Версия // Общество // Глобальный сбой Windows вывел из строя аэропорты, авиакомпании, банки, СМИ и супермаркеты – но не в России

Глобальный сбой Windows вывел из строя аэропорты, авиакомпании, банки, СМИ и супермаркеты – но не в России

3004

Цвет настроения синий

Глобальный сбой Windows вывел из строя аэропорты, авиакомпании, банки, СМИ и супермаркеты – но не в России
В разделе

Утром 19 июля в работе операционной системы Windows произошел глобальный сбой: пользователи компьютеров в аэропортах, банках, офисах, редакциях крупных СМИ увидели «синий экран смерти». Устройства вышли из строя, а вместе с ними остановились и многие налаженные процессы. Сотни авиарейсов по всему миру оказались отменены, проблемы возникли и с железнодорожными перевозками, связью, облачными сервисами. Оказалось, что причина сбоя – ошибка в обновлении ПО CrowdStrike.

Аэропорты, авиакомпании, железные дороги

Сообщения о сбое начали распространяться примерно с 10 часов утра: с ним столкнулись пользователи в Великобритании, Турции, Нидерландах, Германии, Индии, Испании, Израиле, Австралии, США, Японии и других странах.

Заметнее всего сбой ударил по авиационной отрасли. Одними из первых о проблемах сообщили американские авиакомпании. Сначала в American Airlines сообщили о неполадках со связью, указав, что на их фоне компания приняла решение запретить взлет всех своих самолетов. Через некоторое время об аналогичном шаге объявили United Airlines и Delta Airlines.

Волна сбоя начала распространяться по всему миру. О перебоях отчитались ирландская авиакомпания Ryanair, KLM, Air France, Scandinavian Airlines, Vueling, IndiGo, Akasa Air, SpiceJet. К ним присоединилась Turkish Airlines. Перевозчик предупредил пассажиров о вероятных сложностях с бронированием билетов. Затем к числу тех, кто столкнулся с проблемами, добавились Jetstar Japan и Air India.

Сбой повлиял не только на авиакомпании, но и на аэропорты. Испанские воздушные гавани сообщили, что в их компьютерной системе возникли неполадки. Затем аэропорт Берлина распространил сообщение о приостановке работы, перед этим сообщив пассажирам, что их могут ждать задержки при регистрации на рейсы. Хаос накрыл и аэропорт Эдинбурга, где «повисли» и системы бронирования, и системы регистрации. Такая же ситуация сложилась и в австралийском Мельбурне. В аэропортах возник настоящий коллапс, собрались огромные очереди. В общей сложности 19 июля отменили не менее 1400 рейсов по всему миру, большая их часть приходится на американские авиакомпании. Кстати, интересно, что день 19 июля должен был стать самым загруженным в истории британской гражданской авиации: только в одной Великобритании планировалось выполнить 3200 рейсов. Сколько из них было отменено, пока не уточняется.

В некоторых воздушных гаванях вернулись в «докомпьютерную» эпоху – пассажиры получали при регистрации посадочные талоны, подписанные от руки. А в аэропорту Дели сотрудник писал номера рейсов и гейтов маркером на офисной доске.

Сбой не обошел и другие виды транспорта. В частности, крупнейший британский железнодорожный оператор Govia Thameslink Railway сообщил пассажирам, что они могут столкнуться с задержками рейсов поездов и с несоблюдением расписания. Неполадки также коснулись работы контейнерного терминала Baltic Hub в польском Гданьске.

Банки, офисы, медиа, отели, магазины

Проблемы произошли и в работе многих крупных банков – например, с ними столкнулись финансовые организации Новой Зеландии и Австралии: National Australia Bank, Bendigo Bank, Commonwealth Bank of Australia, Bank of New Zealand, ASB Bank. Клиенты сообщали, что не могут произвести никакие онлайн-операции и отправить электронные платежи. Но оплачивать покупки банковскими картами в большинстве случаев все же удавалось. Со сбоем столкнулись в банке Capitec в ЮАР.

В Банке Израиля уточнили, что сбой частично повлиял на банковскую систему страны. О технических проблемах сообщила Лондонская биржа, правда, на основной ее функционал ситуация не повлияла – неполадки коснулись новостной ленты площадки.

По теме

В Австралии временно прекратила работу крупная сеть супермаркетов Coles. Очевидцы сообщили о множестве брошенных тележек с продуктами – оплату из-за произошедшего принимали только наличными.

Тем временем офисные сотрудники из разных стран массово постили в социальных сетях фотографии на фоне мониторов с синим фоном, делая вид, что огорчены невозможностью приняться за выполнение своих рабочих обязанностей.

Перестала функционировать система бронирования в некоторых отелях – например, Rydges, QT Hotels и Atura Hotels. Они не могли регистрировать гостей и просили их подождать в вестибюлях, предлагая в качестве извинений бесплатные напитки.

Даже работа госучреждений пострадала. В Нидерландах, Германии и Великобритании некоторые больницы вынуждены были отменить запланированные операции или сократить объем оказываемой экстренной помощи из-за неработающих компьютеров.

Еще одним продуктом Microsoft, на который повлиял сбой, стали облачные системы Azure. О проблемах сообщила австралийская Australian Broadcasting Corporation. На неполадки пожаловались пользователи интернет-магазина Nintendo в Японии, которым было не получить доступ к площадке и ее продуктам.

В штате Аляска в США жители вообще остались без связи – у них не осталось даже возможности позвонить в экстренные службы, поскольку устройства не пропускают вызов по номеру «911» и по прочим номерам, не относящимся к экстренным службам.

В России все спокойно

Примерно до 12 часов дня в России не было никакой информации о возможных проблемах. Затем появились сообщения о сложностях, с которыми столкнулись некоторые пользователи Т-банка при работе с банковским приложением: у них не получалось перевести деньги или произвести оплату. Вскоре в банке сообщили, что проблема ликвидирована. Имеет ли это отношение к глобальному сбою, неизвестно.

В Росавиации сообщили, что российские авиаперевозчики и аэропорты работают в штатном режиме и не сталкивались ни с какими проблемами. Как указал авиарегулятор, организации российской гражданской авиации еще несколько лет назад приступили к внедрению в свою работу российского специализированного ПО, и в настоящее время процесс импортозамещения в отрасли продолжается.

Авиакомпании «Аэрофлот», S7 и Azur Air сообщили, что работают в обычном режиме.

Ситуацию прокомментировали в Минцифры, отметив, что масштабный сбой в работе Microsoft демонстрирует «значимость импортозамещения ПО в России».

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что «в Кремле все работает без сбоев».

По оценке экспертов, Россию сбой не затронул из-за того, что здесь нет решений, спровоцировавших проблему. А большинство российских клиентов оказались отключены от Azure год назад из-за санкций.

К слову, на большинстве стран СНГ произошедшее практически не отразилось. Рейсы, направляющиеся в Европу, задерживались только в Армении и Молдавии. В Азербайджане, Армении, Грузии, Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане никаких проблем в работе аэропортов, связи, банковских и других приложений не наблюдается.

Что случилось?

Microsoft обвинил в сбое «стороннее программное обеспечение».

Американское издание The Verge сообщило, что причиной сбоя могли оказаться некорректные обновления софта компании CrowdStrike, которая специализируется на кибербезопаности. По данным издания, в компании оперативно выявили проблему и откатили обновление, но устройствам, которые уже вышли из строя, это не помогло.

Глава CrowdStrike Джордж Курц заявил в X, что компания выявила проблему, из-за которой произошел глобальный сбой Windows, и начала устранять неполадки. Он подтвердил, что ошибка действительно была в обновлении сторонней программы Falcon Sensor.

Джордж Курц: «Проблема была выявлена и изолирована, внедрены механизмы по ее исправлению. Мы направляем клиентов на портал поддержки для получения последних обновлений и будем продолжать предоставлять полные и непрерывные обновления на нашем сайте <…> Наша команда полностью мобилизована для обеспечения безопасности и стабильности клиентов CrowdStrike».

Он уточнил, что сбой не коснулся устройств, работающих на операционных системах Mac и Linux. Как заверил Курц, инцидент не является кибератакой, и данным пользователей ничто не угрожает.

CrowdStrike занимается оказанием услуг кибербезопасности, и платформа

Программа Falcon Sensor создана для противодействия кибератакам, и платформа CrowdStrike Falcon – один из ключевых ее продуктов. Она выявляет потенциальные киберугрозы в режиме реального времени и создает «автоматическую защиту от атак. CNN охарактеризовал ее как «антивирус для корпоративных систем».

CrowdStrike сбой может обойтись в 16 миллиардов долларов. Акции компании рухнули на 21% на предварительных торгах в США. Многомиллиардные потери ждут ее в том случае, если то же самое случится на официальных торгах.

Инцидент, произошедший 19 июля, по своим масштабам может считаться крупнейшим со времен атаки вирусом-вымогателем WannaCry в мае 2017 года. Тогда пострадали 300 тысяч компьютеров в 150 странах, Урон оценивался в сумму до 1 миллиарда долларов. Каковы суммарные потери сейчас, еще только предстоит подсчитать.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 19.07.2024 19:15
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх