Версия // Конфликт // Гиганты общепита хотят получить от государства льготы, по большей части осваивая бюджетные деньги

Гиганты общепита хотят получить от государства льготы, по большей части осваивая бюджетные деньги

7368

Заморить червячка

Гиганты общепита хотят получить от государства льготы, по большей части осваивая бюджетные деньги
(Фото: pixabay.com)
В разделе

Омбудсмен Михаил Гончаров за речами о добросовестной конкуренции в ресторанном бизнесе и общепите скрывает, возможно, лоббизм интересов какого-то конкретного представителя крупного бизнеса. Не похоже, что МСП вырывают у корпораций-гигантов последний кусок. Кто стоит за предпринимаемыми попытками добиться налоговых льгот? Пробуем разобраться.

Правительство решило поддержать общепит. Этот сектор бизнеса в связи с вводимыми ограничениями, связанными с распространением коронавируса, оказался одним из наиболее пострадавших в пандемию. С начала 2022 года кафе и рестораны, чей годовой оборот не превысит 2 млрд рублей, будут освобождены от уплаты НДС. Принят закон, освобождающий общепит от уплаты налогов.

Занимательные миллиарды

Уже тогда, а это было в июне 2021 года, нам показалось, что ограничение условно. Какой ресторан сможет поднять такую выручку? Когда же общественный уполномоченный по вопросам крупного бизнеса в Москве Михаил Гончаров предложил федеральным органам власти расширить льготы на крупный бизнес, подняв порог ограничений до 15 млрд рублей в год, мы решили отыскать хотя бы несколько предприятий, попадающих под такие условия (оборот от 2-х до 15 млрд рублей). Действительно ли при освобождении от НДС только для малого и среднего предпринимательства (МСП) в сфере общепита мог «нарушиться принцип конкуренции», как выразился омбудсмен. Поясним, верхняя граница дохода для попадания в среднее предпринимательство законодатель опеределяет как раз в 2 млрд рублей. Но, почему показатель оборота должен составить не 3 или 5 млрд рублей, а именно 15? Насколько уместным был в такой ситуации пример, приведенный Михаилом Гончаровым: «Сейчас компания из сектора МСП с оборотом, допустим, 1,99 млрд рублей платит на несколько сотен миллионов рублей меньше, чем крупное предприятие с выручкой более 2 млрд рублей в год. То есть разница в обороте небольшая, а разница в налогообложении, по сути, ставит барьер переходу в крупный бизнес и его развитие. Такая ситуация возникла не намеренно, но мы хотим намеренно ее исправить?»

Кстати, со слов Гончарова, инициатива была с пониманием встречена Минпромторгом РФ, также идею поддержала бизнес-омбудсмен Москвы Татьяна Минеева.

Проведя небольшой анализ состояния ресторанного рынка мы пришли ко мнению, что получение налоговых льгот желанно для любого бизнеса, большого либо малого. Скорее всего, именно этим, а не нарушением принципа конкурентности стоит обосновывать желание крупного бизнеса расширить границы (с хорошим запасом), чтобы соответствовать предъявляемым требованиям. Вряд ли интересы обычных ресторанов и кафе пересекаются с гигантами отрасли (за редким исключением).

Портал Руспрофайл.Ру по запросу основного вида деятельности: кафе, рестораны (в том числе доставка готовых блюд) и общепит с выручкой более 2 млн рублей выдал список из 65 компаний. А при увеличении выручки до показателя свыше 15 млрд – 7 компаний. Мы решили их перечислить:

  • ООО «Макдоналдс», учредителем которого является иностранное юридическое лицо, выручка за 2020 год 58 млрд;
  • ООО «Туризм травел маркетинг-групп», владелец Селчук Бугай, выручка 20 млрд;
  • По теме

  • ЗАО «Москва – Макдоналдс», учредитель – юрлицо из Канады, выручка 18 млрд;
  • ООО «Родник», учредители Амиль Бабаев и Натиг Ахмедов, выручка 52 млрд;
  • ООО «Слава», основной собственник Владимир Любомиров (84%), выручка 113 млрд (уставный капитал при этом 10 000 рублей!);
  • ООО «Интернэшнл Ресторант Брэндс», владелец – российское юридическое лицо, учредителем которого на 85,25% является кипрская компания, а 14,75% принадлежит структурам ПАО ВТБ, выручка 18 млрд;
  • ООО «Город» из Удмуртии, где собственницей является Оксана Запевалова, а выручка составляет 52 млрд рублей.

Для примера, один и известнейших ресторанов Москвы «Савой» комфортно разместился в зоне малого предпринимательства. Судя по тому, что сайт www.savoy.ru указан как официальный сайт компании АО «Инфа-Отель», адрес данной фирмы и ресторана на Яндекс-картах также совпадают: Москва, улица Рождественка, 3/6с1, - можно предположить, что АО «Инфа-Отель» это юридическое лицо ресторана «Савой». Выручка компании за 2020 год, согласно данным портала Rusprofile.Ru, составила 126 млн рублей, что далеко не 2 млрд.

Оборот гарантирован

Если не принимать во внимание сети, работающие в России под международными брендами, то чуть ли не единственным конкурентом малых и средних предприятий остается сеть кафе «Му-му», которую представляет ООО «Фастлэнд», принадлежащее Андрею Деллосу. Эта сеть борется за клиентов на открытом рынке, и её годовой оборот в 2020 году составил 2,6 млрд рублей.

Другие гиганты общепита конкурируют, скорее, между собой, деля рынок госзаказов или специализируясь на обслуживании целых отраслей: нефте-газовых предприятий, армии, МВД, системы образования и прочих. Солдат нужно кормить в любом случае, здесь коронавирусные ограничения на оборот не влияют, главное – выиграть конкурс, а деньги в заявленном объеме поступят. Но почему бы не заработать под шумок еще и на льготах?

С военным ведомством гражданские фирмы работают через АО «Военторг» (учрежденное этим же ведомством), с которым у Минобороны заключен контракт на оказание услуг по организации питания военнослужащих. Партнерами «Военторга» являются 32 компании, среди которых многие имеют оборот, превышающий 2 млрд рублей:

Почти каждый из представителей компаний, связанный с этим важным и необходимым процессом по снабжению едой наших военнослужащих, мог иметь интерес заявить о неточности в формировании льгот.

Другой возможной фигурой, стоящей за обращением омбудсмена, мог бы быть президент группы компаний GoodFood, владелец московского комбината питания «Сатурн-ШБС-3» и предприятия "Руссоцкапитал" Игорь Баранов. «Сатурн-ШБС-3» – один из крупнейших поставщиков детского питания для Департамента образования города Москвы, отдельных учреждений Департамента здравоохранения города Москвы и некоторых предприятий социальной направленности (например, с ГБУ Социальный Дом «Москворечье» было заключено 5 контрактов на сумму 525 894 404 рублей).

Третье заинтересованное лицо с большими возможностями – собственник компании ООО «Фастлэнд» Андрей Деллос. Во-первых, он реально конкурирует с малым и средним бизнесом (речь идет о сети «Му-му»), играя с ним на одном поля, борясь за одних и тех же клиентов. Во-вторых, оборот в 2,6 млрд не так сильно отличается от 2 млрд, а налогов могло бы выплачиваться на миллионы меньше, подними закон планку по обороту. А что цифра стоит именно 15 млрд – во-первых, как задел на будущее; во-вторых, как говорится, проси больше, получишь своё.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 05.11.2021 10:30
Комментарии 0
Наверх