Версия // Общество // Генсек ЦК КПСС заставил Минсудпром проектировать погружающийся ракетный катер

Генсек ЦК КПСС заставил Минсудпром проектировать погружающийся ракетный катер

3584

Необычные корабли. Погружающиеся катера

Генсек ЦК КПСС заставил Минсудпром проектировать погружающийся ракетный катер
В разделе

Военно-морской флот структура консервативная. Даже прорывные, эпохальные корабли базировались на вполне традиционных технологиях. Но иногда у инженеров возникали идеи, выходящие за рамки технического прогресса. Эти идеи не перестают удивлять до сих пор. Первоначально они нравились военным морякам, и под них заказывались единичные корабли и даже серии. В этой статье мы расскажем о некоторых таких необычных кораблях.

Мечта Генерального секретаря

Генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев был человеком увлекающимся. Кто рассказал ему об этой идее, доподлинно неизвестно, но Генсек загорелся, и фактически заставил судостроительную промышленность СССР заняться разработкой этого удивительного корабля. Есть версия, что к этой идее он пришел сам, когда осматривал базу в Балаклаве, где базировались катера, спроектированные в ЦКБ-5 и ЦКБ-19 и подводные лодки. Генсек предложил объединить катер и подводную лодку. Официально проект назывался опытный малый погружающийся ракетный корабль проект 1231 шифр «Дельфин».

Хрущев был принципиальным противником строительства крупных военных кораблей. Он был сторонником ракетного оружия, и всячески поддерживал любые работы, связанные с ракетами, в том числе и на флоте. Кто-то доложил о новой концепции. Ракетный катер (или малый ракетный корабль) выдвигается в район боевых действий в надводном положении. Для увеличения скорости корабль оборудован подводными крыльями. Напомним, что именно в то время начал свою работу над крылатыми гражданскими судами гениальный советский конструктор Ростислав Евгеньевич Алексеев. Именно в те годы появились и обрели невероятную популярность на реках СССР «Ракеты» и «Метеоры». Военные также захотели, чтобы подводные крылья были установлены на катерах флота. Об этом мы расскажем в следующей статье. При заходе в район боевых действий корабль должен был погрузиться (!) и в подводном положении осуществить сближение с целью. После этого корабль всплывает и на подводных крыльях, на максимальной скорости выходит в точку пуска ракет. Отход может производиться как в подводном, так и надводном положении. Услышав такое, Никита Хрущев загорелся, и со свойственной ему настойчивостью взялся за реализацию этого, казавшегося фантастическим проекта.

Разработка проекта

По теме

Не смотря на всю необычность замысла, работы по теме «Дельфин» велись почти 6 лет, с 1959 до 1964 года (По другим данным проект был закрыт в 1965 году). Конструкторские документы довели до высокого уровня проектной проработанности. Был разработан технический проект будущего корабля. Прекращение работ было связано с тем, что Никита Сергеевич Хрущев был смещен с должности Генерального секретаря В конструкторских бюро вздохнули с облегчением – больше не надо было «скрещивать ежа и ужа».

Достоверно известно, что первым высказал мысль о погружающимся торпедном катере в 1939 году Валериан Бжезинский. Тогда в Особом техническом бюро НКВД при заводе №196 в Ленинграде разрабатывался проект погружающегося торпедного катера М-400 «Блоха». В надводном положении водоизмещение «Блохи» было 35 тонн и скорость 33 узла, в подводном – 74 тонны и скорость 11 узлов. Вооружение катера состояло из двух торпедных аппаратов и одного пулемета. Тактика будущего применения была приблизительно такой же, как и у «Дельфина». М-400 начали строить на заводе имени Андре Марти – ныне Адмиралтейские верфи. К июню 1941 года готовность катера составила 60%. В 1942 году из-за блокады проект заморозили, а после того, как во время обстрела был поврежден корпус «Блохи» – проект окончательно закрыли.

Головным разработчиком «Дельфина» назначили ЦКБ-19 – начальник бюро Игорь Костецкий. Так как проект 1231 курировал лично Генеральный секретарь, то это отразилось и на изменение в структуре Министерства судостроения. В результате слияния ЦКБ-19 и ЦКБ-5 родилось «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз»». Одна из основных проблем заключалась в том, что работу по проекту 1231 вели ЦКБ, занимавшиеся до этого проектированием боевых катеров, и не имеющих никакого опыта в проектировании подводных лодок. Но, тем не менее, этап за этапом, работа шла. Главное, во что уперлись проектировщики, заключалось в том, что требования для надводного корабля и подводной лодки просто противоречат друг другу. В конечном итоге пришлось отказаться от ряда требований, которые были обязательны при проектирования корабля. Так, убрали доступ при эксплуатации к некоторым механизмам и устройствам корабля, отказались от резервных источников электропитания, от некоторых мер по защите корабля и систем дублирования энергетической установки и корабельных систем, и так далее. Дополнительной сложности добавляло требование ограничений по водоизмещению корабля проекта 1231. что приводило к необходимости создания специально облегченных приборов и механизмов. Еще одной проблемой было управление механизмом поворота носового крыла. Дело в том, что Алексеев создавал свои «Ракеты» и «Метеоры» для работы на реках и водохранилищах, где требования по мореходности были не главными. Военные же хотели, чтобы «Дельфин» мог эксплуатироваться и при плохой, штормовой погоде. Как мы уже говорили, работы по проекту вышли на уровень технического проекта. Получился корабль водоизмещением 450 – 600 тонн, длиной 63 метра, скоростью надводного хода 14 – 38 узлов (последняя цифра при движении на подводных крыльях) и скоростью под водой 4 узла. Дальность плавания до 700 миль в зависимости от режима движения. Вооружение составляло 4 крылатых ракет П-25 с дальностью действия в 40 км. Ракеты располагались в 4-х контейнерах, находящихся вне прочного корпуса корабля. Никакого оружия самообороны (артиллерия) не предусматривалось. В качестве защиты предполагалось использовать режим хода в полупогруженном положении – когда над водой находилась только рубка и небольшая часть корпуса. Экипаж катера должен был состоять из 12 человек.

Но после снятия Хрущева с должности, все с облегчением закрыли тему. Конструктора были уверены, что довести до ума такую конструкцию было нельзя. Тем более, что ещё до начала проектирования в ЦКБ-19 провели моделирование и определили – сфера применения таких кораблей была бы очень небольшой. Она ограничивалась зонами за пределами радиуса действия береговой истребительной авиации противника. А это, в свою очередь, резко повышало требования по дальности и автономности корабля проекта 1231.

Погружающийся катер – носитель боевых пловцов проекта 21310 «Тритон НН»

По теме

Следующий катер, который двигался на воде и под водой, прошел испытания. Пошел ли он в серию, или нет – неизвестно. Впрочем, это секретность понятна, ведь речь идет о погружающимся катере для боевых пловцов Разведки Специального назначения СпН ВМФ России.

Для преодоления небольших расстояний боевые пловцы используют буксировщики – индивидуальные средства движения. Для перемещений на большие расстояния используются специальные сверхмалые подводные лодки – СМПЛ. В 70-е годы ХХ века рад стран создали свои образцы таких сверхмалых подводных и построили их небольшими сериями. Такие СМПЛ строились в США, СССР, Великобритании, Франции, Италии и Югославии. В Советском Союзе были построены две серии СМПЛ – 32 единицы двухместной подводной лодки проекта 907 «Тритон-1М» и 13 шестиместных лодок проекта 908 «Тритон-2». Эти СМПЛ были лодками так называемого «мокрого» типа, то есть внутри лодки вода, и боевые пловцы находились в них в масках и с подключенными ребризирами. Есть лодки «сухого» типа. В них боевые пловцы дышат воздухом внутри лодки. У таких СМПЛ обязательно должна быть шлюзовая камера для выхода пловцов в воду. Советские СМПЛ находились в составе ВМФ до конца 90-х годов. Сегодня многие из них являются памятниками.

Дальность плавания у таких лодок определялось ёмкостью аккумуляторов, установленных на ней. Так, например, «Тритон-2» при скорости 5 узлов мог преодолеть расстояние 60 морских миль – около 111 км. Поэтому доставлять такие лодки к месту атаки должны были или оборудованные большие субмарины, или специальные разведывательные корабли, замаскированные под гражданские, часто рыболовецкие, суда.

СМПЛ находились у них в трюме, а выход в море производился через специальный шлюз в подводной части корпуса. Внешне определить момент выхода было невозможно.

Такие СМПЛ (естественно, других типов) до сих пор стоят на вооружении многих стран. Но не всегда их носитель может подойти достаточно близко, чтобы выпустить СМПЛ. Поэтому родилась новая идея, реализовать которую в первой четверти XXI века оказалось не сложно. Суть её в следующем. Группа боевых пловцов на скоростном катере приближается к объекту атаки. В надводном положении радиус действия катера достаточно большой. При подходе к порту, катер погружается. Дальнейшее движение происходит на электромоторах. Такие катера могут быть как «мокрого», так и «сухого» типов. После выполнения задания аквалангисты возвращаются на катер, отход осуществляется сначала в подводном положении, а с безопасного расстояния – в надводном положении.

Сегодня такие катера достаточно распространены. Например, они есть во флотах США, Великобритании и Ирана. Естественно, такая техника секретная. Но в 2014 году в российском сегменте интернета появилась информация о российской разработке – погружающимся катере-носителе боевых пловцов проекта 21310 «Тритон-НН». По открытым источникам, основной принцип работы катера – «берег» – «берег», то есть в закрытых морях. Например, в Балтийском или Чёрном море группа боевых пловцов загружается в «Тритон-НН» в базе, и после выполнения задания выходит из катера там же, в базе. Иными словами, потребность в носителях для доставки к месту операции, отпадает. По открытым данным, «Тритон-НН» был разработан в ЦКБ «Лазурит» в 2001 – 2002 годах. «Лазурит» расположен в Нижнем Новгороде, и разрабатывает проекты боевых подводных лодок и лодок специального назначения, а также подводных сооружений и средств. Разработка проекта была начата еще в 1988 году, но с распадом СССР тема была заморожена. Работы возобновили в 2000 году. Опытовый катер прошел испытания на Балтике в 2008 году в Парусном. В 2008 году велась подготовка к серийному производству катера. По данным шведского эксперта Йоахима фон Брауна, надводная скорость «Тритона-НН» составляет от 30 до 40 узлов. Остальные технические данные, по понятным причинам, неизвестны. Так как неизвестно и то, был ли этот катер принят на вооружение Разведки Специального назначения ВМФ России, и если да, то сколько катеров было построено. Честно говоря, непонятно, почему вообще информация о «Тритоне-НН» появилась в открытом доступе. Но то, что такого рода технические средства стоят на вооружении флота, сомневаться не приходится.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 23.06.2023 12:00
Комментарии 0
Наверх