Версия // Общество // Гибель 1197 человек заставила США вступить в Первую мировую войну

Гибель 1197 человек заставила США вступить в Первую мировую войну

8687

Потопление «Лузитании» - вопросы и версии. Итоги

«Лузитания» стоит на приколе в Нью-Йорке. Фото: Wikipedia / George Grantham Bain
В разделе

Иногда кажется, что англичане специально подставили под удар «Лузитанию». Даже если это не так, то Великобритания получила максимальную выгоду из трагедии. Не сразу, но США вступили в Первую мировую войну.

Торпеда

У командира U-20 остались только две торпеды, и он принял решение возвращаться в базу, обогнув Ирландию с востока. U-20 всплыла на поверхность для зарядки аккумуляторных батарей. Через некоторое время сигнальщик увидел «Лузитанию». U-20 на максимальной скорости пошла на сближение с лайнером. Немцы знали о соглашении британского Адмиралтейства и компании «Кунард Лайн» - это не было секретом – и в своих документах считало «Лузитанию» и «Мавританию» вспомогательными крейсерами, тем более, что «Мавритания» официально на время войны входила в состав военно-морского флота.

Есть вероятность того, что на момент атаки Швигер не знал о 1262 пассажирах на борту «Лузитании». С расстояния 700 метров из подводного положения была пущена торпеда. На лайнере торпеду заметили, но было поздно. Прогремел взрыв. Как говорили пассажиры лайнера, образовалась огромная пробоина. Через несколько секунд последовал второй взрыв, значительно более мощный. Его природа не ясна. По одной версии, командир U-20 выпустил две торпеды, по другой – сдетонировали боеприпасы, которые перевозил лайнер. Столб воды, пара, угольной пыли, обломки поднялись выше мачт лайнера, а потом упали на шлюпочную палубу «Лузитании». Очевидцы сообщали о столбе пламени. В течение двух минут лайнер накренился на 15 градусов. Радист лайнера передал сигнал SOS. Более 20 боевых кораблей и торговых судов поспешили к месту атаки. Через 10 минут после взрыва «Лузитания» стала уходить под воду.

Командир U-20 наблюдал за последствиями атаки через перископ. Он сделал запись в вахтенном журнале: «…Не мог выпустить вторую торпеду в это скопище людей, пытающихся спастись». Капитан «Лузитании» оставался на мостике до тех пор, пока вода не выбросила его за борт. В воде он нашел палубный шезлонг и использовал его для спасения. По воспоминаниям пассажиров и членов экипажа, тонула «Лузитания» с громоподобным рёвом. Через 18 минут после атаки лайнер затонул в 19 км от берега. Глубина моря в месте гибели лайнера 93 метра, и когда «Лузитания» коснулась носом грунта, корма ещё высилась над водой. Как только корабль окончательно ушёл под воду, образовалась водяная воронка, затягивавшая людей на большую глубину. Одну из пассажирок затянуло воронкой воды в огромную дымовую трубу, но вырвавшийся из парового котла воздух буквально вытолкнул её на поверхность. Сотни человек оказались в воде при температуре 11 °С Воздух из затонувшей «Лузитании» время от времени выходил на поверхность огромными пузырями.

Спасательная операция

Танкер «Наррагансетт», первым принявший сигнал бедствия с «Лузитании», шел на спасение полным ходом. Вдруг на танкере заметили перископ подводной лодки. Это была U-20. Вальтер Швигер выпустил по танкеру последнюю торпеду. «Наррагансетт» сумел совершить противоторпедный маневр, и торпеда прошла вдоль кормы. Капитан танкера решил, что сигнал бедствия был передан немцами, чтобы спровоцировать капитанов судов идти на помощь лайнеру. Танкер развернулся и противолодочным зигзагом стал уходить от места атаки лайнера и гибнущих людей.

По теме

Неразберихи хватало. Командир крейсера «Джуно», первым прибывшим на место катастрофы, получил приказ вернуться в базу, так как спасение якобы уже проводилось другими судами. Крейсер подобрал лишь пять человек, и ушёл с места атаки. Капитаны торговых судов «Этониан» и «Сити оф Эксетер» на своем пути к месту гибели «Лузитании» заметили подводную лодку – вероятно, U-20 - и решил, что спасать пассажиров лайнера в таких условиях должен военно-морской флот. Эти пароходы так же развернулись и ушли на запад... Спасали пассажиров около десяти небольших рыболовецких траулеров и буксиров. Единственным относительно крупным судном, принявшим участие в спасательной операции, был греческий пароход «Катерина», капитан которого не побоялся спасать людей под угрозой атаки немецких подводных лодок. Все суда со спасёнными людьми на борту, вечером прибыли в порт Квинстаун. С начала ХХ века это была вторая – после гибели Титаника» - крупнейшая катастрофа на море.

После атаки

Жертвами атаки стали 1197 человек, включая 287 женщин и 94 ребенка, из которых 35 – младенцы до одного года. Лондон практически сразу подтвердил информацию об атаке, Берлин и Вашингтон медлили. Они ждали информацию от немецких моряков. С осуждением атаки выступили даже Стамбул и Вена – союзники Германии в Первой мировой войне. Англичане, как сказали бы в наше время, начали массированную атаку на Германию в СМИ. В этой медийной атаке активную роль играл Первый лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль, который, как мы помним, запретил конвоирование «Лузитании» кораблями королевского флота. После окончания Первой мировой войны, Великобритания внесла атаку на «Лузитанию» в список военных преступлений Германии.

8 мая с официальным заявлением выступил Берлин. Представитель Правительства Германии в США заявил, что причиной атаки на «Лузитанию» была военная контрабанда на её борту, что было абсолютной правдой. Немцы рассматривали «Лузитанию» не как пассажирский лайнер, а как вспомогательный крейсер. Но маховик пропаганды делал своё дело. Папа Римский Бенедикт XV отправил кайзеру Германии Вильгельму II телеграмму, в которой осуждал его – кайзера – бесчеловечные методы войны. В очень неудобное положение попали представители порта Нью-Йорк. Ведь их фактически обвинили в потворстве военной контрабанды. В порту заявили, что никаких военных грузов на «Лузитании» не было, что тут же опровергли сами англичане, заявившие, что боеприпасы на борту лайнера были. Историю постарались замять.

10 мая выступил Президент США Вудро Вильсон. С одной стороны, он заявил, что нельзя допустить эскалацию конфликта, с другой – предупредил Германию, что любая последующая атака на пассажирские суда будет расценена США как «осознанно недружественный шаг».

В ряде городов Великобритании и Канады начались антигерманские погромы. Крушили собственность, принадлежавшую немцам.

В ходе судебного процесса были засекречены все упоминания о военном грузе, перевозившимся на лайнере. Британское Адмиралтейство всю вину возлагало на капитана Тернера. Часть обвинений были справедливы – несмотря на радиограммы-предупреждения, он не применил противолодочный зигзаг и снизил скорость. Часть была явно надумана, чтобы обелить честь мундира военных моряков.

Вудро Вильсон 3 февраля 1917 объявляет в Конгрессе о прекращении дипломатических отношений с Германией. Фото: Wikipedia / Harris & Ewing
Вудро Вильсон 3 февраля 1917 объявляет в Конгрессе о прекращении дипломатических отношений с Германией. Фото: Wikipedia / Harris & Ewing

Однако, попыткам «спустить дело на тормозах» мешал факт второго мощного взрыва на борту. Причина его официально не установлена по сей день. Моряки лайнера говорили об одной торпеде. Английские кораблестроители провели расчеты, которые показали, что даже попадание двух торпед не могли вызвать такие разрушения корпуса лайнера, из-за которых он затонул через 18 минут. Истинный грузовой манифест «Лузитании» был опубликован только в 1965 году. Действительно, в трюмах лайнера было большое количество боеприпасов, и именно в эту часть корабля попала торпеда с U-20.

В 1993 году обломки «Лузитании» были исследованы экспедицией Роберта Балларда. О действиях Балларда у берегов Крыма смотри статью «Псевдонаучная экспедиция».

Пробоина находится под слоем ила. Баллард предположил, что взорвалась угольная пыль в бункерах лайнера. Критики этой теории отрицают возможность такого взрыва.

Политические последствия

В Великобритании и США развернули массированную компанию по поводу варварства немецких подводников. Утверждалось, что командиры немецких субмарин – нелюди, которым не место в цивилизованном обществе. Из-за такого давления, несмотря на мнение военных моряков, кайзер остановил неограниченную подводную войну у берегов Великобритании. Возобновили её только в январе 1917 года. Около Британских островов было потоплено 7 американских торговых судов. Это послужило поводом к вступлению США в Первую мировую войну на стороне Антанты. Конечно, это был только повод.

Заключение

«Лузитания» разрушается быстрее, чем «Титаник». В 1982 году на поверхность были подняты три из четырех гребных винтов лайнера, а экспедиция 2012 года запустила в грузовой трюм судна телеуправляемого робота. Полученные снимки показали, что в трюме много патронов и медных слитков. Очень интересен один факт. При спусках в 90-е годы и в 2009 и 2012 годах, около корпуса было зафиксировано большое количество обломков и неразорвавшихся глубинных бомб от бомбомета «Хеджехог» времен Второй мировой войны. Все исследователи сходятся во мнении, что Королевский ВМФ Великобритании после Второй мировой войны специально бомбил обломки лайнера, чтобы скрыть истинные причины второго взрыва. Гибель «Лузитании» по-прежнему окутана тайной.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 18.07.2020 10:00
Комментарии 0
Наверх