наценку на продукты питания из категории социальных товаров. Если забрать у них алкоголь, 60% магазинов «у дома» закроются.

ФАС не против

Похоже, что «алкогольную» историю лоббисты ретейлеров придумали как вспомогательный рычаг. Главным инструм­ентом, кото­рый при­з­­ван вытолкнуть с рынка малый и средний бизнес, станут изменения антимонопольного законодательства. Сегодня одна сеть не может контролировать более 25% розничной торговли в одном муниципальном районе. В следующем году ограничение может исчезнуть либо будет пересмотрено в сторону увеличения допустимой доли одного игрока. Речь об этом шла на недавней встрече членов Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) с вице-премьером Дмитрием Козаком.

Ядро АКОРТ составляют «Магнит», «Лента», «Ашан» и X5 Retail Group (магазины «Пятёрочка», «Карусель», «Перекрёсток» и «Перекрёсток-Экспресс»). Подробностей встречи представителей этих компаний с Козаком известно не много. Сообщалось, что по её итогам вице-премьер поручил Минпромторгу создать специальную рабочую группу, которая до конца марта проработала бы изменения в государственном регулировании торговли. В числе прочего речь идёт о предложении X5 Retail Group изменить методику расчёта занимаемой доли рынка. Согласно предложению компании превышение доли в 25% должно рассчитываться исходя из присутствия ретейлеров в конкретном населённом пункте, а не в муниципальном районе целиком.

При этом глава Минпромторга Денис Мантуров ещё в августе высказался в поддержку отмены 25-процентного ограничения для ретейлеров. «Можно предусмотреть исключение из этого правила, например, если торговая сеть начала реализовывать свои инвестиционные проекты, когда не превышала установленный порог. И тогда установить: после реализации своих проектов доля сети не должна, например, превышать 35%. Эта доля по закону «О защите конкуренции» составляет порог доминирования», – сказал министр.

Буквально за месяц до этого в Совете Федерации прозвучало противоположное предложение – снизить порог доминирования для ретейлеров с 25 до 15%. И это предложение на словах было поддержано представителем ФАС.

Однако дальше слов дело не пошло. Глава антимонопольной службы Игорь Артемьев вскоре дезавуировал заявление подчинённого. По его словам, «правило 25% работает чудесно». Кроме того, в интервью «Коммерсанту» Артемьев сказал следующее: «У компании есть право последнего входа. То есть если они до границы 25% приобретают что-то или строят новое, то у них есть право один раз пересечь 25%. Если они построят магазин и вчера было 24%, а стало даже 30%, то это не основание для нашего вмешательства». Если упростить высказывание Артемьева, то получается, что ретейлерам нельзя превышать 25-процентную долю на рынке, но если очень хочется – то можно.

Перспектива

«Рояль» в стакане

Предприниматели в разных регионах страны пока не оставляют попыток бороться с крупными торговыми сетями при помощи ФАС. Так, в мае этого года антимонопольщики запретили «Пятёрочке» и «Магниту» открывать магазины в ряде районов Орловской области. В конце июля о превышении присутствия «Пятёрочки» в регионе заявила УФАС по Татарстану. Год назад Управление антимонопольной службы по Челябинской области зафиксировало превышение допустимой доли нескольких торговых сетей на территории 14 муниципалитетов. Вполне вероятно, что со следующего года жалобы малого и среднего бизнеса в антимонопольные органы по этому поводу станут бессмысленными. Да и будет ли кому жаловаться после перераспределения доходов от продажи алкоголя в пользу крупных торговых сетей?

Кто-то может сказать, что всё это будет только к лучшему: крупные сети проще контролировать в плане качества продуктов, соблюдения санитарных норм и уплаты налогов. Однако раздел продуктовой розницы между несколькими крупными игроками неизбежно станет катализатором роста цен. Организованное ради этого сокращение точек продажи алкоголя будет иметь тяжёлый побочный эффект. Часть покупателей станет брать водку у подпольных торговцев, которые не работают с ЕГАИС, что приведёт к резкому росту потребления суррогатов. Уже сейчас доля контрафактного алкоголя на рынке приближается к 30%. Мы думали, что спирт «Рояль» остался в начале 90-х, но Минздрав, похоже, решил вернуть подобные напитки на стол беднеющего среднестатистического россиянина. И ведь не поспоришь: нищие и пьющие вымрут за два-три года – к 2030-му некому будет портить статистику.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 03.12.2018 08:30
Комментарии 0
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх